К объяснению божественных сил

Валерий Богдашкин
 

 Полемические филосовские заметки
 
 С первых шагов сознательной жизни на земле человечество поняло, что, кроме видимого мира, существует мир невидимый. Причём уже на ранних стадиях своего развития люди знали, что невидимый мир неоднороден и несёт в себе силы добра и зла. Силы добра объединялись в понятие Белого Бога (Белобог), ему поклонялись, задабривали жертвоприношениями, просили у него помощи.
Силы зла соединялись в образ Чёрного Бога (Чернобог), которого боялись и защищались от него оберегами - особыми знаками, вышитыми на одежде или вырезанными на дереве бытовых предметов (посуда, скалки, трепало).
Человек не придумывал Бога, но чувствовал его во все времена - и находясь в язычестве (политеизм), и в средние века в период расцвета монотеизма, и теперь в эпоху прогресса науки и техники и известного застоя в идеологии и морали.
Почувствовав Бога ещё в древности, человек пытался понять и объяснить его, изобретая ту или иную религию как форму мироощущения от ранних (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм) до более поздних (буддизм, иудаизм, христианство, ислам). При этом позднии религии часто включали в себя элементы ранних (фетишизм, анимизм, некоторые языческие обряды).
Характер религии зависит от национальных особенностей народа, его ментальности, образа жизни и определяет для человека правила поведения, известные рамки, образованные традицией, обычаями и обрядами. Вековой культурный и религиозный опыт народов не исчезает, а вплетается в более позднии религии, образуя многослойное образование. Так, в христианских странах до сих пор сохранились языческие карнавалы, украшение новогодних ёлок, Дед Мороз (Николаус, Санта Клаус), празднование Ивана Купалы, рудименты Красной горки.
Однако, в силу особенностей человеческой психики создатели новой религии как правило отрицают все прежнии, хотя и используют их. Характерен в этой связи пример с коммунизмом, построенным на основе христианской религии, бог - К. Маркс, святые – Ф.Энгельс, В. Ленин, И.Сталин (впоследствии низведённый в великие грешники наподобие сатаны), презрение к богатству и вера в царство справедливости в будущем (в данном случае не на небесах, а на земле). Схожи и атрибуты: иконостас – это портреты вождей, алтарь - „красный уголок“, демонстрации с транспарантами - аналоги крестных ходов с хоругвями..
Несмотря на этно-культурные различия, все религии включают в себя понятия добра и зла, то есть Белобога и Чернобога, как бы их при этом ни называли. Это самое раннее филосовское открытие человека в силу своей фундаментальности никто никогда не пытался опровергнуть. Очевидно, что силы добра и зла реально существуют, только они невидимы как и весь невидимый мир. Человек же видит только проявления этих сил или их реальных носителей. Естественно, что к силам добра люди относятся позитивно и наоборот, к силам зла – отрицательно, только при этом часто возникают трудности в оценке – что есть добро, а что зло? Для людей с негативной ментальностью, например, хорошо то, что плохо другим, с позитивным мышлением. Затрудняет также объективную оценку многоликость и изменчивость зла, диалектическое „перетекание“ добра в зло и наоборот.
Немаловажно и то, что в условиях снижения роли религий в обществе в сознании людей стирается грань между добром и злом, грехом и добродетелью, что не может не сказываться на общем уровне нравственности народа.
Итак, любую религию создаёт сам человек на основе предыдущего опыта и своего понимания Бога. Иногда создатели религии утверждают, что вдохновлены Богом. Возможно, но пишут религиозные каноны люди, а Бог не пишет и не говорит ни на одном человеческом языке. Общение высших сил с человеком осуществляется иным, неречевым путём через интуицию, предчувствие и пр.
По-разному понимая и объясняя Бога, все люди на земле в него верят, в том числе и убеждённые атеисты, которые отрицают всего лишь ту или иную религию, потому что самого Бога в отличие от религии человек не придумал, а почувствовал.
Как же представляются соотношения добра, зла и самого Бога? Или эти три начала - одно и тоже сверхявление в разных ипостасях?
