Фуга дождя

Лауреаты Фонда Всм
АНТОНН БРАГИН - ВТОРОЕ МЕСТО В ПЕРВОМ КОНКУРСЕ ФОНДА ВСМ

На улице шёл дождь. Старику оставалось девять дней до столетнего юбилея. Он с усилием открыл пыльную крышку рояля и положил руки на клавиши... В окно ворвался влажный порыв ветра и вскрутил стопку легендарных партитур и рукописей. Старик едва повернул голову и смотрел на вихрь через отражение в дэке, чтобы не перенапрячь шею. Вся жизнь прокручивалась перед ним в осколках пролетавших мелодий: его первое сочинение, посвящённое девочке, которую он тогда очень любил, но так и не смог ей в этом признаться, она уехала в столицу, оставив его под дождём на пероне с расплывающимися нотами в руках; студенческие годы – и первый концерт на большой сцене, молнию сверкнувшую под финальный аккорд и долгие овации слушателей; то, как любимой преподносил вместо цветов распускающиеся аккорды и то, как она наиграла ему в ответ Мендельсона на скрипке... Жизнь, полная звуков и гармоний. Овладев гармонией домашнего очага и семейного счастья, они родили трёх детей с идеальным слухом, первый начал сочинять в три года и вскоре прославился на всю страну... Пролетевшая мимо пятая симфония Бетховена напомнила старику тот момент, когда он впервые стал дедушкой, ведь от средней дочери он этого никак не ожидал... В глазах Старика навеки поселился солёный кусочек дождя в день когда он расстался с женой под третью часть второй сонаты Шопена си-бемоль-минор. Дети выросли, отправились покорять мир...

Ветер утих. Пальцы отказывались шевелиться. Старик попытался играть аккордами и услышал расстроенный звук отсыревшего за прошедшую осень фортепиано. На клавишу упала одинокая капля досады, но старик не сдавался. Он сложил руки на коленях, закрыл немного влажные глаза и начал слушать... Дождь мерно усиливаясь шёл по улице мимо окна. Старик слышал каждую каплю в отдельности, он воспринимал дождь, как полифонию, и наслаждался переплетением тысячи голосов. Каждый голос порождал круги, иногда вступали радостные темы пробегающих по лужам мальчишек, спорящих, кто дальше прыгнет, побочная партия матерей, упорно зовущих домой промокших насквозь сыновей, и всё-таки чувствовалось неслышное присутствие взрослых под зонтами, каждому из которых дождь мешал.

Старик мысленно взял первую ноту прелюдии Баха, подхватил её голос сопрано, вскоре альт уже играл противосложение. Кажая нота, каждый нюанс был сохранён в памяти старика, он помнил каждое движение пальцев: поклон перед басом, перебегающий средний голос, поющий и украшенный больше других мардентами сопрано. Прелюдия быстро подвела произведение к паузе.

На улице шёл дождь. Начиналась фуга. Старик сидел с закрытыми глазами, с руками на коленях, но играл, как никогда в жизни, и получал от этого необыкновенное удовольствие. Казалось, его подхватил какой-то поток, подобный тому, что только-что крутил бумаги, но этот состоял из звуков, ощущений и потрясающих переплетений музыки и жизни, всё связалось, скрутилось воедино и выплеснулось в одну единственную тему. Заплакала, как новорожденный ребёнок, и перепрыгнула в другой голос, делая первые, но уже устойчивые шаги, следующее проведение темы было уже подобно мальчику, покидающему детство... Старик слышал дождь, аккомпанирующий его мыслям и вступил в интермедию, потеряв опору найденной темы... Это было подобно полёту, старик как бы спрыгнул с верхушки своей жизни и стремительно помчался дальше... Нотные брызги разлетелись в стороны. За столько лет дождей, тут накопилось целое море воспоминаний. Тема вступила в разработку, старик продолжал играть, переигрывать свою жизнь. Мелодия нырнула в океан древних мыслей, и, перепрыгнув три котла, стала снова переживать влюблённость, признание, любовь, рождение, воспитание и снова, и всегда любовь!
К коде они подошли, как к расцветающему генеалогическому древу – дереву жизни, где каждый цветок подобно сакуре распускался, отцветал и порождал новые плоды вишни, дающие корни деревьям следующих поколений... В этом торжественном, последнем проведении старик внезапно открыл глаза и обнаружил свои руки молодыми, играющими на пианино в его старой музыкальной школе, а в отражении своё молодое, красивое лицо, увитое золотыми кудрями. Дождь заканчивался. Юноша, недоиграв, вскочил со стула и побежал на улицу. Он мчался, подпрыгивая над каждой лужей и шлёпая в самый её центр, нёсся со всех ног, не останавливаясь, не веря своему счастью. Добежав до дома, он быстро поднялся на второй этаж и, влетев в комнату с приятной молодому телу отдышкой, вдруг заметил сидящую за роялем со сложенными руками тень старика. Юноша оцепенел, стал медленно приближаться к отражению, но в этот момент где-то за горизонтом прогремел гром - последний аккорд неизвестной фуги, и тень стала медленно исчезать.

В окне улыбалась радуга - начиналась новая жизнь...

Браги 10-11.09.2006г.



Словарь музыкальных терминов:

*ПОЛИФОНИЯ(от поли... и греч. phone — звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий

**ФУГА(итал. fuga, букв. — бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки. Имитационные проведения темы перемежаются с т. н. интермедиями, в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6.

***ИМИТАЦИЯ(от лат. imitatio — подражание), точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. На имитации основываются многие полифонические формы, в т. ч. канон и фуга.



При возможности станьте спонсором Фонда.
Логин Фонда velstran