Cон бабочки

Елена Даровских Волкова
 Подул северный ветер, и сразу стало холодно. Все насекомые начали устраиваться на ночлег. Да какой ночлег! Длиной в целую зиму. Ведь многие из них уходят в спячку, как медведи. Только весной, когда пригреет солнышко, появятся первые проталинки, они расправят крылья, усики, отогреют спинки и снова увидят сияющий всеми цветами радуги мир.
Бабочке очень повезло. Ей досталось уютное дупло старой липы. Зарывшись в сухую листву, она закрыла глаза и заснула. Сначала бабочка ничего не видела. Просто слышала тихие шорохи. Но вдруг вспыхнуло голубизной чистое небо, и она почувствовала, что сидит  высоко-высоко над землей.
-Вон куда залетела! - только и успела подумать бабочка, как тут же обнаружила, что крыльев у нее нет.
- Где же мои замечательные оранжевые крылышки? - удивилась она и внимательно осмотрела своё брюшко.
Бархатного коричневого брюшка не было в помине. Вместо него блестел толстый зелёный живот. Бабочка очень удивилась. Она никак не могла понять, что с ней произошло? Вместо изящной грациозной фигуры появилось неуклюжее длинное тело, у которого не было даже усиков!
Бабочка огляделась по сторонам. Еще парочка таких же страшилок сидела неподалеку и с аппетитом поедала обычные листья. Это взамен сладкого цветочного нектара!
- Ешь, - пригласили толстушки. - Ты что, уснула?
Голоса показались  знакомыми, но она  не могла вспомнить, где их слышала раньше? Поддавшись на уговоры, бабочка откусила крохотный кусочек листа, и… О, чудо! Каким лакомством оказалась эта еда. Сочная, хрустящая, свежая. Бабочка начала уплетать лист за обе щеки, и через пару минут от нёго остался только черешок. Жевание превратилось в  непрерывный сказочный процесс. Ещё один лист, и ещё... Спокойно и уютно было лежать на ветке, наблюдая, как тонкие лучики пробиваются сквозь крону дерева,  бабочка  любовалась белыми облаками вверху и разноцветным лугом внизу. Между небом и землей, между небом и землей… Веточка словно превратилась в колыбель, медленно качалась, убаюкивая.
Потом всё исчезло. Это сон становился глубже и глубже. На мгновение прилетела какая-то птица, бабочка испугалась, и на паутинке, как на парашютике, спрыгнула вниз. В темноту, где нет места ни страхам, ни памяти, ни сновидениям до самой весны.
Растворились в далёком прошлом, улетели лёгкие качели, сочная листва, подружки-толстушки, а бабочка так и не успела понять, что, задремав в дупле, на минутку вернулась в детство, в летние воспоминания маленькой зелёной гусеницы.


 ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА

Кто не любит смотреть сны? Ведь там невозможное становится возможным. А если сон уж очень страшный, и смотреть его не хочется, то всегда можно проснуться. Что же такое удивительное приснилось бабочке? А  приснилось ей превращение наоборот. Как будто время вдруг повернуло вспять. Это не волшебное превращение, которое происходит «по щучьему велению, по моему хотению», а самое настоящее, например, когда семечко вдруг становится цветком, цветок -  сочной ягодой. А в мире насекомых происходят такие чудеса, что многим сказкам до них далеко. Давайте приглядимся, как бабочка становится бабочкой? Сначала на свет появляется крохотное яйцо. Мы с вами хорошо знаем куриные яйца, которые старательно высиживает наседка. С ними все ясно. Однажды скорлупка треснет, и  выкатится жёлтый комочек, цыпленок, который, хоть и не совсем курица, но очень на неё похож. Ему нужно только подрасти, поменять перья – и готово.
   Быть крохотным комочком,
   Катиться во всю прыть,
   Сражаться с пнем и кочкой,
   Ногою землю рыть,
   Найти в земле монетку
   И хвастаться кругом,
   Что станешь не наседкой,
   А сразу петухом!
 Примерно такие же превращения среди насекомых  происходят у кузнечиков. Из яйца сразу выходит личинка, напоминающая взрослую особь. Ей остается  набрать вес, да несколько раз полинять, сбросив «тесную шкурку».
А вот у бабочек все иначе, и гораздо сложней. Из яйца появляется гусеница – длинное неуклюжее создание, с аппетитом уплетающее листья. Даже трудно представить, что это и есть изящный порхающий мотылек, только в раннем детстве.
    Быть гусеницей робкой -
    Гармошкою бока,
    Висеть на нити тонкой
    У краешка цветка.
    Прозрачною мантильей
    Укутаться тайком -
    И вдруг расправить крылья
    Прекрасным мотыльком.
Как это «вдруг расправить крылья», когда их нет? Конечно, не вдруг. Следующая стадия развития бабочки – куколка. Почему она так называется? Наверное, потому что похожа на игрушечного младенца, закутанного в пеленки. Это самый загадочный период.
Внутри спеленатого комочка происходят чудеса: вырастают крылья, лапки, усики. Всё, как положено. Ещё совсем недавно замерла на ветке гусеница, а теперь покидает куколку иное создание. Оно ещё не готово к полету, сидит, постепенно обретая новую форму, словно скомканный  лист бумаги, отпущенный на волю.
Помнит ли бабочка свое гусеничное прошлое? Кто знает? Во всяком случае, многим из нас, порой, снится, что мы вновь стали совсем маленькими. Может быть, и к  бабочкам приходят такие сны?


Опубликовано: Журнал "Читайка и его друг совенок", № 10, 2009.