Ликвидация инвалидности в России

Фома Заморский
ЛИКВИДАЦИЯ ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИИ

 Российские инвалиды могут встряхнуться. Усилиями правительства М.Е. Фрадкова всех людей пенсионного возраста, признанных инвалидами после 27 февраля 2006 года, заставят проходить переосвидельствование в комиссиях по медико-социальной экспертизе (КМСЭ) каждый год и посмертно, хоть до 100 лет!
 Ранее инвалидов пенсионного возраста освобождали от переосвидетельствования, справедливо полагая, что чем старше они становятся, тем меньше у человека остаётся надежд на выздоровление и тем труднее бедолаге ходить по врачам и предприятиям ЖКХ.
 Свежее постановление правительства России №95 от 20 февраля 2006 года толкует нам, что дело обстоит как раз наоборот: чем старше инвалид, тем больше шансов у него выздороветь! Или, может быть, российская медицина нашла новые прогрессивные технологии лечения, эликсир какой-нибудь? Тогда почему не рвутся к нам за новыми технологиями иностранные медицинские светила? Или достижения российской нашей медицины являются государственной тайной?
 Наши правители полагают, что в современных российских условиях «Переосвидетельствование инвалидов пенсионного возраста необходимо для того, чтобы установить, как изменяется здоровье в результате реабилитационных мероприятий?!»
 Это, каких таких мероприятий? Разве в районных поликлиниках, где сидят толпы пенсионеров, лечат? Впервые слышу. Толпы не рассасываются, отнюдь. И с этого года толпа будет расти, в том числе за счёт тех, кто будет теперь проходить переосвидельствование ежегодно и посмертно. Существует поверье, что если даже условно здоровый человек посидит пару часиков в российской поликлинике, то обязательно заболеет, наука утверждает, что в результате стресса.
 Для получения статуса инвалида необходимо потратить от 1 до 3 месяцев на получение в районной поликлинике направления на КМСЭ (максимум для деревенских), 2 месяца на ожидание вызова в КМСЭ и 1-2 месяца на обход пенсионного фонда, собеса для получения справок, и на обход всех организаций (электроснабжение, водоканал и прочих) для получения скидок на коммунальные платежи. Только всем выложил справки, и год прошёл: можно начинать всё сначала! Кардиограмма имеет срок действия только один месяц, и у многих к моменту прихода в КМСЭ срок уже истёк, что вызывает нервные припадки у соискателей. В поликлиниках, видимо, этого не знают и делают кардиограмму в самом начале процедуры оформления.
 Господа здоровые и молодые люди! Вы думаете, что эта проблема вас не касается? Зря, мальчики и девочки, зря! Число инвалидов в России растёт из дня в день. По некоторым подсчётам к концу 2006 года одних только взрослых инвалидов наберётся под 10 миллионов человек, а детей-инвалидов – до 2 миллионов человек. Это только зарегистрированных!
 Годовой темп прироста инвалидов всех возрастов – 380 тысяч человек. Если вам сейчас, мальчики и девочки, сейчас по 30 лет, то при теперешних темпах через тридцать лет, только зарегистрированных в России инвалидов будет более 22 миллионов.
 При сохраняющихся темпах смертности в 2 миллиона человек в год (половина из них от сердечно-сосудистых заболеваний) к 2036 году, когда вы выйдете на пенсию и/или на инвалидность, доля статусных инвалидов может составить 28%! Иными словами каждый третий из вас, молодые люди, станет официальным инвалидом.
 На самом деле инвалидов в 2-3 раза больше, поскольку многие гордые люди избегают унижения, не хотят о чём-то кого-то просить и валяться в ногах у бюрократов Минздрава, облачённых в белые халаты.
 Узнал от одного свежеиспечённого инвалида-пенсионера, ставшего таковым в результате неудачно проведённой операции на сонной артерии (то-то Горбачёв понёсся в Мюнхен делать такую операцию), что необходимо совать «подарочки» членам КМСЭ, иначе кандидат в инвалиды рискует лишиться своего звания. По окончании чисто формального прохождения районной КМСЭ в городе Москве в конце 2005 года сей инвалид, не догадавшийся принести дары, столкнулся с одним из циничных членов комиссии (язык не поворачивается назвать его врачом или экспертом) уже на улице после заседания. «Честно говоря, вы заслуживаете второй группы», - усмехнулся он: «Дали мы вам третью - уж больно заносчиво вы отвечали на наши вопросы и держали себя независимо!»
 Недавно узнал о работе Кардиологического центра по освидетельствованию инвалидов-сердечников (Бюро МСЭ на улице академика Анохина). Он один на всю Москву. Работает пять дней в неделю с 8.30 до 15.00.
 К 8.00 собирается очередь, всего набирается человек 40 в возрасте от 48 до 72-х лет. Подавляющая часть – мужчины, некоторые с жёнами на случай приступа в пути или в процессе. Никто не принёс «подарочков». Половина пациентов с ранее полученными талонами, чтобы пройти комиссию, а вторая половина приходит, чтобы записаться на комиссию, получив талон с двухмесячным сроком ожидания.
 У всех был инфаркт, но не всем сделали операцию из-за установленного властями имущественного ценза, так как операция АКШ стоит не менее 10 тысяч долларов наличными. Лишь 20% операций делается за счёт бюджета.
 Те, кому не сделали операцию, находятся в группе особого риска внезапной смерти. Им совсем не показано эмоциональное напряжение. Только половина ожидающих может сидеть – не хватает стульев. Из коридора уходить нельзя – могут вызвать в любой момент. Нет еды и воды. К 15.00 толпа рассасывается без росинки во рту.
