Кот Матвей на даче писателя

Любовь Сушко
КОТ МАТВЕЙ

Все в нашей деревне пока шло замечательно, хотя и происходили кое-какие события. Появлялись новые жильцы среди людей и зверей были и новоселы.
Кот Матвей поселился на даче писателя Ивана Михайловича Романа. Вернее это был просто дом в деревне, где жила и бабушка Даши и Кости, но опальный, хотя и знаменитый в узких кругах писатель считал его собственной дачей, и на самом деле тут ему никто не мешал работать, не досаждал разными просьбами.
Старик был суровым и дерзким, ему очень трудно было ужиться с кем-то, потому он и оставался в тот момент в полном одиночестве. Но он писал свою главную книгу и был уверен, что это только пойдет ему на пользу. Каждый из нас рано или поздно начинает писать свой главный шедевр, Иван Михайлович считал, что это его последний шанс в уже шедшей к исходу жизни.
 Зная его скверный нрав, никто из близких даже не пытался досаждать ему какими-то просьбами, не появлялись гости в доме его, и со стороны могло показаться, что он совершенно одинок. Так это почти и было, но он считал это нормальным состоянием своей души. Самое главное - ему не мешали и не приставали с разными просьбами.
И только кот, непонятно как оказавшийся в деревне - он вовсе не был похож на остальных сельских котов, приблудился к писателю. Сначала со стороны он долго за ним наблюдал, а потом решил, что должен оставаться с ним какое-то время, кота устраивало то, что новый хозяин, а он уже считал Ивана Михайловича таковым, был замкнут и отрешен от мира - меньше проблем. Главное, чтобы иногда вспоминал его и не забывал открыть дверь, когда он вернется с прогулки и накормить.
 У кота были свои недостатки - он был толст и неповоротлив, привык к размеренной скучной жизни, но считал, что лучше не напрягаться особенно, тогда и проблем будет не так много. Есть старая истина, если ничего не имеешь, то нечего и терять.
Он выделялся среди всех, в деревне не было таких упитанных и таких ленивых котов. Чаще всего сельские коты должны были находить себе пропитание сами, они не ждали милости от своих хозяев, потому и были очень даже живыми и подвижными, толстеть им было некогда. И постепенно он стал предметом насмешек, но к всеобщему удивлению животных его это совсем не смущало, потому что в душе Матвей был философом, и он решил, что если перестать обращать внимание на все происходящее, то им самим надоест над ним издеваться, а если ответишь, тогда война и начнется. Чего ему совсем не хотелось, так это именно войны, он был при своей упитанности добродушен и миролюбив и готов в крайнем случае идти на компромисс.

№№№№№

Дети услышали о писателе и его коте от Барса. Он, как обычно возмущался, и твердил о том, что понаехало тут всяких, так, что нормальным котам-старожилам нет никакой жизни. Но никто его особенно слушать не стал, Даша сказала о том, что деревня большая и всем тут места хватит, Костя промолчал в ответ, но и ему тоже очень хотелось увидеть кота, который будоражил умы и сердца остальных жителей их поселка. А еще больше он хотел посмотреть на живого писателя, человека, который сам сочиняет такие удивительные истории, и живет в особенном мире. Когда же от Барса он узнал о том, что старик со сложным характером, а проще сказать - очень противный, то он и вовсе стал рваться туда, потому что бессознательно ощущал родственную душу в нем.
Так эти двое и должны были встретиться для того, чтобы как можно больше друг о друге узнать. А кот оказался бесплатным приложением, с ним вместе проще было познакомиться с писателем. Люди вообще значительно проще знакомятся, когда рядом с ними животные появляются, а без них они остаются далекими и угрюмыми, и им вроде бы даже говорить не о чем. Он это давно заметил, потому так обрадовался тому, что у писателя был кот.
Барс уже успел рассказать, что писатель кота не прогнал, а наоборот приютил, назвали его Матвеем, и он не прислушивается к тому, что о нем говорят другие, потому те и замолчали, им совсем не интересно стало над котом измываться, вот он и остался доволен всем, и устроился еще лучше.
- Просто кот очень мудрый, я знаю, что редко, коты бывают не такими уж упрямыми и дикими,- говорила мама, когда Даша рассказывала ей эту историю.
Барс все слышал и понимал, что камешки это в его огород. Он не был ни мудрым и ни сообразительным, он даже согласиться с этим мог, но ведь это не его вина, а его беда. И ему уже хотелось порвать Матвея на куски, хотя лично ему кот ничего плохого не сделал.
Кот Матвей старался устроиться получше, хотя его не могла не раздражать неустроенность жизни в деревне, если верить его молчаливым страданиям, то в недавнем прошлом жил он значительно лучше, чем теперь. Но разве не пустое дело, жалеть о прошлом, оно никогда не бывает полезным.
Барс мог бы позлорадствовать о том, что писатель часто забывал его кормить, особенно когда был очень увлечен своими делами, и верил в то, что книга у него получается великолепная. А когда кот пытался напомнить ему о своем существовании, он только бурчал себе под нос:
- Ничего страшного, ты в деревне живешь, вот и подумай о своем пропитании, здесь много чего найдешь вкусного, если лениться не будешь.
Из этого следовало, что тот невольно или сознательно подталкивал он его к воровству, но кот не мог особенно жаловаться, все-таки пришел он сам, и волен был уйти, когда ему вздумается, только даже при всем том, уходить ему никуда не хотелось. Он радовался тому, что может тут оставаться.
№№№№

