Дрова

Людмила Шкилева
Сквозь не плотно задернутые занавески, в комнату осторожно вползло утро...
Анна Сергеевна проснулась давно. Лежи - не лежи, но вставать все равно надо.
Медленно поднялась, привычно заправила постель. Потерла занывшую спину: ну никак покоя не дает…
 Поеживаясь, пошла умываться.
Весна в этом году выдалась ранняя. Снег уже стаял. Но дни стояли холодные. За ночь в доме становилось зябко. Спасибо Егорычу - на неделе дров привез. Теперь бы прибрать их, да сил что-то не хватает. … Так и лежат, сваленные возле калитки…

 Анна Сергеевна в задумчивости постояла возле старенького холодильника. Зимой он был выключен - что зря электричество жечь? Холода и на террасе достаточно. Да и потом, что хранить - то? Пост…. Открыла дверцу выключенного агрегата, достала оттуда тарелку с печеньем. Печенье она себе и в пост позволяла. К чаю. На плитке закипела в ковшике вода. Анна Сергеевна осторожно налила из маленького заварного чайника вчерашней заварки, разбавила кипятком и присела за краешек кухонного стола, задумчиво глядя в окно. Да… дрова надо убирать, не дай Бог дождь пойдет…
 По тропинке к дому бежала Олечка, дочка фельдшерицы Нины. Анна Сергеевна, торопливо накинув платок, вышла на крыльцо. Девочка сияла:. «Баб Ань,… сёдни утром
дядь Витя звонил… сказал приедет завтра… просил, чтоб ты никуда не уходила…» .
Анна Сергеевна неожиданно потеряла опору. Схватившись слабеющей рукой за поручень, присела на скамью, стоявшую тут же.: « Витенька… сыночек…»
"Баб Ань, ты чего?" - девочка испуганно заглядывала в глаза…
-Ничего, солнышко, беги. Спасибо тебе. Скажи мамке - зайду попозже…. В магазин пойду и зайду…
 Ах, Витенька, Витенька… Ну наконец-то,… Радость то какая… Наверное все приедут.
И Леночка, И детки. Деток-то Ксюшу с Коленькой, почитай уже два года не видала. Только на фотографиях. Да уж и фотографии - то годичной давности. Когда школу закончили. Аттестаты вручали…. Да, совсем взрослые уже… Да уж и сына с невесткой тоже уж год почти…. Оно и понятно: двести верст… наездишься что ли?
 Из задумчивости Анну Сергеевну вывел кот. Явился после ночного отсутствия и с удивлением увидел хозяйку сидевшую на крыльце с платком на плечах. Потерся о ноги… Анна Сергеевна вздрогнула: Барсик… И почувствовала что замерзла. Тяжело поднялась со скамьи, открыла дверь: пойдем….
 День летел незаметно.
 Анна Сергеевна вновь вскипятила воду и попила чаю, чтобы согреться. Затем подошла к буфету, открыла ящик. Достала и пересчитала деньги: Не густо…. Ну ничего, выкрутимся…Хорошо, все же что пост - такая экономия. Картошка, слава Богу, своя, да и огурцы. Вот уж и зима прошла…. Сначала надо сходить в медпункт. К Нине. Что там Витя-то говорил,… Может, чего Олечка не сказала, забыла.… А потом в магазин. Гости дорогие. Долгожданные.… Надо встретить, как положено, да и в воскресенье полдня-то точно будут, семья целая…. … Знамо дело, не картошкой же кормить…
 Но Нина ничего нового не сказала: Телефон только у нее, один на всю деревню, работает плохо, треск, ничего не слышно.… Это все Сергеевна и сама знала…
А вот Витенька только и сказал, что Олечка передала,… может и еще что, но плохо слышно…
"Видишь, Сергеевна, а ты тужила… Приедет завтра сын, дрова уберет, калитку поправит… Баню-то будешь топить?..."…
 В магазине Анна Сергеевна пробыла недолго. Хорошо, что продавщица, ее соседка, уважительная молоденькая девушка, чудом не уехавшая из деревни вслед за подругами, решила задачу с тремя неизвестными и на такую не большую сумму набрала все что нужно. И колбаски, и кусочек мяса и бутылку вина. .А как же? Да еще и на 2 шоколадки детям денег осталось. Хоть и большие уже, а дети…

