Монмартр и Монпарнас

Валентина Томашевская
Монмартр - это холм в центре Парижа, самая высокая точка столицы (130 м) – один из самых живописных ее кварталов. Именно здесь селились в конце 19-го века  художники, прославившие затем этот чудесный район на весь мир: Ван-Гог, Дега, Тулуз-Лотрек... 
Есть несколько версий происхождения названия этого холма. Когда-то здесь был
 храм языческого бога Марса (Mons Martis).
Существует и другая, предпочитаемая христианами версия названия: Холм мучеников (Mons Martyrtum. Согласно преданию, именно здесь в 270-м, а по другим сведениям в 257 году принял мученическую смерть за свою веру Сен-Дени,первый епископ Парижа, он был обезглавлен по приказу императора Валериана, но не упал, а пошел прочь из города, к северу, неся перед собой отрубленную голову, и только в тогдашнем Католакусе - нынешнем Сен-Дени- упал и был похоронен в восточной части этого города. Много веков спустя очередным мучеником стал архиепископ, убитый здесь во время Парижской коммуны в 1871 году.
 Осмотриваем панораму Парижа с 56-го этажа и с 59 –го башни-небоскрёба "Монпарнас", на которой расположена самая высокая и самая большая терраса в Париже – единственная точка, откуда столицу можно обозревать на все 360 градусов: бело-серо-голубоватые постройки Парижа, цвета чаек и моря; Лувр,Эйфелева башня, извилистые пути железной дороги,- однако поторапливаю своего спутника, очень хочется найти и увидеть
кафе-ресторан «Ротонда».

 Монпарнас. само название возникло от находившегося поблизости возвышенности – Парнас.
 В 1920 – 1940 годах этот квартал облюбовали художники, писатели и артисты, искавшие в живописи и литературе новые способы самовыражения, они любили сиживать в своих любимых кафе и ресторанах. Монпарнас приобрел специфический, богемный дух, став соперником Монмартра.
С Монпарнасом связаны имена Амадео Модильяни, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Марка Шагала; Эрнеста Хемингуэя и и Анна Ахматовой, чьи портреты писал Амадео Модильяни.

...Времени у нас, как говорится, в обрез и где находится знаменитая «Ротонда», надо спрашивать. Направление указал француз, слегка похожий на Жана Рено. Мужчина не сразу поняв мой вопрос, но подумав, указал направление рукой.

 На улице – лавки под навесом - дары моря – торгуют три молодых негра. Фотографирую. И меня сфотографируй, говорит, улыбаясь, молодой человек.

Знаменитый «Дом» (Cafe du Dom) выступающий параллепипед под розовыми шторами - сегодня один из самых изысканных рыбных ресторанов Парижа.

Уютно смотрится и «Куполь». В «Куполе» Луи Арагон впервые увидел Эльзу Триоле, и это «знакомство» оказалось на всю его жизнь. В своё время сюда захаживали Ленин, Троцкий, Стравинский, Хемингуэй, Кокто, Пикассо, Эйзенштейн...

 ...Прелестная смуглая девушка-официантка произнесла в ответ на мой вопрос, где находится Ротонда: Аch, La Rotondе!- указав на противоположную сторону.

 Двойной – через этаж - красный навес, сверху поменьше размером, красные зонтики, стулья на улице, за которыми сидят и отдыхают жарким днем посетители.
Золотистыми буквами вверху: LA ROTONDE. Трехзвездочный ресторан.
На минуту зашла внутрь – шикарное, богатое убранство, кельнер в костюме...
Кафе, кинотеатры, ночные бары, дискотеки...

Пора возвращаться. Остается неувиденным:
дом № 89 по бульвару Монпарнас, где жил Ромен Роллан, статуя Бальзака работы Огюста Родена на перекрестке бульваров Монпарнас и Распай.
Рядом с бульваром Распай находится Монпарнасское кладбище, на котором похоронены Ги де Мопассан, Сент-Бёв, Бодлер...
... одна из улиц Монпарнаса, гостиница Истра, где регулярно останавливался Маяковский, а рядом – один из самых красивых домов Парижа, с мастерскими для художников. Здесь, в одной из его квартир, и поныне живут потомки Серябряковой, Бенуа…

Базилика Сакре- Кер на Монмартре.

 Величественный ансамбль - центральный купол и башни - церкви Сакре- Кер ("Святое Сердце", Сердце Христа)возвышается на высоком холме и хорошо виден издали (камень из карьеров Шато-Ландон, который под воздействием дождевой воды выделяет кальцит, придающий Собору его белоснежную белизну. Построена базилика по обету, который дали в 1870 г.Лежантиль и Рольт де Флери: собрать по подписке деньги на строительство церкви во имя сердца Иисуса.

... По пути к Собору темнокожие предлагают африканские ниточки в разном цветовом сочетании (это как новое платье короля, интересно, сколько просят за ниточку, вероятно, шерстяные).
Возникает чувство некоей жалости, да и не помешала бы мне эта ниточка, вероятно, есть такое: развить руку, но мой спутник говорит категорическое нет. Стайка молодых людей направляется к нам, но мы уходим.
Поднимаемся по монмартскому фуникулеру (билет в один конец, второй – по желанию, можно спуститься и самому). Молодежь из разных стран мира, разноязычная речь, песни под гитару.

