Kurt Kuber Gymnasium Про гимназию в Германии

Даниэль Бродский
Предисловие

Данный текст написан в стиле дневника и возможно в будущем будет дополнен новыми главами.
Прежде чем читатель перейдёт к самому рассказу, ему будет полезно ознакомится хотя бы в общих чертах с немецкой системой образования.
Сначала все дети посещают так называемую Grundschule- начальную школу где они проводят 4 года. Затем идёт отбор. Те у кого хорошие отметки поступают в гимназию, где они проводят 12 или 13 лет в соответствии с законодательством той или иной земли. Так например в Баварии, где я сейчас нахожусь, обучение в гимназии длится 13 лет, а в Тюрингии, где я прожил 7 лет, 12. Остальные посещают Hauptschule (9 лет образования) или Realschule которою учащиеся покидают после 10 класса. Естественно, если позволяют оценки можно перейти в школу более высокого уровня. При заключение школы ученики должны сдать экзамены. Поступительных экзаменов в университет (практически) не существует. Решающим критерием, кто-же получит вожделенные места решает numerus clausus- средний балл. Лучшая отметка в немецких школах единица, и самая плохая соответственно шестёрка. Ученик должен иметь в табеле не больше одной пятёрки, что бы перейти в следующий класс и отметки не хуже четвёрок для того что бы сдать выпускной экзамен.
Особая тема два последних года в гимназии. Вся привычная школьная жизнь радикально изменяется. Ученики попадают в так называемую Oberstuffe- высший класс или высшая ступень образования. Если раньше были классы 11а, b и c, то теперь все ученики посещают 12 класс или 12 ступень. Соответственно сложным правилам каждый ученик выбирает себе предметы. Если в 11 классе их было 16, то остаются лишь 10. Естественно базовые предметы как математика, литература, иностранный язык и два предмета из сектора естествознания. Каждый предмет называется отныне курсом- курс математики, курс французского и.т.д. Таким образом каждый гимназист имеет своё собственное расписание и благодаря своему выбору может лучше развивать свои способности и готовится к дальнейшей жизни. И последние изменения, отныне вместо оценок ставятся пункты. Так 15, 14 и 13 Пунктов соответствуют единице, 12, 11 и 10 пунктов двойке и.т.д.

1) KHG (Kurt Huber Gymnasium)