 Бережно убрав в кошелек оставшуюся мелочь, Анна Сергеевна шла домой, улыбаясь: это хорошо, что про баню Ниночка напомнила. Надо ее сегодня протопить слегка. Давно уже не топила - вдруг, что дымит там.. А потом уже завтра, как следует. Да в доме прибрать. Хоть и чисто у нее, но все же… Может и занавески новые повесить? Хотела на Пасху, но тут такое дело.… Да, пожалуй, надо и занавески…
Остаток дня и вечер прошли в хлопотах. Баня протоплена, полы вымыты. Дорожки постелены, занавески повешены. В печке догорали последние поленья. Анна Сергеевна, допивая очередную чашку чая, с удовольствием оглядела сверкающую чистотой кухню.
Ну и хорошо. Скоро Пасха. А у нее все уже убрано. Да собственно и было чисто. Мусорить-то кому? Она да кот…
Дверь в большую комнату тоже открыта. Пусть греется. Обычно туда Анна Сергеевна и не ходит. За ненадобностью. А, наверное, зря. Вон сыростью попахивает. Ну, ничего, Завтра еще раз утром печка протопится, и все будет нормально. …
 Ночью не спалось…. Надо же радость-то, какая…. Сыночек.. …Витенька…
 Утром Анна Сергеевна встала чуть свет. Торопливо выпив чаю, оделась, достала из сарая самодельную тележку, пристроила на нее флягу и пошла к колодцу. Колодец недалеко, но воды нужно много.Изредка давая отдых больной ноге, навозила воды, навела в бане порядок. Сходила в дом, принесла и положила на полку банные принадлежности. Ну, вот и сгодились. Потом хлопотала по хозяйству, топила печь, придирчиво принюхиваясь и присматриваясь: все ли хорошо. Постелила праздничную скатерть. Расставила столовые приборы, на пятерых. - себе с краюшку - пусть гости отдыхают с дороги… На плите варилось и жарилось. Запахи, забытые за время поста щекотали и будоражили, но Анна Сергеевна твердо решила - последние недели поста продержится. А дети, что ж, они не постятся…
 Когда обед был приготовлен, закуски нарезаны, баня истоплена и вообще все готово к приему дорогих гостей, вдруг пришел Егорыч. Зашел, по-хозяйски оглядел болтающуюся на одной петле калитку, подошел к крыльцу, ткнул ногой провалившуюся ступеньку… Постоял покурил..
-Сергевна… давай, говори, куда дрова складывать. А потом я тебе калитку поправлю, да крыльцо починю….В другое время Анна Сергеевна бы обрадовалась неожиданной помощи. Егорыч жил с сыном, вдвоем. Сын работал в райцентре, тоже далеко, но ездил каждый день домой. А Егорыч, с тех пор как овдовел, вел хозяйство. Да так, что не хуже любой женщины справлялся. Даже поросенка держал…. А вот сейчас, того и гляди Витенька приедет…. А тут чужие люди. Не любит Витенька чужих… Да и расстроится, что кто-то посторонний матери помогает, будто бы сына нет и помочь некому…

 Обиделся Егорыч. Ну, ничего, он мужик отходчивый... А Витенька с Коленькой и сами все сделают.. Тут и делов-то на час. Да раньше Анна Сергеевна и сама справлялась, но вот теперь, как в прошлом году упала, зашиблась, все никак не поправится до конца. Да и возраст, надо сказать уже 79 лет.… Не шутка…..
 День перевалил на вторую половину. Анна Сергеевна было собралась прилечь - уж больно спину ломило, да и нога покоя не давала, но, взглянув в очередной раз в окно, увидела вдалеке ярко-красную машину. Машина, как корабль, горделиво проплывала по узкой улочке деревни. Анна Сергеевна в недоумении застыла - у сына машина была совсем другая, а кроме как к ней ни кому и не приезжали. В деревне и жили-то несколько человек. Дачникам рано. Но, нет. Машина подъехала к ее дому. И остановилась.
 Анна Сергеевна, забыв про больную ногу и спину, чуть не бегом бросилась на улицу. Сын со снохой уже вышли из машины и стояли возле…
«Сыночек, Витенька, Леночка, что же вы стоите? А дети?» - суетилась женщина, погнлядывая на темные стекла автомобиля.Витенька приобнял мать, ткнулся в висок: «Да ладно тебе.… Ну что ты плачешь? Здравствуй, ма…» Подошла Леночка, поцеловала в щеку, протянула торт и какие-то невообразимо яркие цветы в золотистой упаковке: «Это Вам…» -А дети? - опять спросила Анна Сергеевна..
-А они, знаете, уже ведь взрослые совсем, им с нами не интересно, я вот фотографии привезла - полезла в сумку Леночка..Сын, обнимая мать одной рукой, другой любовно поглаживал машину:- Как тебе? Видишь, новую купил. Зверь… Представляешь, полтора часа и ехали-то всего…
 