Не стремясь вернуться к языческому многобожию, можно представить себе существование единого бога – Всевышнего (Творец, Вседержитель, Судья). Он дух, парящий над всем на земле и в космосе. Он ни хорош и ни плох, к нему, вообще, неприменимы бытовые понятия. Он сотворил вселенную и следит за её существованием. Но как следит? Какие у Творца, говоря земным языком, рычаги управления (или кнопки на пульте)?
В основе существования мира лежит закон единства и борьбы противоположностей. Этот диалектический закон сформулировал Гегель, но и до него, и после мыслители сталкивались со взаимодействием противоположных начал, правильно, по сути, понимая их связь. Именно через этот закон осуществляет управление Вседержитель. Универсальность этого закона определяется тем, что ничто, никогда и нигде не может существовать без своей противоположности: мужчина – женщина, тепло – холод, плюс – минус, богатство – бедность, правда - ложь и т.д. Исключения случаются всегда, но никогда не изменяют правила. В качестве примера можно привезти историю взаимоотношений США и СССР. Эти страны несли два противоположных взгляда на мир и противоборствовали, стремясь каждая стать первой и избавиться от конкурента. Когда не стало одной противоположности (СССР), нарушилось равновесие и сразу обозначились два параллельных процесса. С одной стороны, стагнация с признаками деградации в общественной жизни страны-победительницы, а, с другой, попытки определённых сил („неприсоединившиеся“ страны и другие организации экстремистского толка) занять освободившееся место противовеса. Судьба победителя будет зависеть от появления достойной противоположности, способной уравновесить положение. В противном случае наступит разложение победителя со вполне предсказуемыми последствиями. Кстати, КПСС развалилась не от происков оппонентов, которые были и будут всегда, а от отсутствия противоположности во внутренней жизни страны.
„Опираясь“ на закон единства и борьбы противоположностей, Всевышний управляет миром через взаимодействие добра и зла, которые всегда в единстве и всегда в борьбе, и ни одно из этих начал не может победить и не может проиграть – иначе нарушится равновесие и мир рухнет. Без зла не было бы добра и наоборот. И так будет вечно, пока существует мир. Как только погибнет добро или зло мир рухнет. А вот, этого Творец допустить не может! Иначе зачем он создавал вселенную?
Иными словами, Вседержитель правит миром через Белобога и Чернобога, которые играют роль рычагов управления или чаш весов и всегда находятся в равновесии, в единстве и борьбе. Если перетягивает одна чаша, тут же вмешивается Творец и равновесие восстанавливается. Он не может допустить победы одной из сил!
Спускаясь ниже по „иерархической лестнице“, можно задаться вопросом – какими средствами проявляют себя и борются друг с другом силы добра и зла?
Белобог, олицетворяющий добро, проявляет себя в тотемах (виды животных, покровительствующие тому или иному племени), с помощью Вакха в греческой мифологии или латинского Бахуса, в славянской языческой интерпретации через Ярилу (бог радости и веселья), Велеса (покровитель скота), в более поздних религиях, христианстве и исламе, через посланников (Иисус Христос, Мухаммед). Большую роль в проявлении сил добра играют священные предметы (фетиши) – амулеты, обереги, талисманы, иконы, кресты, мощи, и ангелы (вестники) как посредники между Белобогом и людьми (иудаизм, христианство, ислам).
Чернобог, носитель зла, многолик в проявлениях, направленных против своего оппонента и людей. Это славянский языческий Стрибог, навии (души умерших злых людей) и другая нежить (водяной, полевой, леший, русалки, кикимора, лихорадка - женщина в белом, несущая болезни). И конечно же, сатана, под разными именами присутствующий в разных религиях, в том числе в христианстве и исламе, и его посланники бесы.
Если Белобог и Чернобог действуют на людей через своих вестников, то и человек взаимодействует с силами добра или зла, усиливая или ослабляя их в зависимости от рода своей деятельности. Так, канонические церковные богослужения и молитвы направлены к силам добра, как бы при этом они ни обозначались. Ни одна мировая религия не учит злу, призывая людей к терпимости и добру. Белобогу служат также многие человеческие деяния (благотворительность, милосердие, сочувствие и т.д.), из-за многочисленности и общеизвестности которых все не стоит и перечислять.