Есть здания к виду которых подходит любое время года. Есть те на к которым подходит зима или осень, например панельки. Зданию перед которым я нахожусь однозначно лучше всего смотрится летом или весной. Ярко красный фасад. Большие окна, рамы которых выкрашены в разные цвета: красный, зелёный, синий, жёлтый. Вокруг всё обсажено зеленью. Так как сейчас весна, в этот год пришедшая слишком поздно, зелень мягко зелёных тонов.
Здание перед которым я стою является моей новой школой и я рад, что мне придётся учится в таком чудесном здании. Я не спрашиваю себя, что меня ждёт в новой школе. По разным причинам я уже побывал во многих школах и видил разных людей. Кого я только не встречал за свою школьную жизнь? Болванов и дураков, учителей настолько мягких, что их было жалко и больно было смотреть на то как над ними измывался класс. Встречались мне и учителя тираны, столь любящие свой предмет, что их требованиям не соответствовал почти не один ученик. Таким был мой прошлый учитель литературы заваливший меня. Требования по литературе у него были как в институте. Однажды я целый год изучал французский у господина Джимаконга. Господин Джимаконг был из Камеруна, не обладал почти не какой компетентностью, а его почерк на доске походил порою на арабскую вязь.Мне приходилось учится вместе с панками, сатанистами и свидетелями Иеговы.
Нет я не спрашиваю себя, что меня ожидает за этими дверями, я лишь надеюсь, что мне не попадутся тупые учителя и одноклассники сволочи. Пройдя по светлому просторному коридору я стучусь в дверь Koleggstuffenbuero. Почему-то Oberstuffe в Баварии называется Koleggstuffe, а ученики Kolegiaten, но сути это не меняет. Не понятно лишь то, почему каждая земля стремится придумать что-нибудь своё особенное в плане образования, но об этом по позже. Нужного мне человека в бюро нету и секретарша просит меня подождать часик до его прихода. Я даром время не теряю и иду осматривать школу. KHG сделана по форме квадрата внутри которого ещё один квадрат, это школьный двор обсаженный деревьями. На многочисленных скамейках могут размещаться ученики во время перемен. Здание школы трёх-этажное. На последнем этаже я нахожу к моей неописуемой радости библиотеку, книги являются для меня наркотиком. Захожу внутрь. На площади в 120 квадратных метров находятся десять тысяч книг. В том числе многочисленные справочники. Это очень удобно: доклады можно составлять прямо здесь, а не выискивать нужные справочники по местным библиотекам. Библиотекарша с которой я говорю спрашивает меня не из Франции ли я. Как меня это задолбало- уже наверно с десяток баварцев принимали меня за француза. Откуда у меня, у русского прожившего 12 лет в Петербурге и 9 лет в Германии может взяться французкий акцент? В Йене, в городе где мы раньше жили, каждый немец сразу-же понимал, что я русский. Оно и понятно, Йена относилась к бывшему ГДР. Хотя и там не редко были дурацкие казусы: не раз услышав, что я из Санкт-Петербурга, немцы говорили: "Я так и думал, что ты из Казахстана". Летом в России, дедушка говорил мне, что меня милиция обязательно примёт за чеченца и будет ко мне приставать с проверкой документов. Действительно тем летом будучи смуглым, с маленькими чёрными усиками я был похож на чеченца. Слава Богу всё обошлось- меня ни разу не остановили. Как же мне хочется, что бы меня перестали принимать за русского, француза или чеченца. Хочется быть просто человеком живущим среди других людей и не слышать больше всяких стереотипов про себя типа: когда ты приходишь домой, ты ждёшь твоего отца, затем вы пьёте водку пока вы не теряете сознание и валитесь под стол. Конечно мы Русские дикари только что слезшие с ёлки и впервые в жизни увидевшие цивилизацию. Только в Германии на полках книжных магазинов продаются книги Дашковой, которую влиятельная газета "Die Zeit" назвала королевой креминального романа, немецкая молодёжь с удовольствием слушает "Т.а.т.у", а когда в Мюнхен приезжает русский балет, Тимирканов, Кисин или Анна Нетребко билеты на данные концерты моментально раскупаются. Конечно мы дикари из снежной страны ничего лучше водки не придумавшие!!!
Наконец переждав час я направляюсь к Koleggstuffenbetreuer(у)- завучу 12 класса. Получив у него расписание уроков иду на английский. После того как я представляю себя классу учительница спрашивает нас у все ли принесли книгу с которой они сейчас работают. Узнав, что книга имеется лишь у трёх человек она говорит: "Ничего страшного, я тоже забыла мою книгу". С такой вот весёлой ноты начинается моя учёба в новой школе.

2) LK- История

Сегодня чудесное утро: ласково пригревает солнышко, небо девственно синие. Дорога перед нашим домом усыпана цветами упавшими с отцветших деревьев. Подобно магарадже я еду по цветочному ковру. Правда я еду не во дворец, а в школу и сижу я не слоне, а на стареньком велосипеде,всё равно чувствую я себя величественно.
В школе у нас вместо урока истории сегодня проводится встреча с выжившим экс-заключённым лагеря Дахау. Фамилию его я забыл, но не в этом суть дела. Человек 60 собираются в библиотеке. За столиком сидит небольшой старичок, когда все собрались он рассказывает как они жили в Латвии, как при приходе немцев местное население, не имевших конфликтов с евреями, охотно помогают немцам задерживать и уничтожать еврейское население. Далее шести-летний мальчик попадает в гетто, теряет семью и проводит 4 года в концлагерях. В апреле 1945 года заключённых концлагеря Дахау гонят 9 дней почти без еды и отдыха, по так называемому пути смерти в новое место содержания. Сегодня в память об этом ужасе в каждом населённом пункте через который проходил путь смерти поставлен памятник изображающий колонну тощих сгорбленных людей. "До сих пор мне не понятно как тогда десяти летний пацан смог преодолеть этот путь" говорит наш рассказчик. Рассказывает он об этих всех событиях с сарказмом и иронией: "Вот этот красивый мальчуган" говорит он показывая нам с помощью проектора групповую фотографию мальчиков из еврейского гетто "это я. Неправда ли я хорошо выгляжу?". Обычно, за исключением не большого меньшинства, немецкой молодёжи по барабану история и ужасы третьего рейха. "Это было так давно и нас это не касается" говорят они "задолбало уже всё это слушать". Но на этот раз всё по другому: все 60 человек, ученики разных возрастов, внимательно слушают бывшего арестанта. Мы переживаем вместе с ним его лишения, смеёмся его шуткам. По истечении двух часов мы бурно аплодируем его, бомбардируем вопросами и не хотим расходится. Когда встреча уже закончилась его окружают ученики. И это не только милые девушки, но и реперы с надменными лицами и те парни которым всё по барабану и которые не дураки выпить. Я на всё жизнь запомнил его слова: "Немцы говорят про Wiedergutmachung. О компенсации нашего горя и наших мучений. Да, я получил за каждый месяц заключения по 150 марок. Но разве деньги могут покрыть всё то, что я пережил, потерю моей семьи? Нет. Для меня Wiedergutmachung(ом) является то, что такие молодые люди как вы интересуетесь всем этим. То, что вы пришли сегодня и слушали меня целых 2 часа и главное, что вы не повторите ошибок ваших предков".

