Хористы Дагдского костела

Валентина Томашевская
ЛАТГАЛИЯ*. XOРИСТЫ Дагдского  костёла Святой Троицы

АННА

Бывают люди, немало пережившие на своем веку, но сохранившие при этом на своих лицах радость. Годы, кажется, лишь добавляют света их душам. Не этот ли внутренний свет так к ним располагает, вызывая желание пообщаться?
Такова и Анна Мицкевич.

Она родилась в небольшом поселке Малта, в многодетной семье. Все ее сестры, когда пришло время, повыходили замуж, а сама она замуж не вышла, думала, что, если выйдет замуж, то Господь ей не поможет. Дело в том, что в возрасте пяти лет она пережила тяжелую травму. Она, как и другие дети на селе, помогала отцу по хозяйству. И однажды конь ударил ее копытом по голове. В больнице врач, принявший ребенка, сказал родителям, что девочка вряд ли выживет, а если и выживет, то скорее всего не будет говорить, а может быть, и видеть.

А девочка, придя в себя, молилась: «Боже, ты все можешь, сделай меня такой, какой я была, чтобы я могла играть, как все дети».
Очень удивился доктор, убедившись, что его прогнозы не сбылись.
И все же это был удар судьбы.

Родители не довели лечение до конца, так и осталась она на всю жизнь запущенной больной. Врачи дали ей третью группу инвалидности, но в душе Анна не согласилась с таким решением...
Анна носит парик. Лишь те, кто не знают ее, думают, вот мол, модничает. Нет, тут совсем другая история.

Жизнь прошла в трудах, начавшись с обычных для селян домашних забот. Потом, когда подросла, работала на хозяев. Многие помнят ее нянечкой в местной больнице.
И память эта добрая. Смотрю фотографии. Анна молодая, у нее красивое, фактурное лицо, стоит у постели больного. Молодые люди катаются на лодке ... «И что же, любопытствую я, - так никто и не сватался?»- «Сватались, как же, доктор у меня на квартире жил, предлагал руку и сердце, только я побаивалась, а вдруг не добрый окажется, поднимет руку, что тогда? Не думала, что мужское плечо способно заменить помощь Бога...».

Рассматривая фотоальбом, обратила внимание: Анна всегда рядом с другими людьми: родственники, друзья, знакомые, крестники. "А это мой крестник, в Америке сейчас, открытки мне присылает, работает там, женился."

...Заботой о других и наполнена ее жизнь. Она умеет находить добрые и полезные дела. Скрашивают ли они одиночество? Но вопрос, оказывается, еще и в том, можно ли считать одиноким искренне верующего человека? Анна считает, что полагаться надо на милость Божию и жить по его заповедям.

... Родители Анны жили на костельных землях . Всю жизнь Анна с уважением относится к священнослужителям, помнит их имена.
 На ее глазах прошла деятельность семерых деканов. О каждом из них она может многое рассказать.

 В меру своих сил она помогала костелу. Пела в хоре, ее голос до недавнего времени выделялся среди других голосов верющих во время церковных служб и молитв.
Также Анна рукодельничала, делая четки, картинки с узорами и цветами, со вставленными в них репродукциями святых. Делала и церковные свечи.
В Риге она приобрела картины с изображениями Святой Анны и Святой Терезы. И эти дорогие для нее вещи она передала костелу.

Однажды, придя к Анне, застала ее за молитвой. Стали переводить эту молитву с польского. Получилось так: Господи, перекрести эту тучу, которую я вижу перед собою...». В молитве упоминаются и четверо евангелистов, и святая Анна, и призывается милость Божия. Молилась же Анна, по ее словам, потому, что очень уж беспросветным выдалось это лето. Она не может припомнить подобного лета. Может, в середине сороковых, в 45 –ом? Стихии небесные нашими силами не усмирить, знать, прогневили чем-то Господа, вот и молится Анна за нас.

Что же такое судьба? Одна жизнь – словно подтверждение тому, что всем правит случай.
О чем еще можно подумать, когда умирает молодая женщина, не успевшая поднять, поставить на ноги своего ребенка?
 А судьба другая зримо показывает: «Случайностей не существует – всё на свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо провозвестие».

МОНИКА

У Моники красивый голос – сопрано, сама же девочка мала ростом, но это не беда, кто-то принес ей подставку, чтобы она могла хорошо видеть, читать ноты... До дома было далеко, и семья органиста приглашала девочку на ночлег после репетиций костельного хора, куда десятилетнюю Монику вместе с другими детьми, обладавшими хорошими вокальными данными, пригласили для обучения хоровому пению.
Запомнился Монике 1928 год. В Дагдский костел привезли орган работы варшавского мастера Доминика Бернацкого. Орган был большой и отличался безукоризненным звучанием. Это теперь некоторые регистры молчат, ожидая талантливых рук реставраторов. Ремонта.

