Смысл и назначение журнала Копирайт

Алхел Манфелд
Смысл и назначение журнала «Копирайт»


В статье «Смысл и назначение «Прозы.ру» мы уже попытались выяснить причины, побуждающие публиковать свои произведения на данном сайте. Одна из них – вхождение в «клуб по интересам», некое сообщество индивидов не только читающих книги, но и пытающихся еще что-то написать свое. Оставив за скобками, почему они избрали именно такой способ самовыражения, попытаемся понять, зачем написанное выносится на суд других обитателей «Прозы.ру».
В числе основных причин – низкий «порог вхождения». Всякий пользователь компьютера, без особого труда прочитав инструкцию, сможет завести на сайте свою страничку. При этом он может «застраховать» свое самолюбие, спрятавшись за псевдонимом.
Для подавляющего большинства зарегистрированных на «Прозе» публикация на сайте является одной из форм креативного досуга, и сама по себе уже самодостаточна. Как справедливо было замечено, это мало чем отличается от других видов «псевдотворческих» хобби – типа сборки моделей из готового конструктора или вышивания набором бисера по раскрашенному рисунку.
Рецензии таких пользователей чаще всего строятся на собственных ассоциациях, вызванных прочитанным текстом, и обычно состоят из совокупности мало значащих хвалебных слов, но приятных их получателю. Делается это с тайной надеждой, что в ответ тот зайдет на страничку рецензента и отплатит той же монетой.
Значительно меньшую категорию составляют авторы, для которых саморазвитие является одним из важнейших аспектов их существования. В подавляющем большинстве случаев, творчество для них один из видов хобби. Они имеют постоянную работу, часто вообще не связанную с филологией или литературой, и по поводу или без повода набрасывают на бумаге свои мысли. Но извечное стремление к совершенству заставляет их и в этой области стремиться к уровню профессионала.
Часто творчество для таких людей выполняет «компенсаторную» функцию, давая возможность испытать эмоции недоступные в повседневной жизни. Иногда – предохраняющую. Постоянное «ношение с собой» героев, порожденных воображением, может повлиять на психику.
Однако, саморазвитие подразумевает не только собственное творчество, но и общение с себе подобными. Подпитку идеями или, наоборот, получение возможности в дискуссиях более четко сформулировать собственные мысли. И здесь сразу же возникает вопрос об идентификации и поиске этих подобных.
Главный презентационный фактор индивида на «Прозе» - это его публикации. Если учесть, что их к настоящему моменту выложено несколько сот тысяч, то встает вопрос – как ориентироваться в этом море, если вся информация о произведении представлена только его названием.
Самостоятельный поиск, конечно, не исключается, но вряд ли будет результативен. Поэтому разумнее частично делегировать эту функцию некой внешней структуре.
Итак, выстраивается цепочка. Я хочу найти интересных мне авторов с целью ..... и идентифицировать я их могу в подавляющем большинстве случаев на основе их произведений.
(К сожалению, на «Прозе» отсутствует ряд важных сервисов, облегчающих эту задачу. В частности, простейший из них – аннотации).
Далее можно двигаться в двух направлениях.
Первое – это поиск более расширенной информации с последующим самостоятельным ее анализом. В принципе, эту роль на сайте выполняют авторы, предлагающие отрецензировать любое заявленное произведение. Де факто, они составляют расширенную аннотацию, позволяющую определить, стоит ли обращаться к оригиналу.
Второй путь – делегирование не только составления аннотации, но и предварительного отбора. Этот функционал подразумевает уже более сложную структуру и в настоящий момент «закрывается» сетевыми журналами.
Самый популярный из них – «Копирайт», включает в себя следующую цепочку. Предварительный отбор текстов общественными редакторами – голосование редколлегии – публикация в копи-чарте произведений, набравших проходной балл, - критический обзор копи-чарта.
Осталось понять, насколько данная система эффективна в разрезе заявленных целей и возможного закрытия первичных потребностей.