3) LK-Литература и некоторые особенности школьной жизни

Ещё одна из особенностей Koleggstuffe является то, что есть 6 базовых предметов, по 3 урока в неделю и каждый клегиат выбирает себе два так называемых Leistungskurs(а). Leistungskurs (ЛК) это не что иное как те-же самые курсы только с повышенной нагрузкой, вместо 3x 5 уроков в неделю. K тому-же две из четырёх экзаменационых работ пишутся по Леистунгскурсам. Я выбрал себе в качестве LK литературу и историю. Урок литературы у прошлого учителя был часто ужасен: он походил на допрос с применением русской рулетки. Никогда не было известно кому выпадет какой вопрос. Херр Шпетман мог спросить не только нынешний материал, но и то, что мы проходили месяц назад. При этом по его представлениям мы должны были иметь широкие знания не только по литературе, но и по истории, исскуству, философии и даже музыке и религии. В нашем классе было 8 умных девушек. Наш средний бал при письменых работах редко превышал 3, что не нормально для Leistungskurs(ов). Обычный средний бал для LK это 2,3-2,4, но не в коем случае не 3. Так-же были странными и некоторые другие методы обучения приминявщиеся нашим учителем: в конце 12 класса он заставил нас читать тексты вслух на оценку. Это-же смешно, последний раз мы этим занимались в 7 классе. Или ещё мы должна были каждый месяц учить стихотворение наизусть и сдавать его у доски. Естественно учить стихотворения хорошо и полезно, я даже благодарен Херру Шпетману за это, но с другой стороны это смешно когда 18-19 летние молодые люди встав перед доской декламируют стихи и получают за это оценку.
Совершенно не такой мой новый учитель: он конечно требователен и ожидает от нас определённый уровень знаний,но среди его требований нету не одного утопического. Урок проходит чаще всего в виде живой дисскусии и не боясь плохой оценки мы всегда можем высказать наше мнение.
Немецкая школьная программа даёт учителям много свободы и привилегий. Так учителя могут самостоятельно делать акценты на той или иной области данного предмета, учителя литературы сами выпирают какие книги читать в рамках проходимой по программе литературной эпохи. Это наверно то о чём мечтали хорошие учителя в СССР. Только как известно у всякой медали есть и обратная сторона: иногда во время выпускных экзаменов вдруг выясняется, что абитуриенту не хватает знаний в той или иной области, а порой отдельные темы вообще ни разу не затрагивались. Или вот наглядный пример: я сижу на уроке биологии. Мы проходим обмен веществ. Моя прошлая учительница говорила нам, что формулы не так важны, главное понимать принцип самих процессов. Новая учительница превратила урок биологии в сплошную химию. Формулы, формулы итак без конца.
Ещё я хочу задать читателю пару риторических вопросов: Почему выпускные экзамены и контрольные во всех классах приходятся на одо и то-же время. Весь май и начало июня учителя бегают по школе как угорелые, сходят с ума из за двойной нагрузки. Из за того, что первым делом им надо разобраться с абитуриентами, контрольные остальных учеников они иногда проверяют лишь месяц спустя их написания. Спрашивается какого чёрта так сделали? Каждый год учителя и ученики в один голос ругаются потому, что хотя бы одно задание в абитуре (выпускном экзамене) написано столь дебильно, что либо вопрос совсем непонятен, либо от выпускников требуют что-то совершенно невозможное или вопрос сформулирован так, что все ученики без исключения его не правилъно понимают и пишут совсем другой ответ нежели тот, что предусмотрен и получают естественно худшую отметку чем могли бы. Неужели за столько лет не могли устранить данную проблему?
И наконец я расскажу вам про самую большую проблему немецкого образования. Федеративная Демократическая Республика Германия состоит из 16 земель. В каждой из них своя система образования. То есть принцип везде один и тот-же а вот материалы и нагрузка очень даже отличаются. В некоторых землях алфавит проходят за пол года, в некоторых за год. Realshule в Баварии соответствует по уровню гимназии в Гамбурге. В итоге страдают в первую очередь дети при переезде семьйи в другую землю и выпускники разных школ при поисках работы и поступлении в университеты. Так гимназистам из Тюрингии при поступлении в баварские университеты автоматически понижается средний бал на одну оценку. Если бы во всех школах Германии был один и тот-же уровень образования и лишь делались акценты на местных особенностях- это было бы идеально. Но в Германии ужасная бюрократия и каждая из 16 земель хочет быть чем-то особенным. А страдают от этого дети и экономика так как нету общего для всей страны уровня образования!
Если бы дядюшка Фрейд походил бы какое-то время в школу он явно написал бы интересную докторскую работу. Действительно тут много чего можно изучать. Взаимодействия учеников и учителей, класс как общественную массу, типажи учащихся и преподавателей, а так-же разные ритуалы школьной жизни. Когда делаешь доклад, никогда не знаешь как на него отреагирует класс. Обычно все спят или наоборот с интересом слушают тебя в зависимости от темы и твоих способностей. Но иногда после доклада кто-то неожиданно кричит: "заткнись ботаник, ты мне больше не друг" или даже "ты выглядишь весьма эротично у доски". Сейчас на уроке биологии Элизабет читает скучный доклад про пищевую цепь. Когда она закончила аудитория утопает в овациях как будто бы Элизабет не рассказывала нам кто кого в природе пожирает, а устроила жаркий стриптиз.
Попадаются иногда иногда интересные типы учителей: есть бездарные болваны, есть те кто никогда, за редким исключением, не поставят тебе плохую отметку. Есть ещё один удивительный тип учителей: они добрые, компетентные и любят свой предмет. Из за своей доброты они не дадут вам провалится, но так как они любят свой предмет надо очень постараться что бы получить двойку или тем более единицу. Есть ещё идеальные учителя, учителя от Бога. Про одного из них в следующей главе.

