Нелегалка

Таня Белова
 На мой взгляд, это самая сильная пьеса Анатолия Крыма.
 Я читала её и видела в постановке Бориса Мартынова в исполнении артистов Крымского Академического Украинского музыкального театра.
 Автор показал в ней не просто судьбу нашей интеллигенции посткоммунистического периода, интеллигенции, выброшенной на улицу за ненадобностью, и перебивающейся на базарах и помойках или вынужденной эмигрировать за границу в поисках применения своим знаниям, но и затронул массу аспектов человеческих взаимоотношений, новых общественных порядков, нашей новой законности или, вернее, царящей повсюду беззаконности...
 Мы строим новое Государство! Но, прежде, чем строить что-либо, и тем более Государство(!), нужно понять: что мы имеем в своём распоряжении? Как мы живём? И важно, чтобы это узнал и понял каждый!
 Но люди в периоды потрясений живут, как во сне, не понимая, что с ними происходит? Они читают правительственные указы, а видят - только буквы, думая только об одном: "Дожить бы до завтра... Не до политики, когда есть нечего..." Пьеса писалась тогда, когда одни делили, а другие согласно молчали. Как-то разбудить их, заставит задуматься о происходящем, вот цель автора.
 Все самые важные события в этой пьесе происходят либо до начала действия, либо за сценой. О них говорится в тексте, как об уже произошедших, и от которых нельзя никуда деться. Так бывает не только у Крыма. Шекспир умертвил отца принца и выдал замуж его мать до того, как раздвинулся занавес...
 В одном из монологов Марио о появлении Нины в Италии говорит, что на Украине историю только начинают сочинять, и поэтому учительнице истории нечего делать в своей стране, негде зарабатывать на жизнь. Это было действительно шоком, когда самые уважаемые, самые необходимые люди - врачи, учителя, воспитатели, - были выкинуты с работы. В спектакле каждому зрителю даётся возможность вспомнить: как это было для него? Вся эта перестройка, безработица, разруха, крушение идеалов, безверье, безнадёга... Всё, от чего хотелось бежать...
 Многим не понять, что люди ехали работать, как когда-то ехали строить БАМ. Ведь теперь не их вина, что государство не в состоянии обеспечить их работой, не способно открывать стройки века. И люди вынуждены сами искать того, кому были бы нужны. Вынуждены вычищать чужие свинарники, возрождать чужую экономику.
 Другое дело, что эти цивилизованные страны лишь думают, что они цивилизованные, а на деле: каждый их гражданин, видя того, кто слабее, неудачливее, беднее - старается использовать его для своей выгоды. У них ещё сохранён инстинкт порабощения. И они мало чем отличаются от чеченцев, берущих в рабство всех, случайно забредших в их аулы.
 Я бы охарактеризовала эту пьесу, как пьесу о трагедии человека, выбитого из общественной жизни. Сейчас усиленно создаётся образ Украины, как Европейского государства, но вот именно "образ"! И пока все мы, и каждый из нас не получит возможность работать, и не научится зарабатывать здесь, в своей стране, в цивилизованном мире, - к нам будут относиться, именно, как к быдлу. Так уж устроено это цивилизованное общество.
 Предназначение драматурга и режиссёра: предугадывать, предостерегать. И пока хвосты очередей вьются вокруг всех посольств, пьеса эта нужна и актуальна. О проблеме нужно говорить столько, пока она не исчезнет, не изживёт себя.
 И спектакль ставился Мартыновым с единственной целью, чтобы девочки, мечтающие получить паспорт и упорхнуть за дешёвым счастьем, - остановились и задумались: а стоит ли? Задумались, и может быть не сделали такого рокового шага, который сделала Нина.
Завязка-интрига.
 Пьеса начинается с телефонного звонка. Чезаре разговаривает с матерью, и мы узнаём, что к нему должен придти Марио со своей домработницей, которая к тому же ещё и его любовница... Разговор полный намёком и недомолвок интригует зрителей.
Первое событие. Знакомство.
 Звенит звонок и Чезаре встречаентся с Ниной. И если до встречи с ней он прятал фамильное серебро, ожидая увидеть дикую, неграмотную, похожую на цыганку русскую женщину, то общаясь с ней, понимает, что всё, что ему говорили о русских - неправда. Ему интересно с ней и он восхищённо называет Нину профессором!
Второе событие: Торг.
 Как выясняется позже, Нина не знает: зачем Марио привёл её в этот дом? Она ничего не может понять: вроде её и берут на работу, но работа эта какая-то подозрительная... Оказывается Чезаре - импотент, а Нина должна всего лишь навсего мыть у него пол по нескольку раз в день. Потому, что когда она моет пол - ни один мужчина не может остаться равнодушным. (У Марио даже ремень лопнул). Нина лекарство для больного друга.
 Какой удачный ход! Всё могло бы превосходно устроиться: в семье Марио с отсутствием Нины, воцарилось бы былое спокойствие, и для Нины заработок в 800 долларов не был бы лишним, и Чезаре, вылечившись, спокойно мог бы жениться на своей Лючие. Но...