Коты, как и люди, готовы устроить какую-то подлость даже для своих собратьев, когда им скучно, или оттого, что так скверно воспитаны, конечно, не все, но некоторые точно. Именно таким и был живший с Матвеем по соседству кот Трофим. Ему не особенно нужны были цыплята своей хозяйки, кормили его хорошо, а они были маленькими и особенно не наешься, но он все-таки отправился в курятник и парочку придушил. Трофим точно знал, что хозяйка на своего кота никогда не подумает, а ближайшим из соседей был писательский кот Матвей. Так как писателя тоже не особенно любили и считали человеком, по меньшей мере, странным и подозрительным. Он целыми днями сидит у себя в комнате, на улицу носа не высовывает, слова доброго не скажет, то не на кого было больше подумать, только на этого старика и его кота. С голоду чего только не сделаешь. И должен он думать, прежде всего, о своем желудке, а потом обо всем остальном - это точно. Хозяйка была так зла, что не задумалась даже о том, что голодный кот не стал цыплят есть, а оставил свидетельство своего преступления, тут явно что-то не сходилось, но мало ли что в жизни бывает. Она была уверенна в том, что все именно так и было, как ей хотелось думать. И кот Трофим всем своим миролюбивым видом именно такие подозрения ей и внушал.
Когда кот проснулся и отправился погулять, соседка обрушилась на Матвея, а Трофим удобнее забравшись на дерево, смотрел оттуда, следил за ней и потешался над Матвеем, который ничего не понимал, а, увидев мертвых цыплят, ужаснулся. Он понял, в чем его обвиняют, и не понимал, как доказать, что он к этому не причастен.
Чужое коварство ранило впечатлительного кота. Конечно, и в городе всякое случалось, но там все было на его взгляд не так скверно, как здесь. Деревенская наглость выведет из себя любого, и только одна беда - деваться Матвею было все равно некуда.
-Мне не нужны были эти цыплята,- пытался он сказать разъяренной женщине, но она не слушала и не собиралась его слушать.
На крик ее появился писатель. Он был очень сердит, когда его отвлекли от любимого занятия, но, услышав, что речь идет о его коте, о жутком преступлении, которого он наверняка не совершал, перестал так злиться, и пошел взглянуть на то, что там могло происходить.
Ничего не мог сказать и его хозяин, ему осталось только уныло отправиться домой. Настроение было испорчено. А Иван Михайлович выпалил:
- Я советую тебе подружиться с другими котами. Иначе всегда будешь повинен даже в том, чего точно не совершал.
 И он был прав, что далеко ходить, разве на этот раз было не то же самое?
- Не хочу я с ним дружить и общаться не хочу, они все ни в чем ничего не смыслят, и какие-то противные, - противился Матвей, но он понимал, что рано или поздно придется пойти на такой шаг.
- Может, ты и прав, но других тут все равно нет, да и не будет видно, а нам среди этих жить.
О людях или животных говорил он, понять было невозможно, но Матвею давно было понятно - они все одинаковы. И стоят одни других.
Кот долго обдумывал, что же ему делать, как быть с другими котами, чтобы не попадаться в такие ситуации не влипать, но пока ничего такого придумать не мог.
Но не бывает безвыходных положений. На соседнем дворе появился шарпей. Его тоже привезли на лето из города, потому что его хозяева уезжали отдыхать, и он должен был тут поджидать их возвращения.