4) Hitzefrei

"Боги прокляли нас" сказали бы древние германцы. В начале марта в течение целой недели почти не переставая мёл снег покрыв землю на целых пол метра. В начале апреля опять снег на три дня. В мае жуткие наводнения, а июнь встретил нас ливнями и градом. "Настал конец света" сказал бы средневековый немец. Вторую половину июня и весь июль стоит жуткая жара. Каждый день 28-30 градусов в тени. Два дня подряд термометр показывал аж 36 градусов в тени. Во время коротеньких мощных ливней размер капель достигает иногда диаметра теннисного мячика, так-же часто дожди проливаются на площадь величиной в несколько квадратных километров. У тебя над головой сияет солнце а на соседней улице гроза. И вторя апокалипсическим видениям Иоанна, долиные реки потекли в обратную сторону!
В эти безумно жаркие дни не возможно не то что учится, а вообще существовать. Мозги плавятся. Постоянно ощущается жажда. И даже минеральная вода ни сколь не помогает. Это можно сравнить со следующей ситуацией: вы сидите в жутко душном помещение. На мгновение открывается дверь и в помещение врывается свежий воздух. На секунду вам становится лучше, но дверь закрывается и вы вновь страдаете. В такие дни в немецких школах обычно отменяют послеобеденные занятия (это называется Hitzefrei) и иногда даже сокращают уроки так, что они длятся 30 минут вместо 45. Но у нас строгий директор, а именно от директора зависит отменять уроки или нет. Он зачёркивает послеобеденные занятия лишь только в самые жаркие дни.
Конец июля, скоро каникулы (1 августа), идёт урок химии. Наш учитель Херр Баумгартнер весьма приятный человек и интересный учитель. Он как раз из тех учителей о которых можно мечтать. Добрый, но в меру строгий. Он хорошо объясняет свой предмет. И самое главное- это его манера вести урок. В режиме реального времени он рисует на специальной плёнке все формулы и даёт комментарии к ним. С помощью специального проектора изображение на плёнке показывается нам в увеличенном виде на стене. Его урок никогда не скучен так как он любит пошутить. Его уроки представляют собой хорошо сбалансированную смесь из серьёзной, качественной работы и юмора. Конечно он позволяет нам некоторые вольности и шалости, но сегодня класс зашёл слишком далеко. Парни, те, что являются заводилами бесконечно молят его: "Херр Баумгартнер, послушайте, на улице так жарко. Сейчас конец учебного года, пойдите с нами в Biergarten (пивная под открытым небом) попьём холодного пивка. Ну что-же Херр Баумгартнер?!". "А ну тихо" крикнул учитель "развели мне тут балаган, пива им захотелось! Рабочие на улице или водители поездов не получают сокращения рабочего времени, а вы тут сидя в подвале и ноете. Радуйтесь, что вы ходите в школу и вам делают поблажки!". Парням нечего ответить и в классе воцаряется порядок.