 Анна Сергеевна кивала, а сама думала, что хорошо, у нее все готово сейчас и за стол сразу, а потом, можно и в баньку…. Или наоборот, как захотят…
Вдруг дверь машины распахнулась, и из нее вышел мужчина, кивнул Анне Сергеевне и подал руку запутавшейся в длинном пальто женщине…
" Ну пойдемте, что же мы стоим",снова засуетилась Анна Сергеевна, радуясь в душе, что не поленилась и достала с чердака коробку с сервизом - не ударит в грязь лицом перед друзьями сына.… Но мужчина с женщиной остались у машины, достали сигареты, и закурили…

 Сын, открывая покосившуюся калитку, качнул головой… Леночка, осторожно переступая через сломанную ступеньку крыльца, сказала: «Вы бы наняли кого-нибудь, что ли пусть бы починили.. Ноги поломать можно…»
Анна Сергеевна открыла дверь, приглашая в дом. Цветы и торт в руках мешались, постоянно за что-то задевали. Сын придирчиво оглядел сразу ставшую тесной кухоньку, заглянул в большую комнату, прошел к столу. Взяв с тарелки кусочек колбасы, зачем-то понюхал, и положил обратно..
- Что, Витенька? Вроде колбаска-то хорошая свеженькая. Вчера только купила…
-Да нет, мам, все нормально… Эт я так, по привычке…
-Ну давайте, зовите друзей, давайте к столу. Борщ сварила, такой как Леночка любит… И котлетки сделала, Вить, твои любимые, чесночку не пожалела…- суетилась Анна Сергеевна, доставая из холодильника бутылку вина, а из шкафа давно купленную, на всякий случай, бутылку водки.. Сноха, присевшая на краешек дивана, поднялась, взяла с тарелки соленый огурец и аппетитно захрустела. "Люблю я Ваши огурцы."
Анна Сергеевна торопливо вытерла передником руки и, открыв холодильник, достала трехлитровую банку – последняя, жаль. "Вчера открыла. Вот, поедете - не забудьте…"
 Однако за стол никто не сел. Друзья так и не вошли в дом, покурив стояли возле машины и о чем-то разговаривали. Леночка взглянула на часы… Анне Сергеевне как-то стало нехорошо, словно почувствовав что-то она тоже присела на краешек дивана, глядя на Витеньку…
- Ма, ну, ты понимаешь, нас люди ждут, .. Мы собственно мимо приезжали. Давно уже договорились к Толику на дачу на открытие шашлычного сезона… Ну там дела всякие,.. понимаешь,.. а мы как-нибудь….Ма, ты не обижайся...Ну, понимаешь, всего выходных-то два дня, хочется как-то отдохнуть, расслабиться…
 Анна Сергеевна молча кивала, машинально поглаживая рукой красивую супницу с борщом. Сын вытащил из кармана бумажник, достал пятисотрублевую бумажку…положил на стол: На вот... купи себе, что надо.. . Или найми кого, пусть ступеньку сделают и калитку починят… ну, тебе виднее, в общем.. Не болей давай.. Потом нагнулся, поцеловал… Поехали мы…- и быстро вышел из дому.
 Анна Сергеевна знала, что надо выйти, проводить, но как-то сразу отказали ноги. И в голове крутилась мысль: ну, надо же… Поели бы хоть … Борщ-то им никто такой не сварит… Да и котлеты тоже…

 По ступенькам протопали шаги. Женщина встрепенулась: Останутся! Ну конечно останутся… Как же не остаться, мать ведь… Откуда-то набежали слезы радости…
-Витенька!
-Ма, огурцы забыли. А ты что сидишь? Вышла бы проводила нас, что ли? Сколько не виделись-то, а ты… Да не обижайся ты, приедем как-нить… Всего-то полтора часа...
 
 Когда Анна Сергеевна, тяжело поднявшись вышла на крыльцо, ярко-красная машина уже отъезжала от распахнутой настежь калитки. Из окон гремела музыка. Анна Сергеевна привычно осенила крестным знамением отъезжавших детей, вытерла слезы и вздохнула: кажется, дождь начинается.

 Надо убирать дрова.
 
 А в комнате, на столе, прямо на праздничной скатерти кот ел котлету и дивился: «Откуда вдруг такое счастье? Пост ведь…»
.