- Ты странный какой-то, - говорил писатель, как только заметил, что он с собакой старается сблизиться.
- Что же странного, и в собачьей шкуре может быть родственная душа, - философски размышлял Матвей.
- Наверное, может, только ты решил против всех идти, на мой взгляд, и это может плохо для тебя закончиться.
Но кот решил, что он сам будет совершать ошибки, и сам их исправлять станет, если такое случится. И он продолжал смотреть в сторону шарпея.
- Кот совсем рехнулся, он отвернулся от своих и с собаками дружбу водит, - говорил Барс Даше.
И Костя горячо поддерживал своего кота.
Они успели уже познакомиться с писателем и иногда ненадолго заглядывали к нему. И он порой разговаривал с ними и сочинял для них какую-то замысловатую, но забавную сказку. Ребята слушали его, и гордись тем, что знакомы с настоящим писателем.
- Это необычный кот, - говорил Иван Михайлович, поглаживая Матвея, - он станет героем моей новой сказки, он вполне для этого воспитан, но при этом хитер и изобретателен.
После таких слов любой бы заважничал. Но Матвей оставался спокоен, он словно бы и родился на свет для того, чтобы стать героем сказок, а если чем-то и гордился, только тем, что сам смог угадать и найти того человека, который и станет главным в его жизни и сделает бессмертным и самого кота. И было видно, что новая роль ему по душе. Он не собирался присоединяться к бунту, который подняли коты в деревне против собак, решив, что псам, как и всегда, уделяется слишком много внимания. Тогда его друг Граф ( так звали того самого шарпея) и пришел к ним первым.
Коты никогда прежде не видели таких собак и в первый момент совершенно опешили. Они оглядывали его со всех сторон и никак не могли понять, что от него можно было ждать. Вроде бы и на плюшевую игрушку похож на первый взгляд, но на самом деле рычит, как настоящий бойцовский пес, о которых столько ужасов прежде было рассказано.
Пока они отступили, но Матвей очень переживал за всех собак, особенно за Графа и никак не мог ощущать себя спокойно, пока все собаки находились в такой жуткой опасности.
Тогда и Даша бросилась к Барсу:
- С тобой рядом наши собаки, я не хочу, чтобы ты был с ними против собак, это плохо кончится. Вот посмотри на Матвея, он же может противостоять им, а у тебя видно ни мнения своего, ни характера нет.
Любого заденут такие слова. Барс еще больше возненавидел противника своего, которого теперь ставили в пример всем остальным. Он еще и героем оказался - какова наглость.
- Ты предаешь своего собственного кота, ради какого - то толстяка?- искреннее возмутился Барс.
- Я никого не собиралась предавать, - говорила она сердито, - но если ты не понимаешь таких простых вещей, то мне не хочется с тобой общаться.
Барс был удивлен и поражен еще пуще прежнего, но у него не хватило слов для того, чтобы что-то сказать в ответ. Матвей выигрывал на чужом поле, в то время, как он проигрывал на своем собственном.
- А ты не забыл, как те самые коты и против тебя самого выступали? Они бывают удивительно дружны, когда все на одного, но это низость и трусость. Барс вспомнил о самых неприятных вещах в своей жизни и разозлился на девочку за то, что она ему о том напомнила. Он устыдился и того, что его память оказалась так коротка, а Даша никогда прежде не была так яростно настроена. Что еще ему оставалось делать?
№№№№№