Этот орган - душа костела. Коротко о самом Дагдском костеле. Он был возведен в 1741 году в честь Пресвятой Троицы на средства графа Яниса Августа Хилзена, о чем свидетельствует памятная гранитная доска. В костеле семь алтарей: три сделаны под гранит, четыре из дерева. Один из них посвящен святому Антонию, очень почитаемому в мире. Родился он в 1195 году в Португалии и умер в возрасте 36 лет. Обычно его изображают с ребенком на руках, с лилиями – символ невинности. Однажды после молитвы Антонию явился младенец Иисус. Святой поговорил с ним и взял его на руки.
 По преданию, молитвы, обращенные к св.Антонию, помогают найти утерянные вещи.
В памяти людской сохранился день смерти святого – вторник, поэтому именно в этот день обращаются к нему со своими просьбами верующие. Чудеса начинают происходить, если человек перед молитвой совершил доброе дело.

Но вернемся к рассказу о Монике. Помните, кто-то принес ей, тогда еще девочке,  подставку под ноги, чтобы она была повыше и смогла прочесть ноты? Вероятно, Моника уже и не помнит точно, это был молодой человек, старше ее на двенадцать лет и певший басом. Он и стал впоследствии, в 1934 году, ее мужем.

 Выйдя замуж, Моника уехала жить к своему мужу в деревню Бейтаны. Хозяйство было немаленькое, да и детей стало прибывать. Словом, не стало тогда времени петь в костеле.
В 1949 –м мужа как деревенского десятника, сотника, осудили. Семь с половиной лет отсидел он в Свердловской тюрьме.

«Трудно было без него,- вспоминает Моника,- когда кушали, а когда и нет.»

После ареста мужа кому-то вздумалось «поднять вопрос» о том, что жене осужденного доверять нельзя, и ее, колхозную сборщицу молока, отправили на тяжелую мужскую работу. Все больше с лошадьми: бороновала, молотила, все делала.

Муж вернулся с подорванным в заключении здоровьем. Заболел. Несколько лет пролежал парализованным. Вот уже двадцать лет, как Моника овдовела. Оставшись одна, переехала в Дагду, купив себе домик. И все те годы, что прошли с той поры, не расставалась с хором. В ее домашнем «архиве» вместе с грамотами за многолетний и безупречный труд (уйдя на пенсию, она продолжала работать еще на протяжении тринадцати лет) хранятся памятные подарки, сувениры, приподнесенные ей священниками Дагдского прихода за ее пение, участие в жизни костела.

Она и сейчас поет в костельном хоре. «Без нее мы и не начинаем петь,- сказала мне одна из прихожанок,- она у нас запевала!»

Сама Моника говорит, что может отпеть всю ночь, и ничего, голос не хрипнет. А вот ноги болят, слабеют.
Огромную радость доставляют ей дети. У нее два сына – Леон и Донат и две дочери – Люция и Геновефа.

«Дети у меня хорошие, заботятся обо мне, навещают, зовут жить к себе. Дай Бог всем таких. Росли не в роскоши, знали нужду, вот и выросли хорошими людьми».

Все бы ничего, да с одним внуком случилась беда. И вовсе не тогда, когда боялись ее. Николай служил в Афганистане. Переживали за него, конечно. Обращались к декану Янису Степеню, чтоб помолился за него. «Все, за кого я молился, возвращались»,- успокаивал декан. Вернулся и Николай. И надо же такому несчастью случиться: неудачно спрыгнул с вышки на озере, повредив позвоночник. Проболев некоторое время, умер, оставив двоих детей сиротами. Может, после этого и стали мучить ноги бабушку его, Монику. « И каким же длинным кажется день, когда не могу зайти в костел!» - говорит она

ХЕЛЕНА

1939 год, второй день Рождества. На сцене дагдского народного дома - пьеса Рудольфа Блауманиса «Грехи Трины». Роль Трины исполняет Хелена Аугустане.
Пожалуй, если бы и сейчас ей предложили сыграть эту роль, она бы согласилась, несмотря на то, что разменяла уже восьмой десяток.

Нелена от природы обладала хорошим голосом и драматическим талантом. С 16 лет она пела в костельном хоре, посещала драматический кружок при народном доме.
Ей доверяли ведущие роли на сцене. А с хором она объездила едва ли не всю Латвию.

Особо памятен праздник песни, проходивший 15-16 июня 1940 года в Даугавпилсе
(кстати, усадьба писателя, драматурга Рудольфа Блауманиса, бытописателя крестьянского быта конца 19 века, автора находится в Браках, недалеко от Даугавпилса), в Стропском лесу. Ждали президента Карлиса Ульманиса. И когда узнали, что он не приедет, участники хора плакали, предчувствуя беду.

