Мысли о смерти и бессмертии

Александр Храмов
Мысль 1.
Часто верующих укоряют в том, что они принимают желаемое за действительное. На бессмертии они настаивают, потому что им очень хочется бессмертия, на «загробной справедливости» - потому что они желают для себя вознаграждения, а для неверующих – вечных мук… Короче, они постулируют действительность того, что на самом деле могут только желать. В общем и целом это, конечно же, так. Но существует пара нюансов, переворачивающих смысл этого утверждения.
Нюанс первый. «Желание верующего», лежащее в основе веры, имеет другой характер, чем все остальные человеческие желания. Вот лежит некто, назовем его Вася, на диване и мечтает о миллионе долларов. Как бы было хорошо, если бы он у Васи появился. И так Вася замечтался об этом миллионе, что ему начинает казаться, что он и в самом деле миллионер и лежит сейчас не на диване в своей квартире, а на шезлонге в своем особняке. Так Вася стал «верующим». Но тут приходит неверующий друг Васи и начинает оспаривать его веру. А Вася, погруженный в мечты, не желает с ним соглашаться. Позиция Васи может быть сформулирована так: «Вася с миллионом», а позиция неверующего друга: «просто Вася».
Вот так себе представляют и христианина. Мол, лежит он себе на диване и мечтает, как хорошо было бы быть бессмертным, и постепенно начинает ему казаться, что он и в самом деле бессмертен. Но в том-то все и дело, что желание, лежащее в основе веры, вовсе не сводится к пристегиванию бессмертия, Бога, загробной жизни и т.д. к «просто человеку». А атеизм не сводится к «отстегиванию» этих «догм» от человека. Желание, лежащее в основе веры, это не просто «добавление» к миру и к человеку того, что хочет верующий, в результате чего из обычного Васи получается обычный же Вася, но с необычным для него миллионом. Вера предполагает изменение бытийного статуса самого верующего человека и, соответственно, всего мира. И в результате этого изменившегося бытийного статуса человек просто не может не быть бессмертным. То есть акт веры, к которому подталкивает «желание», завершается не довешиванием к прежнему человеку новых, желаемых качеств, а изменением взгляда на статус самого человека и мира в целом. Если до акта веры человек понимался лишь как биологическая особь, затерянная на одной из планет солнечной системы, то после акта веры человек понимается прежде всего как субъект, чья воля лежит в основе всего сущего и чья судьба определяет судьбу мира в целом, в том числе и того мира, в котором этот человек является биологической особью. И абсурдно было бы считать, что при таком бытийном статусе человек не обладает бессмертием, и что со смертью его как биологической особи он вообще прекращает свое существование. То есть в результате акта веры возникает новый взгляд на мир и на человека, а не приписывание старому миру некие желаемые свойства.
Нюанс второй. Но, воскликнете вы, пусть и возникает новое понимание сущего, но ведь все равно оно возникает на основании желания понимать сущее так, а не иначе. Разумеется, но и всякое вообще понимание мира основано на желании. И здесь нет другого способа для понимания. Разумные и научные доказательства здесь молчат. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть ни того, что человек бессмертен, ни того, что он смертен, ни того, что Бог существует, ни того, что Он не существует. Так что любое понимание мира в целом и роли человека в нем, буддийское ли, языческое ли, атеистическое ли, христианское ли – все они руководствуются именно определенным желанием. Желанием считать, что человек сводится к объекту, изучаемому наукой, или желанию считать, что он не сводится, желанием считать его подчиненным мировому порядку, или желанием считать его свободным, желанием считать его «покрывалом Майи» и волнением пустоты, или некой неделимой сущностью… И потому нельзя ограничиваться констатацией того, что «вот это утверждение возникло вследствие желания так утверждать». Это общие слова, не свидетельствующие ни за, ни против. Надо спрашивать, почему возникло само такое желание и в чем оно состоит?
В основе атеизма, согласно христианскому взгляду, лежит желание противиться Богу. То есть исток атеизма коренится во грехе. Атеизм – это не грех, но следствие греха. Атеистические убеждения есть лишь одно из проявлений греховного существования человека. Атеизм возникает вследствие нежелания быть с Богом, нежелания видеть во Вселенной еще одно Существо помимо себя, нежеланием признавать за минутными поступками вечные следствия. То есть, попросту говоря, атеизм возникает в результате желания легкости бытия. Человек никому ничего не должен, в том числе и себе. Ведь и его, человеческое существование, столь мимолетно и незначительно…
Атеизм возникает в результате желания. Атеисту, всю жизнь отрицавшего существование Бога, на смертном одре очень не хочется, чтобы Он существовал, и для него весьма неприятным сюрпризом явилось бы то, что уже через пару мгновений он должен будет рассказать Богу о своих отрицаниях. Маркиз де Сад, если не ошибаюсь, говорил, что самая кошмарная мысль, приходящая ему в голову, состоит в том, что человеческая смерть есть смерть неокончательная и после нее существует загробная жизнь. Согласитесь, что маркиз имел основания желать, как минимум, для себя отсутствия бессмертия.

И теперь настало время разъяснить нюанс первый. Почему желание, лежащее в основе веры (как, впрочем и безверия, и вообще любого взгляда на мир в целом) отличается от всех других желаний, от желания, скажем, получить миллион долларов? В слове «желание» есть элемент пассивности. Ведь мы говорим: ко мне пришло желание, мной овладело желание... Но в случае с желаниями, выражениями которых являются определенные взгляды на мир, имеет смысл говорить именно об активности человека, о свободной деятельности его воли. Ведь человек здесь проявляет свою власть, а не выступает как некто, власти подчиненный, обладаемый желанием. Поэтому слово «желание» в данном случае надо заменить словом «решение». Не желание человека состоит в том, чтобы видеть мир так-то и так-то, но человек решил, что мир таков. И он полностью самовластен в своем решении, то есть не принужден к нему никаким «беспристрастным доказательством», ни авторитетом. И потому он целиком и полностью ответственен за свое решение, за решение, например, считать человека только биологической особью.