***

Суммируя написанное выше, можно составить список причин, побуждающих члена сообщества «Проза.ру» читать других авторов.
1. Получение эстетического удовольствия.
2. Надежда на ответную реакцию.
3. Собственное позиционирование.
4. Поиск новых идей.
5. Поиск единомышленников, в дискуссиях с которыми оттачиваются собственные мысли.
Кратко рассмотрим эти пункты.
Подавляющее большинство опубликованного на сайте представляет собой «полуфабрикаты», и их уровень значительно ниже издательских публикаций на бумажных носителях. Возникает вопрос – зачем читать «Прозу», когда любой близлежащий книжный магазин предлагает 5-10 тыс. наименований на любой вкус.
Ответить на данный вопрос можно, например, так. Уровень большинства читателей не позволяет видеть разницы между изданными книгами и опубликованным на сайте. Главное для них – не «как» написано, а собственные эмоции по поводу читаемого.
Несомненно, существуют и другие, более тонкие ценители. Их «Проза» может порадовать какими-то ярко написанными фрагментами или даже целыми произведениями. Например, сейчас с рынка, фактически, вытеснены малые формы, и данный сайт может служить их естественным прибежищем.
Пункт два мы уже затрагивали выше. В отсутствие «направляющей руки» модераторов неизбежно начинает главенствовать принцип: «кукушка хвалит петуха....» и далее по тексту. При этом возможна ответная реакция не только в виде рецензий, но и «разговора на равных», что сильно поднимает самооценку юных дарований. Предмет обсуждения как бы отходит на второй план и самоценной становится сама тусовка.
Позиционирование среди себе подобных, думаю, не требует разъяснений.
Последние два пункта больше касаются авторов, стремящихся достичь даже в хобби определенного уровня мастерства. Повседневная профессиональная деятельность, скорее всего, научила их ценить свое время и делегировать часть своих полномочий. Переводя на язык данного сайта, можно сказать, что при поиске интересующих их авторов они должны получить первичное представление о них, не читая самих произведений.
В принципе, это можно реализовать несколькими способами. Например, применить схему референтной группы: «друг моего друга – мой друг». Просматривать рецензии авторов идентифицированных как «свои».
Другой путь – делать выводы на основе расширенных аннотаций. И здесь важно вспомнить, что в литературе важно не только «что» написано (сюжет), но и «как» написано. Автору пока видится только один способ одновременной демонстрации «что» и «как» - включать в рецензии элемент дайджеста. (На этом принципе, например, построен цикл «Мир фэнтези»).

Плавно возвращаясь к «Копирайту», мне видится его слабое звено, прежде всего, в блоке критических обзоров копи-чарта.
По идее чарта в нем должно анонсироваться написанное, имеющее уровень выше среднего. Обычно, таким авторам уже не интересны стандартные отзывы или мысли по поводу и требуется профессиональный редакторский разбор. Будущий же потенциальный читатель хочет получить обозначенное выше.
Неудовлетворение этих требований и вызвало столь бурную реакцию на критические обзоры Варвары Тимирязевой.

Закрытие другой потребности – организация дискуссий на интересующие обитателей сайта темы, для «Копирайта» носит скорее случайный, чем системный характер. На мой взгляд, эти дискуссии могут дать новый импульс развитию журнала.
В качестве дополнительных опций можно предложить давно апробированные в бизнесе методы. В частности, в среде менеджеров достаточно популярно решение мини-кейсов (разбор той или иной бизнес-проблемы). Применительно к сайту это могла бы быть организация мини-конкурсов с четко заданной темой, форматом, объемом и жестким ограничением по срокам (не более недели). Если тема окажется достаточно актуальной, то она может послужить основой последующих дискуссий.
Не стоит забывать и о том, что литература не ограничивается рамками «Прозы.ру». Вполне логичным, на мой взгляд, в «Копирайте» смотрелась бы рубрика рецензий и не только на книги, но и на «смежные» виды искусств – фильмы, выставки живописи, концерты и фестивали. Не помешал бы анонс и крупнейших выставок и ярмарок.
Все это позволит сделать «Копирайт» центром интеллектуальной жизни на «Прозе», подняв журнал на совершенно новый уровень. Другой вопрос, можно ли это реализовать на общественных началах.