Этот праздик памятен для Хелены еще и тем, что ей, единственной из всего хора, была подарена сакта (украшение, круглая застежка), украшенная янтарем, за подлинность, точность воспроизведения латышского наряда.

... Ее родители жили и трудились в местечке Румпы – фольварке пана Киборта. Мечтали о своей земле, которая стоила весьма недешево. Скопив достаточно денег, в 1921 году семья Гришанов купила 27 гектаров по цене 200 латов за каждый.

Семья была большая: пятеро дочерей и три сына. Мальчики проявляли склонность к учению. Учеба в Краславской гимназии тогда обходилась дорого – тех же 200 латов за год**. Когда один из сыновей учился в гимназии, другой занимался по его учебникам, отправляя с братом контрольные работы – заочное обучение было бесплатным.

Рассматриваем фотографии Нелены в юности. Воротничок на платье, сплетенный вкруговую вокруг шеи, скромно зачесанные волосы, глаза с веселинкой, круглое лицо.

Мое внимание привлекает фото семинариста, с обратной стороны надпись карандашом, дата 1937 год. С этим молодым человеком дружили, рассказывает Хелена, но его родители были против женитьбы сына на Елене, им не нравился овал ее лица...

Когда к Хелене, которой исполнилось 18 лет, посватался Владислав Аугустан, то получил отказ. Но от судьбы не уйдешь. Спустя 16 лет, отбыв срок в сибирских лагерях, куда был сослан за службу на границе, этот человек, ставший вдовцом с двумя малолетними детьми – его жену убили бандиты, вновь попросил ее руки. И Хелена согласилась. Она родила ему еще двоих детей – сына и дочь.

Владислав не сразу пошел в колхоз – занимался строительством мостов. Хелене выбирать не пришлось. Первые десять лет работала в колхозе «задарма»: денег тогда не платили.

В один год у семьи, не выработавшей трудодни, отняли огород, запретив пасти скот на колхозном поле. Но потом приняли обратно в колхоз. Работал Хелена и в полеводстве.

А когда начали выдавать зарплату,- вспоминает Хелена,- это было уже другое дело.
Уже выйдя на пенсию, она еще десять лет трудилась в колхозе «Бривиба».

Вот так, за нелегкими работами и заботами – вся жизнь. Сорок шесть лет прожили они вместе с мужем, но уже десять лет, как его нет.

Среди памятных вещей бережно хранятся журналы довоенной поры и последующих лет.
Они тщательно подшиты ее братом Янисом Гришаном. Это и «Католю дзейве», это и сборники песен , и некогда выходивший журнал для молодежи «Саулейте», в котором я и прочла о том, что Хелена исполняла роль Трины в 1939 году.

Ей дороги воспоминания о ее молодости и об участии в художественной самодеятельности. А в костельном хоре по воскресеньям поет и по сей день.
Многие лета!

ВЛАДИСЛАВ

Проблемы и стрессы, стрессы и проблемы. Жизнь пошла сложная. Не всякий выдерживает собственную ношу, замыкаясь в себе, надевая унылую маску. Тем более привлекает - приятнее встретить! – к себе внимание человек с открытым взглядом, улыбающийся, жизнерадостный. И не потому только он такой, что это заложено в его природном характере. Он убежден, что именно таким и надо быть.

Владислав Вятер рижанин, а родом он из деревни Блузмы Сваринской волости.
Каждое лето приезжает он в родные места и живет здесь до зимы. Уезжает не от холодов, а скорее от неудобств. Место довольно глухое. Поблизости нет никакой торговли, а как заснежит, то совсем становится трудно добираться куда-нибудь за покупками. Если б не это, остался бы на постоянное хуторское житье-бытье.

Ему 83, но выглядит он намного моложе своих лет. В наше время многие ищут какие-то системы, методики, воспользовавшись которыми можно поддерживать себя в форме. Секрет же его бодрости прост. Самодисциплина: не расстраиваться из-за каждого пустяка. Недоразумения рассеиваются, а переживания не проходят бесследно. Но главная, по его мнению, защита от стресса состоит в том, чтобы иметь в себе веру, надежду и любовь. Говорит: «Не дай Бог народам втянуться в войну. Не дай бог человеку впасть в пессимизм!»

Разве мало людей в наши дни гибнет от неверия? Не верят ни в высшие силы, ни в свои собственные. Сдаются на милость судьбы, лишившись работы.

«Да, считает,- мой собеседник,- без работы человек неполноценен. Каждому необходимо зарабатывать хотя бы прожиточный минимум».

Работа раньше была у всех. А привычка к труду? Отчасти не потому ли многим из нас не хватает теперь «иммунитета» к трудностям?

