Кувшинное правосудие. Вам не страшно?

Бубон Константин Владимирович
Ранее статья публиковалась в журнале "Человек и Закон" (с) Константин Бубон.

Статья рассчитана на неспециалистов, интересующихся правом. Вариант статьи для специалистов - юристов находится вот здесь: http://www.proza.ru/2006/09/28-50

"Правда не здесь".
(Вариант перевода рекламного слогана
американского сериала "Секретные материалы".)

Как приятно бывает холодным зимним вечером, после работы, прийти в свою квартиру, присесть у камина… Почитать газету… Выпить кофе… Самое же лучшее – это знать, что никто и никогда (читайте по губам – Н И К О Г Д А) не сможет выгнать тебя из дома – такого тёплого и привычного.

К чёрту! Захотят – выгонят! «Кто?», - испугается мирный житель. Пираты? Оккупанты? Космические пришельцы? Предположения, интересные сами по себе, являются, всё же, не вполне верными. Черты перечисленных существ с успехом объединяет в себе другой широко распространённый биологический вид – чиновник российский банальный (sovdep-apparatus vulgaris).

Бурно размножаясь неполовым путём, популяции этих существ проявляют склонность занимать собою все доступные биологические ниши в пределах государственной границы. Предположительно, истоки этого вида таятся где-то в горах, поскольку, находясь в свободном и неподконтрольном никому состоянии, apparatus'ы инстинктивно выстраивают вертикаль, которая нужна им для осуществления своих главных природных отправлений – "клевать ближнего и гадить на нижнего".

Всего этого не знала Алина Грекова*, когда задумала приватизировать свою старенькую и небогатую однокомнатную квартиру, расположенную далеко от центра Хабаровска. В отделе приватизации жилья ей сказали, что для передачи квартиры в собственность ей не хватает документа, подтверждающего право на вселение (ордера). У героини нашей истории ордера не было, потому что она вселилась в квартиру к дочери, имевшей ордер на вселение. Позже дочь, вместе с мужем – военным, уехала в другой регион, и пожилая женщина осталась в квартире одна.

Ей и в голову не могло прийти, что в будущем её ждут какие-либо перипетии, потому что она была в установленном законом порядке вселена в квартиру и зарегистрирована там по месту жительства (на момент вселения, в 1988 году, регистрация по месту жительства называлась пропиской). Квитанции на оплату найма квартиры и коммунальных платежей регулярно приходили на её имя, и она их добросовестно оплачивала, не имея ни копейки задолженности.

Впрочем, "знающие люди" из отдела приватизации жилья посоветовали Алине Грековой обратиться в Индустриальный районный суд Хабаровска с иском о признании права пользования жилым помещением. В случае признания её права судом ей была обещана приватизация квартиры на основании судебного решения.

Ничто не предвещало беды, однако, 30 мая 2005 года судья Индустриального районного суда И.А. Курпас отказал истице в удовлетворении её исковых требований. Ну не усмотрел он ни малейших оснований для проживания в квартире человека, вселившегося туда в 1988 году, то есть за 17 лет до судебной ситуации. Мимо своего внимания судья пропустил также отсутствие коммунальных долгов и большой чёрный штамп регистрации по месту жительства в паспорте А. Грековой.

В общем-то ситуация не оригинальна. В своём угодливом рвении перед властью исполнительной, российская судебная власть готова не только ослепнуть на оба глаза, но и оглохнуть на оба уха – чтобы не слышать, если вдруг кто-нибудь вслух начнёт читать закон.
Я же на этом месте повествования намерен сделать отступление именно в сторону юридической стороны вопроса. Всем и каждому, даже судье И.А. Курпасу, должно быть известно, что отношения между нанимателем и наймодателем государственного или муниципального жилья строятся на договорных началах.

В соответствии с п. 1 ст. 672 ГК РФ граждане Российской Федерации имеют право на жилище, которое обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Квартиры в домах государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам только по договорам социального найма жилого помещения.

На основании ст. 432, 434 ГК РФ договор считается заключённым, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Нотариальной формы договор социального найма не требует. В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключён путём обмена документами, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

В случае Алины Грековой документами, свидетельствующими о заключении договора социального найма, являлись квитанции об оплате жилья, которые высылались на её имя, подписывались и оплачивались ею, а также лицевой счёт на квартиру и поквартирная карточка, куда она была вписана как единственное лицо, проживающее в квартире. При этом никто не отказывался принимать квартирную плату по квитанциям, ей подписанным.
Не забудем также про штамп в паспорте и льготу по оплате коммунальных платежей, предоставленную администрацией города. Совокупность этих фактов свидетельствует не только о заключении договора социального найма, но и о формировании его особых условий (льгот).

Видите ли, оказывается, что в нашей стране законное вселение в квартиру, в глазах власти, вовсе не означает возможность там проживать. Уж если власть захотела твою квартиру, то не поможет ничто – ни почтенный возраст, ни удостоверение ветерана труда, ни законное право на жильё, в конце концов, как в изучаемом нами деле.