 Нина оскорблена. Она привыкла, а может быть даже полюбила Марио. Ведь когда-то он отобрал её паспорт у сумасшедшего профессора, который издевался над ней и выгнал на улицу. Он подобрал её, униженную, ночующую на автостанции. А женщины способны снисходить к тем, кто помогает им. И вот её Герой, её любимый -даёт её взаймы, как безотказное средство... Она снова почувствовала себя вещью... На родине она была абсолютно никому не нужной вещью; у Марио - рабыней, выносящей ночные горши за его больной женой; а у Чезаре - заменителем "Виагры".
 Она пытается сопротивляться, но Марио бьёт её по лицу, а она не может ответить - она нелегалка(!), и весь мир, все законы, все порядки теперь - против неё. И она вынуждена смириться, вынуждена принять его игру. А значит: нужно делать то, что тебя заставляют - так, как будто ты об этом всю жизнь мечтала!
Третье событие: Любовь.
 Нина остаётся у Чезаре...
 Но тюрьма оказалась раем...
 Три дня... Они были в раю - три дня... Они не заметили, как пролетели эти три дня... И только чувство голода заставило их спуститься с небес.
 Чезаре буквально скатывается по лестнице от сладкого изнеможения. А Нина... Она спускается и медленно кружится под музыку, и весь зал просто влюбляется в этот образ заново появившей на свет Афродиты. Умение заворожить зал. Для этого нужна - Актриса! Ольга Котляренко смогла сделать это. В казалось бы настолько откровенном спектакле - нет даже намёка на пошлость. А властвует: искренность, откровенность, нежная чистота. Вот она - любовь. Нина не сказала ещё ни слова, а мы чувствуем её, мы в ауре Любви.
Четвёртое событие: Недолговечность счастья.
 Чезаре включает телефон и тут же звонит его мать. Он рассказывает ей всё, как было, и Нина понимает, что ей делают предложение. Чезаре готов забрать к себе и её, и её мать, и её дочь, и мечтает уже об их общем сыне. Но Нина боится этого счастья. Она понимает, что Чезаре всегда сможет попрекнуть её тем, что он приютил её, а она согласилась - только ради вида на жительство... Она не хочет такой коммерческой любви, купленного счастья и пытается отказаться. Но тут же снова раздаётся звонок. Это Марио. Он принёс им пиццу.
 Он не был здесь всего три дня, но не нашёл больше: ни той покорной Нины, ни того учтивого и застенчивого друга, которых оставил здесь всего три дня назад. Любовь меняет людей. Нина не хочет возвращатья к Марио, а Чезаре никому не собирается отдавать свою первую женщину!
 Марио взбешён! Он кричит о чести, о совести! А какая может быть честь у рабыни? И возможно ли взывать к совести мужчины, которого хотят лишить счастья?
 Но Марио не уступает. Мы понимаем, что его эгоизм не позволит им быть счастливыми. Он вызывает полицию, и у Нины есть только несколько минут на сборы.
Пятое событие: Протест.
 Но, нет! Нина уже не покорная рабыня, она уже может сказать "нет!" Марио со злости бьёт её ногой в живот... И тут уже не выдерживает Чезаре...
Кульминация
 Железный пожарный занавес опускается вниз, надрывно, в унисон с рёвом полицейской сирены, звенит его предупредительный звонок... Солнечные декорации исчезают под нависающим ужасом реальности. Марио, пронзённый ножом лежит на так и не домытом полу... Счастье ускользает...
Действие второе.
 В мрачном подвале бомж Костя расставляет свои антикварные трофеи, найденные на помойкен. Он выходит на авансцену, и зрители несколько секунд не понимают, что действие уже началось, потому, что до него бутафоры и рабочие сцены на глазах у зрителей оформляли "апартаменты" бывшего инженера.
 В ходе действия мы узнаём, что Костя двенадцать лет проработал на заводе, но завод его - разорился, Костя запил, а когда пропил всё - жена выгнала его из дома.
Первое событие. Сговор.
 Но вот зал затихает и появляется Михаил Иванович Несмелый - бывший полковник милиции, а теперь подчинённый лейтенанта. Когда-то он сломал рёбра одному шморкачу - сыну какого-то "шишки" который вместе со своей компанией изнасиловал малометку. Несмелый не смог выдержать хамства, сорвался и был разжалован.
 Оба мужчины с цветами, они ждут Нину... Они оба влюблены и хотят женится на ней, а она потеряла всё в этой стране: и квартиру, и паспорт, и мать, и дочь. А там в Италии отсидела три месяца в тюрьме, где её обворовали, и была депортирована. Сегодня у неё день рождения.
 Полковник раздобыл продукты. Он зашёл в гастроном, а хозяин почувствовал, что это не простой посетитель, и отвалил ему и икры, и водки, и много всего разного, чтобы задобрить. Те, кто недоплачивает государству, всегда чувствуют налоговика, всегда чрезмерно щедры.