Владислав помнит своего отца как человека характера строгого и настойчивого.
С ранних лет он был приучен отцом к труду. Отец давал и доверял сыну работу.

Вступив в самостоятельную жизнь, Владислав сделал себе своими руками большую трудовую биографию, работая и на почте, и в телефонной связи, был и авиационным мастером.

А еще он прожил большую совместную жизнь со своей женой Аделей – 52 года. Жена подарила ему сына и дочь. А теперь старшей внучке уже 30. Нет больше Адели – восемь лет прошло, как овдовел. «Живу один, но есть у меня две жены,- шутит Владислав,- радио и телевизор. Когда прихожу домой, включаю: нужно быть в курсе событий, идти в ногу с жизнью».

»В 1947 году забирал жену с ребенком из роддома: «Это теперь на машинах приезжают, а мы пошли пешочком». Богатств не нажил. Переход от рубля к лату...

Но покой в душе и улыбка на лице. Чего не купишь ни за какие деньги.
Имеет самое обыкновенное хобби, любя цветы, рыбалку и походы за ягодами-грибами.
Общение с природой – это и есть отдушина.

Помогает душевному равновесию и любовь к церковному пению.

Когда Владислав оставляет Ригу, приезжая на время в родные края, то этим временем поет в хоре Дагдского костела. А впервые спел в нем в 1928 году, так что в некотором роде будет юбилей.

Ценит реквиемы и мессы за то особое тонкое состояние души, которое они вызывают, затрагивая в ней, кажется, самые чувствительные струны.
Любит хоровое пение вообще, не раз принимал участие в праздниках песни.


Наша жизнь. Она – дар. А разве дар дается не в радость? И выходит, что главная проблема – как раз в том, как мы к этому относимся. Стоит задуматься, как выглядят наши лица, обращенные к другим лицам, о чем говорят они им. Есть ли в их немом языке слова о вере, надежде и любви?

В.Томашевская
Статьи из газеты "Эзерземе" (Латвия).
Под редакцией журналиста газеты Василия Дубовского.
Редактор Константин Макня.

* Дагдский римско-католический костёл Святой Троицы. Архитектурный памятник государственного значения. Храм был возведен в 1741 году в честь Пресвятой Троицы на средства графа Яниса Августа Хилзена, о чем свидетельствует памятная гранитная доска.

В костёле 6 алтарей – на главном алтаре две картины в честь Святой Троицы и Святой Девы Марии. В подвалах костёла захоронено семейство  Хилзенов.
Один из алтарей посвящен святому Антонию, очень почитаемому в мире. Родился он в 1195 году в Португалии и умер в возрасте 36 лет. Обычно его изображают с ребенком на руках, с лилиями – символ невинности. Однажды после молитвы Антонию явился младенец Иисус. Святой поговорил с ним и взял его на руки.
По преданию, молитвы, обращенные к св.Антонию, помогают найти утерянные вещи.
В памяти людской сохранился день смерти святого – вторник, поэтому именно в этот день обращаются к нему со своими просьбами верующие.


*
Латгалия – юго-восточная часть современной Латвии. Она и сейчас не является передовой в промышленном отношении. А в конце XIX – начале XX века это была одна из сельскохозяйственных окраин Российской империи.

**Латвия времен Ульманиса
— Сколько в 30-е годы латвийцам ежемесячно требовалось денег на жизнь?

— В 1939 году для одной семьи из трех человек, проживающей в Риге, надо было: на продукты — 73,93 Ls (42,3%), на квартиру — 28,50 Ls (16,3%), на отопление и электричество — 8,65 Ls (5%), на одежду — 27,83 Ls (15,9%), прочее — 35,83 Ls (20,5%). Всего: 174,74 Ls! А получали в основном меньше 100 латов. В Лиепае прожиточный минимум составлял 143,78 Ls, а в Елгаве — 150,11 Ls.

(По данным Центрального статистического управления, в декабре 2010 года прожиточный минимум был 162,20 Ls.)

O зарплатах в других отраслях — для сравнения и оценки. Рабочие-мужчины АО Linu Manufaktura братьев Хофф в Елгаве в среднем получали 130 Ls, работницы-женщины за такую же работу — 60 Ls, мастер там же — 150-230 Ls в месяц.

Инженер (их было мало, они были белой костью) — 500 Ls в месяц. Квалифицированный дневной рабочий в Риге — 4,50-4,80 Ls в день. Неквалифицированная дневная работница в Риге — 2,50-2,80 Ls в день, подростки от 16 до 18 лет — 2 Ls в день, малолетние и подростки до 16 лет — 1,50 Ls в день.

На этом фоне 200 латов оклада медсестры — очень солидная сумма. На мой взгляд, медики во времена Первой Республики ценились все-таки выше, чем сегодня.
 
http://pribalt.info/2011.php?month=2&news=142