По обеим сторонам паперти - статуи святой Жанны д Арк и короля Людовика Святого.
Статуи отлиты Ипполитом Лефевром. Подкова как скрипочка...

 В самой церкви – центральный алтарь с Иисусом – раскинуты руки в жесте добра, зажжжено множество свеч в стаканчиках , дублирующих изображение Христа на центральном полотне алтаря,
разнообразные алтари вдоль левого крыла украшены
лилиями, подсвечниками...
Книжные киоски-комнаты вдоль стен.
Монахиня, беседующая с мужчиной в келии-комнатке.
Высокое пространство церкви... Витражи, пожалуй даже слишком красивы и ярки.
Молящийся негр у алтаря, рядом каменная статуя Жанны д` Арк ....
...Конная статуя Жанны д Арк, сияющий позолотой, - на площади Пирамид, напоминая, что Орлеанская Дева была ранена здесь при освобождении Парижа в 1429 году.
Впервые увидела статую Жанне д Арк на фото в журнале. Темного цвета, на фоне отеля. Потом – из окна автобуса. И лишь на фото, в книге – на площади Пирамид.
Наш угол зрения, наша точка зрения..... Порой нам кажется, мы увидели это, мы там побывали, но как же он мал, наш угол зрения, наш обзор...
как много надо времени, усилий и знаний, чтобы видеть.
 Вот увидела подкову, равную скрипочке, а самое главное, центральную статую - Иисус и Его Святое Сердце – увидела ли, успела ли увидеть?.. Подняла ли голову повыше?..
Много веков назад со смотровой площадки Собора любовался Парижем французский король Генрих 4-ый, Наваррский. Предание приписывает ему историческую фразу «Париж стоит обедни ( фр. Paris vaut la messe). Проиграв войну гугенотов с католиками, король оказался перед довольно простым выбором: или он немедленно перейдет в католичество, или его прикончат на месте, невзирая на высокое положение. Он признал правоту католической церкви. Перейдя из протестантской веры в католическую, он в 1593 году обрел корону. Его женой была Маргарита де Валуа, вошедшая в историю под именем королевы Марго.

В кафе.

Мы спускаемся с Монмартра по узкой улочке. Вдоль бордюров стекают струйки воды.

Когда- то Монмартр был сельским пригородом Парижа и славился своими живописными виноградниками, а также ветряными мельницами (moulin), которых здесь было свыше тридцати
До нашего времени сохранились лишь две из них - Галетная мельница (Мулен де ла Галетт) и мельница Раде (Мулен Раде).  Здесь, у мельницы Раде, находится ресторан со знаменитым названием "Мулен де ла Галетт". В своё время мосье Раде, хозяин этих мельниц, обеспокоенный их низкими доходами, решил построить ресторан c таким названием в садике под этой мельницей, а рядом, в большом сарае, оборудовал танцевальный зал. И ресторан, и танцзал уже в то время пользовались большой популярностью у жителей Монмартра, среди которых были молодые художники, артисты, литераторы, швеи, натурщицы, приказчики магазинов, которых привлекало сюда дешёвое в то время жильё в этом районе, ставшем частью Парижа. Среди посетителей ресторана часто бывали Ренуар, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Морис Утрилло. Многие из них запечатлели Мулен де ла Галлетт в своих произведениях.

Широко известно классическое кабаре «Мулен Руж» – «Красная Мельница» .

 Турецкие, африканские магазины с тканями и сувенирами. Направляемся в пиццерию, где и берем по куску пиццы. Прямо на бумагу с подносом. Пица приготовлена из белой муки, сияет и радует. Безалкогольные напитки. Рядом за столиками  темнолицые   смотрят телевизор.
Жара, хочется пить. Идем в кафе-бар, через дорогу от пиццерии. Заказываем по бокалу пива. Напротив - хорошо видно из окна - магазин-сэкандхенд, возле которого молодые женщины, матери с детьми рассматривают, роются в поступившей партии товара. Мамаша тузит малышку, уронившую зонтик, выразительно указывает ей пальцем, где та должна стоять - в сторонке.
В кафе заходят двое молодых люди, темнолицых, один из них высокий,   приятной наружности, с женственными плечами, на шее у негоповязан блестящий черный платок, другой ростом поменьше.   Садятся рядом за столик. На руке у высокого золотой браслет.

...Конечно, заходили мы и в другие кафе, в одни кафе - сами приглашают, а в других- обеденный перерыв или не жалуют туриста, кто знает, вероятно, научены предыдущим опытом.
 Естественно, отведали мы и бургундское вино, в фужерах с Эйфелевой башней.

Воскресным днем на улицах выставлены лотки с овощами, фруктами, рыбой и морепродуктами,
одежда, обувь, косметика... Купила у женщины из Индии шлепанцы за три евро. Присмотрела кофту, но замок шел туго, а другой вариант мадам не пожелала предложить. Жест рукой - свободна. Нелегкий труд - торговля...
Приятно запомнилось обслуживание в галерее Лафайет. Купив тишёрт, спешила на автобус, забыв взять сдачу. Тоненькая темноокая пери: Мадам, вы не взяли сдачу, мадам, возьмите упаковку... Все это по-французски, звучит, так музыкально.