Заповеди юного метромана

Калиф На Всю Голову
Стихосложение – это искусство. Конформизм в нем неприемлем. Поэтому писать статью на тему «как надо писать стихи» - это совершенное излишество. А вот написать о том, как «не надо», по-моему не помешало бы даже в сотый раз. Ну, и осмелюсь также давать советы «как надо», но касающиеся больше этики и техники стихосложения, не пытаясь давить на свободу самовыражения. И даже наоборот, стараясь помочь в избавлении от стереотипов. Итак,

Заповеди юного метромана
(Которые можно присочинять по мере их самопостижения. Вот некоторые из тех, что мне дороги)

- Пиши, когда не выходит иначе. Если иначе выходит – то пока все хорошо, писать не надо.

- Не утоми. Читатель нежен, нервен и без того утомлен. Будь милосерден – не пиши длинных «простыней». Все слова, без которых стихотворение возможно – лишние. Если четверостишия безболезненно можно менять местами, то некоторые из них тоже лишние. Лишнее отсечь и забыть.

- Научись считать. Обзаведись чувством ритма. Это очень помогает писать стихи. Прежде чем, ты сможешь отстаивать необходимость и значимость сбоя, надо научиться писать без сбоев.

- Не халтурь. Худший компромисс – это компромисс с самим собой. Нет такой ситуации, из которой нет достойного выхода – русский язык и наше воображение не имеют границ. Вот и вообрази себе, что халтурить нельзя. Поэтому наложи запрет на словечки, которые облегчают жизнь графоманов – вроде «ну», "уж" и им подобные. Это слова-затычки (когда для соблюдения размера надо добавить один-два слога). Также помни, что каждое слово имеет родное ударение, которое должно совпадать с ударением, задаваемым ритмическим рисунком стихотворения. Т.е. если слово птица, читается как птицА, лучше строку переписать.

- Рифмуй аккуратно. Рифма в стихах - это как деньги. Мысли о ней приходят на ум (читателю), когда с ней все плохо. Рифма, как витамин. Пока все в норме, она незаметна. Поэтому выпячивание и пренебрежение рифмой  равногубительны для результата. И не рифмуй глаголы меж собой, по возможности. Т.е. это не смертельно, но не чаще одного раза на 20 строк. Можно, конечно, сослаться на Пушкина. Но ты не Пушкин. Пушкин, кстати и про электричество не слыхивал. Так что, есть ли смысл в начале 21 века «выходить на лед с одинарными тулупами»? Планка растет постоянно. Зачем пролезать под ней? То, что было достойно восхищения 100 лет назад, сейчас доступно даже дошкольникам. Прогресс…

- Чувства надо чувствовать. А не говорить. Представь, что сел не горячую сковородку. Что ты закричишь – «Ой, я сел на горячую сковородку?» Или выразишь эмоции более естественно? Главное, что все поймут, что ты на нее сел. Так вот, и в стихах не стоит пренебрегать естественностью выражения эмоций. Читатель должен догадываться о твоих чувствах, а не читать их сухие словесные определения. Ведь пространство стихотворения можно наполнить и более содержательными образами. Поэтому лучше пробудить в читателе чувство родины близкими ему образами, чем написать слово РОДИНА, хоть и большими буквами.

- Не штампуй. Не стоит сообщать читателю, что небо голубое, гром гремит, молния сверкает, приходит золотая осень и т.п. Эти сведения он получил еще в детсаду, причем так крепко ими напичкан, что можно считать их штампами русского языка. То же относится и к рифмам. Есть такие рифмы, которые вообще не стоит брать. Список довольно длинный. Главное правило очень просто: не стоит ставить тугорифмуемые слова в конце строки (такие как любовь, небо, кошка и т.д.)

- Относись к своим стихам, как в продукту. Отношение к стихам, как к детям, очень вредит. Автор начинает испытывать неадекватные восхищения по поводу собственных сочинений. Не воспринимает даже самую деликатную критику. Так что не перегни палку любви к своим стихам

- Читай хороших авторов. Лучше найти их самостоятельно. Не читая достойных произведений в большом количестве, ты никогда не узнаешь, что можно писать ТАК и даже ВОТ ТАК. Редко кому дан идеальный литературный вкус от рождения. Но если все небезнадежно, этот вкус возможно развить. Если после ознакомления с шедеврами возникло желание больше не писать, считай его положительным результатом. В конце концов, главная проблема современной поэзии – это отсутствие талантливого и образованного читателя. Лучше стать этим редким человеком, нежели посредственным рифмоплетом.

- Будь оригинален (стоит заметить, что быть оригинальным и оригинальничать – это совершенно разные вещи). Если пришедшие в голову строки что-то тебе очень сильно напоминают, то не стоит их развивать до размеров целого стихотворения. Оригинальные идеи приходят в голову всем! Просто надо спокойно их дожидаться, не хватаясь за первые попавшиеся отзеркаливания прочитанного.

- Убей свой пафос. Поверь, он этого заслуживает. Только после этой акции ты сможешь писать нормальным человеческим языком. Громкие слова не донесут главного. Скорее скроют смысл от читателя, имеющего иммунитет относительно всякого рода патетики. Пиши о том, что тебе знакомо. Хотя бы по телевизору. Не стоит вдаваться в подробности, которые тебе неизвестны. Тогда твоя фантазия не будет походить на необузданное невежество.

Конечно, эти советы помогут не всем, а только тем, кому помочь возможно.
И список заповедей отнюдь не полон.
Но на этом фантазия автора пока что заканчивается.