Вернёмся к фактической стороне вопроса – долго ли, коротко ли, но, не успело предыдущее решение вступить в законную силу, как в Индустриальном суде Хабаровска появляется исковое заявление за подписью мэра города, господина А.Н. Соколова. Я понимаю священное возмущение этого государственного мужа, истинного защитника обездоленных!

Действительно, как посмела Алина Грекова, ветеран труда, жить в квартире и не иметь задолженности по платежам! Конечно же, она должна быть немедленно выселена из квартиры БЕЗ предоставления другого жилого помещения, чего, собственно и требовал градоначальник в своём заявлении.

Давайте будем справедливы к своему руководству – они у нас люди занятые и, конечно же, не читают то, что подписывают. Царь-то – он хороший, только подьячие всё воры.
Что ж Индустриальный районный суд? Он даже шапку перед начальством ломать не стал, а просто принял решение о выселении А. Грековой из занимаемого ею жилого помещения. Я уже слышу вопрос "куда?", исходящий от изумлённого читателя. Отвечу: а "в никуда"! На улицу, в лес, в пампасы – куда угодно можно идти со своим ветеранским удостоверением, если тебе почти шестьдесят, и тебя выгнали из дома. Мы живём в свободной стране.

Будто издеваясь над человеком, суд принял решение взыскать с А. Грековой в пользу администрации Хабаровска всю сумму уплаченной государственной пошлины в размере двух тысяч рублей. Справедливость есть справедливость – каждый, кого "на ровном месте" выгоняют из его квартиры, должен заплатить за этот занятный аттракцион. А если кто-то сомневается в реальности описанной ситуации, пусть пришлёт мне конверт, и он получит от меня копии всех документов, о которых я веду здесь речь. И вообще – читайте побольше Кафку, вы многое поймёте.

Высокая честь угодить самому мэру принадлежит суду в составе: судья Д.В. Кулигин, прокурор Н.И. Волкова (дела по выселению граждан рассматриваются с участием прокурора). Интересы администрации города представлял заведующий юридическим сектором Южного округа юридического управления администрации города Хабаровска Е.М. Клименко.

Вообще я не склонен судить наших отечественных чиновников излишне строго. Все они недавно прибыли к нам с Альфы Центавра и ещё не очень хорошо знают нашу земную жизнь. Лично я выхожу на страницы солидного печатного издания с прогрессивным предложением: давайте соберём денег и пригласим к себе в качестве эксперта известного охотника за инопланетным разумом, офицера ФБР Фокса Малдера. Может быть, этот американец с умным лицом сможет разъяснить нам особенности устройства совести, морали и правосознания проживающих рядом с нами альфацентаврианцев?

Надутые спесью прокурорские и судебные чины, вероятно, очень горды своей ловкой расправой над женщиной. Вы бы видели снисхождение, с которым они объясняли пьющей валерьянку Грековой всю низость незаконного проживания в квартире. То ещё было шоу - в московском зоопарке такого не покажут.

Правда, наши правоохранители пока что не очень преуспели в борьбе с преступностью, зато они всегда готовы отыграться, унижая законопослушного человека. Это ничего, что администрация ничего не может сделать с дефицитом квартир. Зато теперь, в эпоху национального проекта "доступное жильё", перед многими открылась перспектива вылететь из занимаемой квартиры со свистом.

Одной из главных ошибок человека в подобной ситуации является попытка решить правовую задачу самостоятельно, то есть обыкновенное юридическое самолечение. В принципе, если бы Грекова обратилась к специалисту - юристу (не обязательно со знанием уфологии) несколько раньше, она сэкономила бы себе немало нервных клеток, которые, как известно, дороже денег.

Однако, что было, то уже прошло. В этой ситуации героине повествования и её адвокату предстоял ещё длинный путь. Впереди была длительная переписка с краевым судом, новое рассмотрение обоих гражданских дел в первой инстанции. И этот путь вовсе не был усеян розами.

Среди "кочек и ухабов" присутствовала и "внезапная" потеря документов где-то в недрах Индустриального суда (среди этих документов была, например, доверенность представителя, которую пришлось переделывать). Было и искреннее, неподдельное возмущение всех чинов, которые просто не могли перенести, что гражданка смеет противиться воле справедливой, но беззащитной администрации города, и упорно не желает жить на улице. Много чего было…
Вообще-то, тем, чем теперь занимается администрация города вкупе с Индустриальным районным судом (сравнительно честный отъём жилья у зазевавшихся граждан), раньше занимались обыкновенные бандиты. Впрочем, классические российские «гангстеры» есть существа прошедшей эпохи, и нет им места в новой жизни. Прогресс не остановить.
Впрочем, спешу успокоить всех читателей – история Алины Грековой закончилось хорошо! Мы все вообще будем жить долго и счастливо, если только очередная тёплая компания межгалактических скитальцев, собравшаяся в каком-нибудь суде, не разденет нас до последней нитки.

* - имя и фамилия этого лица изменены автором.

(c) Константин Бубон