Сказка про Ювелира

Александр Рычков
Давным-давно в одной далёкой стране жил Искусный Ювелир, непревзойдённый мастер своего дела. Любой камень, будь то простой хрусталь или царь камней – алмаз, попадая в его руки, обретал неповторимый живой блеск граней, не теряя при этом своей природной красоты. Он мог создавать оправы любой сложности, и опять же его умелым рукам покорялись любые металлы, от обычного железа и меди до серебра и золота. Ювелир мог выполнить любой заказ, невзирая на сложность. Более того, сложности для него будто не существовало. К нему обращались все, кто был в состоянии оплатить его работу, не исключая и правителей разных государств, которые были готовы на всё ради удовлетворения своих прихотей.
Однажды Искусный Ювелир пришёл на рынок с целью купить камней для новых заказов. Он долго выбирал самоцветы для огранки, придирчиво рассматривал их на предмет дефектов, откладывал подходящие. Внезапно его взгляд упал на невзрачный камушек размером с лесной орех, одиноко лежащий на краю стола.
- Алмаз? – спросил Ювелир купца.
- Алмаз. Прямо с копей Голконды. Крупный, но с большим внутренним дефектом. Все от него отказываются. Говорят даже, что если расколоть его, то ничего хорошего не получится. Разве что совсем мелко.
Ювелир взял камень в руки и стал пристально разглядывать его. Камень и правда был со значительным внутренним дефектом. Немного подумав, Ювелир спросил у купца:
- Сколько ты за него возьмёшь?
На удивление, купец запросил очень небольшую для такого крупного алмаза цену. Вероятно, он отчаялся продать его кому-то. Ювелиру, правда, пришлось отказаться от части других покупок. Но, как он мыслил, этот камень стоил того, чтобы его купить и огранить.
Вернувшись в мастерскую, Ювелир стал снова разглядывать алмаз, ища способ наилучшей огранки его, не раскалывая на более мелкие фрагменты. Обычно камни сами подсказывали направление действий, но в этот раз дело оказалось намного сложнее. Несколько дней Ювелир не находил себе места, тщетно решая загадку. Даже работая с другими камнями, он мысленно обращался к дефектному алмазу. Но ничего хорошего на ум не приходило.
Решение пришло неожиданно. Как-то утром шальной луч восходящего солнца прокрался в комнату и споткнулся об лежавший на столе невзрачный камушек, неожиданно даже для самого себя рассыпавшись на тысячи мелких лучиков. Один их них умудрился разбудить спящего ювелира, искусно скользнув под неплотно закрытое веко. Ювелир открыл глаза и тут же застыл от удивления. Считавшийся бросовым камень сейчас сверкал ярче всех самоцветов, с которыми ему приходилось встречаться раньше. И тут он понял, как нужно огранить камень, чтобы сохранить природную сущность камня, раскрыть полностью красоту его индивидуальности.
Много времени прошло за обработкой камня, пока наконец невзрачный камушек, от которого все отказывались, стал прекрасным бриллиантом, наверное, лучшим в мире. По крайней мере, так казалось Ювелиру. Внутренний дефект оказался на самом деле достоинством камня, которое нужно было просто раскрыть, умелым образом огранив его. И рука мастера смогла сделать это.
Ювелир не переставал любоваться красотой своего творения, находя каждый раз в нём нечто новое. К мастеру стали поступать предложения купить камень, однако он неизменно отказывался от них, решив сохранить камень у себя.
Шли дни, мастер продолжал любоваться камнем. Постепенно он стал замечать странную вещь: камень будто возгордился своим совершенством и начал дразнить своего обладателя. С каждым разом это ощущение становилось всё более отчётливым. Казалось, камень говорил: «Ты – искусный мастер, но я своей красотой способен затмить твою славу». И голос внутри Ювелира заканчивал эту фразу: «Я – прекраснее всего на этом свете». Мастер стал временами ловить себя на том, что разговаривает с камнем. Он то спорил с камнем, то пытался с ним договориться. Когда мысленно, а когда и на словах. А бриллиант продолжал всё так же сверкать своими гранями и будто смеяться над Ювелиром. Это общение было тем более странным, потому что камень и огранивший его мастер относились к совершенно разным категориям. И между ними не могло быть соревнования. Однако каждое утро Ювелир подходил к камню и внимательно смотрел вглубь его, натыкаясь на всё то же ощущение.
Попытки договориться с камнем ни к чему ни привели. Он будто зажил собственной независимой жизнью. И, тем не менее, не хотел порывать с Ювелиром. Сколько раз не приходили к тому покупатели, желающие приобрести камень, каждый раз их что-то отпугивало в нём. И это притом, что весть о камне достигла самых отдалённых уголков страны, где жил Мастер. И уже начала проникать за её пределы. Под конец тот настолько разозлился, что решил разбить камень. Но долго не решался этого сделать. Непросто уничтожить вещь, принадлежащую тебе, и, тем более, созданную тобой. Для Мастера подчас воспринимал этот камень едва ли не как собственного ребёнка. И тем более невыносимым становился его спор с камнем.
Со временем Ювелир потерял сон. Словно сумасшедший, он часами сидел перед камнем. Наверное, он действительно выжил из ума. Тем более, что грань сумасшествия и нормального состояния всегда была слишком нечёткой.
Некогда преуспевающий мастер практически перестал заниматься работой. Накопленные за годы труда сбережения постепенно таяли. Разочарованные заказчики предпочитали обращаться к другим ремесленникам, так как это было намного проще, чем в очередной раз часами убеждать Ювелира взяться за работу. А время текло…
Как-то оказалось, что средств перестало хватать совсем. Тогда Ювелир был вынужден, чтобы хоть как-то свести концы с концами, продать свою мастерскую одному из своих прежних конкурентов. Собрав в узел самые необходимые вещи, он ушёл из города в неизвестном направлении. Угадайте, что он унёс с собой помимо всего прочего?
Говорят, что много лет спустя люди видели в горах сумасшедшего старика, который смотрел не моргая на маленький искрящийся камушек и что-то бормотал себе под нос.