 В описываемый день один несчастный лет пятидесяти, подпиравший стену и не нашедший места для сидения, видимо рабочий, робеющий людей с высшим образованием, особенно врачей, рухнул на пол без сознания, стукнув головой по плиточному полу. Выскочившие в коридор на вопли женщин-декабристок члены комиссии оказали какую-то помощь, увезли умирающего пациента на каталке в неизвестном направлении. Председатель комиссии спросила громко: «Он хоть свидетельство получил?» Вопрос повис в воздухе. Рабочий до падения на пол стоял как раз перед дверью кабинета, где ему готовили свидетельство об инвалидности.
 Нельзя ничего плохого сказать о квалификации и предупредительности врачей Кардиологического центра. Весь процесс обеспечивают пять героических женщин. Однако им не хватает умения организовать процесс (общая российская беда – разруха в головах, как выразился профессор Преображенский в «Собачьем сердце» Булгакова). Героиням требуется много писать рукой, заполнять разные проформы, в том числе составить анкету жертвы: подробности трудовой деятельности, сколько времени занимает дорога на службу, какова пенсия и зарплата, адрес пенсионного фонда и прочая. Некоторые респонденты плохо слышат и плохо соображают, очередь полагается на самоорганизацию.
 Старику 72-х лет, только что перенесшего АКШ, назначили годовой срок переосвидетельствования. Дали вторую группу инвалидности без права на трудовую деятельность. Старик рассчитывал получить вторую группу, но с правом на работу. Он плакал, что не может жить на пенсию: нет денег на лекарства и жена больная. Просит считать его заявление об установлении инвалидности ничтожным. Нельзя! О выводах комиссия сообщит по месту работы, где его неизбежно уволят. Через год он может быть опять, но уже совсем нищим, придёт на эту комиссию, чтобы получать доплату к пенсии в сумме 623 рубля и 400 рублей в месяц на лекарства и 50 рублей для поездки по железной дороге в санаторий. Если через год его переведут в группу с правом работы, то никто и никогда не возьмёт его на эту работу. По его словам он тратит на лекарства до 3000 рублей в месяц, а поезд не нужен. Можно ли отказаться от льгот в пользу денежного эквивалента? Нет нельзя! Подать заявление можно только в сентябре следующего года и до 1 октября. А на дворе декабрь 2006 года. Что старика ждёт через год? И ещё через год или три, когда ему стукнет 75? Он так и будет ходить на комиссии посмертно? Доедет ли он сейчас домой на общественном транспорте? Он прибыл без жены, страшно за него.
 Врачи понимают жестокость инициативы Минздрава об установлении годового срока переосвидетельствования инвалидов преклонного возраста. В оценках действий властей, выражаемых в ропоте пациентов и врачей, можно разобрать такие слова, как «на виселицу», «на Лобном месте», «воры» и так далее.
 Что касается лиц пенсионного возраста, то твёрдо можно сказать, что почти ВСЕ они инвалиды. Инвалид – это не только человек, которому отрубили руку или ногу или выкололи оба глаза или всё сразу.
 Большая часть соматических заболеваний, при которых наступает ограниченная жизнедеятельность человека (например, гипертония, ишемическая болезнь сердца, болезни сосудов, позвоночника, почек, органов пищеварения и обмена веществ, рак в запущенной форме из-за недостатка в России средств раннего его обнаружения) вообще не вылечиваются!
 Пожилые деревенские жители находятся как всегда в наихудшем положении – они то точно все инвалиды по международной классификации. Кому, правда, нужна в России эта классификация? Люди в белых халатах прописывают лекарства, чтобы избавить людей от боли и неприятных ощущений и только. Улучшить качество жизни – говорят они. Чтобы инвалиды могли сами за собой ухаживать. Это знают все, кроме лиц некомпетентных.
 А сколько их компетентных? Если оценить качество работ, выполняемых жителями России, занимающих должности от президента до дворников, то смело можно назвать компетентной только небольшую категорию работников, питающихся от бюджетов федерации и её субъектов – президента и дворников. Все остальные лица, вероятно, люди некомпетентные. Однако официальной статистикой о количестве и динамике роста числа некомпетентных лиц никто не располагает. Возможна только субъективная оценка.
 Человеконенавистническое (и антиконституционное) постановление №95 от 20 февраля 2006 года, скорее всего, направлено на закупорку поликлиник и КМСЭ инвалидами, что приведёт к значительному сокращению темпов роста числа лиц, вознамерившихся получить статус инвалида. Полагаю, что по мысли правителей это должно привести к ликвидации части российских инвалидов на бумаге и к экономии социальных расходов, чтобы изготавливать больше подводных лодок и ракет.
 Однако сила государства заключается не в вооружённых силах, а в заботе о гражданах.
 Конституционно-правовой подход позволяет считать, что Постановление Правительства Российской Федерации №95 от 20 февраля 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в существующем виде вступает в противоречие со Статьями 19 и 55 Конституции Российской Федерации, а потому подлежит отмене в части нарушающей Конституцию Российской Федерации, поскольку постановление осуществляет дискриминацию пенсионеров-инвалидов по признаку времени обращения за социальной поддержкой (до 27 февраля 2006 года и после этой даты, то есть даты опубликования).
 Кроме того, согласно рекомендации №8470; R (92) 6 Комитета министров Совета Европы, куда входит Россия с 1996 года, рекомендует «Особое внимание необходимо обратить на положение инвалидов женщин и пожилых людей». Можно допустить, что Фрадкову с компанией эта рекомендация не указ.

Фома Заморский © 2006