Как я была на финском музыкальном фестивале

Доминика Дрозд
Как я была на финском фестивале.


Я меломан. В последнее время осознаю это всё больше и больше, глядя на пирамиды из дисков, заполнившие все полки. А в последнее время я стала всё больше «стрелять» по Скандинавии. То, что Швеция в своё время «родила» Аббу и Роксетт, знают все, группы это нехилые, а вот про маленькую Финляндию народ наш знает мало. Ну Nightwish. Ну HIM. Ну Rasmus, и то не очень. Мне в своё время говорили, что Финляндия – страна непуганых талантов. Это я и решила проверить, посетив поп-рок фестиваль Voice ’06 Kaisaniemi в Хельсинки, куда съехались все маломальские представители музыкальной Скандинавии. А потом поделиться впечатлениями с вами.
Организатором фестиваля был круглосуточный телеканал Voice, а происходило всё это действо в симпатичном парке Kaisaniemi. Вообще-то, это Ботанический сад, и я немало набегалась, пытаясь отыскать вход – всё время попадала в царство растений. Набегалась я ещё и до этого, потому что моё решение посетить фестиваль было спонтанным – друг позвал – и я не купила билеты. В Финляндии все билеты продаются через систему Lippupalvelu (“Билетная Служба”), а вот она-то возьми да и зависни. Сломалась какая-то компьютерная программа, и финны, которые, как известно, никуда не торопятся, чинили её четыре часа.
Починили, слава Богу.
С билетами и усталая, как беговая лапландская собака, я отыскала главные ворота, и при входе заняла одно из подходящих мест, поближе к сцене. Надо отметить, что посетителями этого фестиваля оказались в основном нежные девочки лет по четырнадцать. Я долго думала над этой загадкой, а пока я думала, техники настраивали аппаратуру и тренировались создавать всякие там дымовые завесы. Что меня поразило ещё при подстройке звука – звук оказался чистым, хорошо отлаженным, не гремящим. Была я ровно два года назад на фестивале «Рок-н-регги» в Питере… Страшно вспоминать. Звук грязный, слов не разобрать…
Чтобы народ не скучал, ему показывали клипы. Клипы на большом плазменном экране, и тут сразу стало понятно, кто чей любимец. Начали с LORDI, героев всей Финляндии после Евровидения, но потом ситуация выровнялась. Целых два клипа грозы финских тинэйджеров Антти Туиску – вот показатель. Тинэйджеры встречали клипы с визгом и маханием ручонок. Я подошла к ситуации критически. Я поняла, что продюсеры Антти и вообще вся та команда, которая на него работает, не только люди нехорошие из-за того, что мучают молоденького, но не очень здоровенького Антти, но и ещё потому, что они обыкновенные воришки, верней – плагиатчики. Клипы мистера Туиску и его шведского музыкального аналога Дарина – почти две капли воды. Та же самая идея, разве что цветовое решение другое. Так как песня томного шведского выходца из Турции Дарина “Step Up” вышла намного раньше и клип к ней был отснят ещё зимой, а песня и клип Антти “Sekaisin” появились только в начале лета, сразу понятно, кто у кого дубинку украл. Про самого Дарина говорить мне ничего не хочется. Песни у него обычные, попсовые, смесь Димы Билана и Рики Мартина, голос отсутствует, смазливая внешность впечатляет разве что тянущихся к экзотике скандинавских девушек.
 Потом действо всё же началось. Открыть сие мероприятие доверили действительно неплохой группе Poets of the fall. Солист вёл себя на удивление прилично для рокера, а последняя его лирическая песня прошибла меня почти до слёз. Очень чувственно, проникновенно, а какие перепады голоса – невольно вспомнилась старая моя любовь, Клаус Майне из Скорпионс…
Потом на сцене возникла одна из победительниц местной «Фабрики Звёзд», Катри Яндер. Как ни крутилась я и не вертелась, не смогла отыскать в её наивно стилизованных под рок карамельных песенках ничего толкового, да и сама эта молодая крашеная блондиночка ничем, кроме своего полненького животика, студенисто подпрыгивающего в такт её движениям, удивить не смогла.
Полнейший сумасшедший дом сгустился вместе с тучами над Кайсаниеми, когда на сцену гордо выскочил солист весьма любимой финнами группы Negative. Он не пел, а хрипел, припадочно бился, изображал совокупление с динамиком, тряс различными частями тела, и за всем за этим никакой музыки я не заметила. Один пафос и попытка впечатлить невпечатлитляющим. Впрочем, маленькие девочки были счастливы.
Оговорюсь ещё, что девяносто процентов финских красавцев и красавиц в музыкальном плане ничего из себя не представляют. В их песнях настойчиво сквозит вторичность, содранная ещё у музыкальных «стариков» - Аэросмит, AC\DC, Мадонны… Конечно-конечно, они стараются привить сами себе индивидуальность, но получается плохо. Взять тех же LORDI. Хоть и выступали они в конце – скажу про них сейчас, потому что и говорить-то особо нечего. Индивидуальность LORDI – их маски и пиротехника. Но маски пробовали ещё KISS, а пиротехникой увлекались глэм-рокеры. Маской и пиротехникой LORDI прикрывают серенькую и вторичную музыку, на которую никто и не стал бы обращать внимания, если бы не такой антураж. Кто угодно – заступайтесь, лично я считаю что это не хард-рок даже.
Но к делу.
Как же взорвала мне визгами уши публика, когда на сцену выпрыгнул свеженький и бодренький, полный энергии и цветущей радости, элегантный Антти Туиску в пиджаке, жилеточке, белой футболочке и чёрных брючках! Антти надо было раскручивать свой двойной альбом, который должен выйти осенью. Парень уходит в армию, и не хочет, чтобы его забывали. Не забудут, Антти. В двадцать два года, этот мальчишка уже сделал себе имя. Его выступление, состоящее всего из трёх песен, однозначно, было скомпоновано хореографом лучше всех - гармония музыки, танца и вокала. Так петь без фонограммы, танцуя – нет, я просто вся в удивлении. Любо-дорого было смотреть на милого и обаятельного Антти. Каким он был в девятнадцать лет, когда шагнул на сцену, ещё не успев окончить школу, таким и сейчас остался, хоть и поменял задорный мелированный чубчик на стильную мужскую причёску.
Последнее, что хочу сказать про Антти, так это его новая песня “Levoton”. При её создании использовался сэмпл известного в 80-е годы финского диско-певца Динго. Но в ушах у меня настойчиво звучало следующее – «…Белая ночь опустилась над городом… ну почему это только во сне…». Вполне согласна поверить в то, что наши умельцы из «Ласкового Мая» взяли в своё время кусочек мелодии у никому не известного Динго. Мы это умеем.
Антти ушёл, публика осталась. Публика не пила, не сорила, кто не хотел стоять у сцены, блуждал дальше. Когда я пробиралась тайными тропами со своим другом из Кайсаниеми, то видела – даже те, кто не вошли за ограду, сидели себе спокойненько на травке и просто слушали. Наверно, в ту пору к Кайсаниеми собрался весь молодёжный Хельсинки.
Я устала, но была довольна и бодра. Новенький цифровой фотоаппарат хранил воспоминания о прошедшем, а в голове настойчиво играли аккорды Антти Туискуного боевичка – «…И всю ночь я буду танцевать…».
Хороший конец лета.