Но существуют сферы деятельности человека, умножающие зло. Это оккультные науки, чёрная магия, тоталитарные и сатанинские секты, тайные организации всякого рода „мстителей“. Часто тёмные силы прикрываются крестом и чёрной рясой или кораном, декларируют „восстановление справедливости“, по сути, действуя из корыстных или разрушительных побуждений. К сожалению, из-за лёгкой внушаемости многих людей им зачастую удаётся добиться поставленных целей.
Издревле, чувствуя угрозу со стороны сил зла, человек защищался ритуальными действиями, молитвами и священными предметами, о которых упоминалось выше.
Итак, Белобог и Чернобог определяют жизнь человека, который в свою очередь своими деяниями служит силам добра или зла, усиливая или ослабляя их.
Если борьба противоположных начал, несмотря на многообразие форм, всё-таки более или менее ясна, то чрезвычайно сложен вопрос их единства.
Прежде всего следует заметить, что ещё в древности человек почувствовал зыбкую грань между добром и злом, поэтому почти во всех языческих религиях главные боги могут принести добро, но могут и зло, в зависимости от того, как они отнесутся к людям. Таков греческий Зевс и Арес, римский Юпитер и Марс (первоначально бог полей и урожая, а позднее войны), славянский Перун (бог войны и огня).
Поэтому для того, чтобы умилостивить и расположить к себе богов, люди приносили им кровавые жертвы, надеясь на их помощь. Более позднии религии (христианство) отвергли человеческие жертвоприношения, считая, что зло, причинённое одним людям, не может принести добро другим. Последней жертвой в этой религии был Иисус Христос, добровольно отдавший свою жизнь за всех людей и смертью поправший смерть. Тем не менее, в ряде современных религий вопрос жертвоприношений, хотя и как правило не человеческих, остаётся актуальным, подчёркивая тем самым двуединость добра и зла, их постоянную близость.
Весьма важна способность добра или зла к возвращению. К сотворившему добро, рано или поздно оно возвращается. То же относится и ко злу. Интересен пример с российской императрицей Екатериной Второй. Она совершила зло и организовала убийство своего мужа императора Петра Третьего. Хотя и не при жизни Екатерины, но зло вернулось – сын её император Павел Первый был убит приближёнными. И таких историй, относящихся к возвращению зла и в равной степени добра, не счесть! Это ещё раз подтверждает динамичность добра и зла, их взаимосвязь.
На протяжении всей жизни люди испытывают влияние Белобога и Чернобога. Когда человек рождается, в него вселяется дух божий. В одних людей (их немного) вселяется только Белобог, навсегда делая их праведниками, даже если это опасно для жизни – иначе они не могут. Другие люди (их также немного) несут в себе только Чернобога и остаются злодеями даже с риском для жизни – они тоже иначе не могут. Но подавляющее большинство людей несут в себе совместно и добро, и зло, невольно выказывая то или иное качество в зависимости от обстоятельств. Одни и те же люди в разных условиях могут проявлять диаметрально противоположное – от самопожертвования во имя высокой цели до шкурного предательства. Вот, почему так важно контролировать ситуацию в обществе, не искушая большинство „нормальных“ граждан и не толкая их на неблаговидные проступки или преступления.
Таким образом, не претендуя на исчерпывающее объяснение божественных сил, можно полагать, что течение всеобщей истории так же, как и каждой частной жизни определено взаимоотношением Белобога и Чернобога, богов добра и зла, над которыми парит вселенский дух – Вседержитель, поддерживающий равновесие этих противоположностей как чаш всемирных весов. Как Белобог, так и Чернобог через своих вестников и посланников стремятся доминировать в мире, но за соблюдением равновесиея строго следит сам Творец. Равновесие будет поддерживаться до тех пор, пока это угодно ему, Вседержителю, замыслы которого не дано знать никому на земле. Одно лишь известно наверное, что всё в этом мире имеет своё начало и свой конец...