 Нина задерживается, и женихи сговариваются делать ей предложение по-очереди, а третий лишний, как настоящий джентльмен, - должен уйти.
Второе событие: Появление Нины.
 И вот появляется Нина. Она измождена, и как-то неестественно весела. Её поздравляют и дарят подарки. Несмелый купил вечернее платье, а Костя выменял у кого-то пластинку с той волшебной музыкой, которая звучала там, в Италии, у Чезаре.
Третье событие: Музыка.
 Нина замирает, мысленно возвращается в прошлое и рассказывает, что сегодня она нашла свою Наташку и её изнасиловали...
 Наташка, ради которой она уехала в Италию, чтобы подзаработать денег на её приданое. Её единственная Наташка - наркоманка, не узнавшая свою мать... Нина не может плакать. Сегодня она была на самом дне. Она говорит, что не могла даже предположить, что у нас в стране столько беспризорных детей.
 Однажды мы шли с сыном на концерт в филармонию слушать симфонический оркестр, а навстречу шли мальчишки такого же возроста, как и мой сын, но все в дранье, с пакетами в которых был налит клей, а один шёл босиком по талому пятнадцатисантиметровому снегу...
 Люди... Одни просто отворачивались, другие шарахались в сторону, боясь, что их обрызгают, третьи смеялись, и показывали пальцем. Да, это действительно дико, вульгарно, неэстетично, пока не касается твоего собственного ребёнка. Мы привыкли отчуждать чужое горе, мы автоматически внушаем себе: "Со мной такого не может случиться!" А на деле... Ведь Нина - одна из нас.
Событие четвёртое: Отзывчивость.
 Михаил Иванович срывается с места и убегает. Он - военный офицер, - не может оставаться равнодушным к чужому горю. Для него всегда находится война.
Событие пятое: Сватовство.
 Костя просит Нину остаться, а она уже и сама перенесла к нему вещи. Только просит не говорить о любви, потому, что у неё уже была эта любовь - всего три дня...
Событие пятое: Отмщение.
 Несмелый возвращается. Он отстрелил Пасынку всё, что пригодилось бы в семейной жизни... Он не может терпеть несправедливости.
 Нина просит прощения у Кости и уходит с Несмелым, чтобы защитить, спасти его, доказать в милиции, что он был в состоянии аффекта.
 Костя сидит, обхватив руками голову, и не понятно: думает он или плачет... тот Костя, который только пару минут назад летал от счастья - понимает, что потерял Нину - навсегда...
Событие шестое: Всепобеждающая любовь.
 В подвал спускается Чезаре. Он ищет Костю - короля бомжей, который знает всё, и должен знать, где его Нина? Он приехал за своей любимой. Приехал без визы, через "окно" на границе. Вся тюрьма провожала его и пела гимн Италии, потому, что русские женщины разбудили, растормошили, одухотворили это царство предрассудков, строгих правил, бестолковых законов. Национальный продукт в стране вырос на 7%! Чезаре спрашивает: "Неужели вы не видите, какие у вас женщины? Они ведь просто богини! Почему вы не восторгаетесь ими? Почему не посвящаете им стихи?"
Событие седьмое: Долг.
 Костя обещал Нине узнать всё, про возможность лечения Наташки, и первое, что он спрашивает у Чезаре: лечат ли у них от наркомании? За деньги - лечат всё! Чезаре остаётся у Кости ждать Нину. "Сколько ждать?" - спрашивает он. "Сколько будет нужно!"
Событие восьмое. Мы - люди!
 Они поют свои гимны. Костя - украинский, Чезаре - итальянский. Они вспоминают о достижениях своих государств, и гордятся ими!Они всегда будут патриотами своих государств. Но им придётся жить вместе, им придётся понять друг друга, а это ломает стены, разрушает границы. Они свято верят, что если всем вместе чего-то очень захотеть, то можно добиться - всего! Только нужно Очень(!) захотеть! Очень постараться! И будет у Нины - здоровая дочь, и будет у Чезаре - сын, и у Кости - новая, интересная работа, а Несмелому - больше не придётся воевать - будет просто не с кем!
 А Нина, где бы она не жила, - навсегда останется русской женщиной, ведь красота ёё так велика, что общаясь с ней, - люди становятся лучше. И в конце пьесы торжествует Надежда! И всем становится ясно, что русская баба способна вынести все муки ада, и выйти оттуда - с честью! Выйти, прихватив с собой ещё двоих, таких же падших мужиков! Способна сподвигнуть людей на сильные чувства и поступки! Сделать их честными, справедливыми, мужественными, благородными. Да ещё и выманить богатого итальянца из своей цивилизованной страны, в наше захолустье! И он примчится, не дожидаясь ни виз, ни разрешений. Примчится за ней: единственной, самой красивой и самой лучшей на всём белом свете.