Матвей знал о том разговоре, который произошел между любимой его девочкой, которую он готов был защищать ото всех в этом мире, и ее котом. Он не доверял Барсу и видел, что тот в нужный момент может перехитрить и себя самого. Он не хотел огорчать свою маленькую хозяйку, но разве он не знает котов.
Барс не пошел вместе с девочкой в гости к Матвею и писателя, зато Граф вместе с Дашей и котом прослушали новую сказку про упитанного, но славного кота.
Но и дома Барс долго усидеть не смог, он выглянул из кустов, около писательского дома, а чертенок Стас подхватил его и понес к ним.
Ему хотелось пусть и насильно показать и коту и всем остальным, что там такое происходит.
- Вот поймал разбойника, он за вами из кустов наблюдал, - говорил Стас. - Вам хорошо всем вместе, а он не приблудный, а наш кот и по вашей милости должен прятаться и таиться.
Барс возмущался и орал о том, что он просто отправился за гусем, который отбился от рук, он не виноват в том, что гусь бродил именно около дома писателя, а ему пришлось его пасти, потому что иначе его просто бы съела чужая собака, а попало бы именно ему.
И в одном Барс был прав, гусь был там и на самом деле, только он просто прогуливался, никто его есть не собирался, и пусть бы кто-то попробовал, и еще меньше ему понравилось то, что кот все свои шалости прикрывал за его счет. А он не нашелся, что ему на это даже ответить.
И тогда он и прошипел о том, что его на разведку послали остальные коты, которые хотят от Матвея избавиться.
Такого предательства подлого Барс не ожидал от своего доморощенного гуся, и на этот раз он лишился дара речи.
И люди и звери, и даже Стас смотрели на тех и на других и не могли понять кто из них и в чем прав, и что там на самом деле происходить могло. Первым из-за их недоверия возмутился гусь:
-Честным гусям они не верят, а хитрым котам, пожалуйста, - говорил он растерянно. - Это только наивные дети могут быть такими недальновидными.
Косте впервые стало стыдно за своего гуся, он прекрасно видел, что тот нагло мстит коту, хотя, положа руку на сердце, они друг друга вполне стоили.
Но Том, появившийся тут же в последний момент, отогнал гуся подальше, нечего тут шипеть на всех подряд, никто его не заставлял так поступать.
- Наш кот не подарок, - говорил ему в след Том, но только от твоего шипения лучше он не станет, и ты бы лучше оставил его в покое.
Гусь разобиделся на весь белый свет и обреченно поплелся в курятник, потому что оставаться в одиночестве ему совсем не хотелось. Но Костя пошел за ним, он не хотел оставаться среди тех, кто так враждебно относился к единственному из тех, кто был ему так близок и дорог.
- Не сердись на него, - говорила Даша коту Матвею, - этот гусь был с ним с самого начала, хорошо, что он не бросает своих друзей, их у него не особенно много.
Но кот Матвей и не собирался ни на кого сердиться. Он был вполне доволен собой.
Кот нашел одинокую старушку бабушку Олю, которая жила с ними по соседству, и стал навещать ее. Он по-своему о ней заботился.
- Как они могут бросать в одиночестве своих стариков, если те в них больше всего нуждаются? - спрашивал он у Стаса, но Стас не знал, что ему на это ответить, да и сказать ему было особенно нечего. Его возмущали еще многие вещи из жизни этих людей.
№№№№№

А вскоре произошло удивительное событие. К дому писателя подъехала машина. И Даша присутствовала при том, как ему выгружали посылки с книгами из издательства - это была первая книга сказок о коте Матвее, которые они все уже слышали, конечно, но как удивительно было листать книжку, со страниц которой на них взирал сам кот, художник удивительно точно его нарисовал.
- Давай я тебя буду учить читать, - предложила Даша.
Кот удивленно на нее взглянул.
- Но мне нравится слушать тебе, не стоит злить всех остальных животных, если я один буду читать, то, что станет с другими?
Даша так и не поняла, лень ли ему было учиться или он просто хотел не выделяться среди остальных. Но, скорее всего здесь было и то, и другое вместе.