5) Ещё немного про KHG

Впервые в жизни я учусь в классе вместе с 87 соучениками. Как пошутил мой друг это почти что целая аудитория в университете. Четверть людей я никогда не вижу так как у нас вместе не совпадает не один предмет. И каждый раз если я отсутствую в школе мне нужно долго вспоминать с кем я сижу на каком уроке и у кого спрашивать домашние задания. У каждой школы есть свои особенности. Наша скола состояла раньше из двух корпусов: главного, в котором я учусь и ещё одного небольшого здания в котором провалился пол. То мелкое здание снесли, а новое построят лишь через два года. В итоге, нам старшеклассникам, часто приходится ютится в комнатах 5 и 6 классов. Парты и стулья там мелкие, после каждого занятия у нас болят ноги и спина. К тому-же пятиклассники часто подшучивают над нами. Всем известно какой хаос царит на дорогах в Петербурге и Москве. Но это ничего по сравнению с тем, что у нас творится в коридорах во время перемен. Не дай Бог кому-либо пойти поперёк потока малышни. Эти 5 и 6 классники с лёгкостью разбрасывают нас в стороны, задевают ранцами и даже шкафообразных парней не спасает их сила. Ещё не советую после 6 урока ехать по направлению к школе: Вас просто сшибёт поток из сотни велосипедов.
В какой немецкой школе я бы не появился, всюду моя фамилия становится моей кличкой, а в первую неделю в KHG она послужила поводом для жаркой дисскусии с учителем спорта. Херр Рёнтщ один из тех учителей которых я называю перфектионистами. Обычно они мне попадались среди преподавателей ИЗО. Нарисуешь картину, нанесёшь учительнице, показываешь, она говорит: "Картина не доработана". Я добавляю в картину несколько штрихов, исправляю несколько неточностей, несу её учительнице. И опять слышу в ответ "Даниеэль не ленись, тут ещё так много можно сделать". Итак весь урок...
Малого того, что господин Рёнтщ пытается отточить наши движения и подачи в настольном теннисе до совершенства, так он ещё и утверждает, что Иосиф Бродский был американским поэтом. Я ему объясняю, что Бродский был русским эмигрировавшим в Америку. Он опять за своё. Я говорю, что как русский и однофамилец Бродского я наверно знаю это лучше его. Наконец, спустя минут пять он нехотя соглашается со мной. До чего-же твёрдолобыми бывают иногда эти немцы.

6) Вместо последнего звонка обрызгай учителя водой

Последние полугодие 13 класса проходит жутко быстро. Уже 12 мая начинаются экзамены, а успеть надо так много... Особенно здесь в Баварии очень много традиций у выпускников. Все эти вещи стоят не только много нервов и сил, но и денег. Знаю, что о финансах не принято говорить, но я действительно хочу что бы читатель заглянул за кулисы всех этих действий. Начну я свой рассказ в моей прошлой школе не зря обозванной бункером. Какой-то именитый архитектор спроектировал в 60-х годах бетонную громадину. Причём построено всё было так плохо, что в течении первых годов эксплотации школу приходилось не раз ремонтировать: то крыша текла, то обшивка отвалилась то ещё какое напастие. У нас в России сейчас почему-то все хвалят немецких строителей. Живя здесь в Германии мы постоянно видим, что качественно строить немцы не умеют. Почти во всех домах растёт плесень. Во многих влажные стены. У нас в квартире, построенной в престижном районе на кухне нету вентиляции. Когда к нам приехал на несколько дней знакомый русский архитектор он отказывался в это поверить, думал мы его разыгрываем- ну не может быть кухни без вентиляции. Обыскав всё кухонное помещение он убедился, что мы говорим правду. Ладно не буду больше отвлекаться от темы, просто мне хочется как можно подробнее рассказать русскому читателю про жизнь в Германии.
Так вот, уже в феврале весь класс был разбит на четыре группы, у каждой своё задание. Одна из них писала и редактировала так называемую Abizeitung- выпускную газету. В ней пишется смешные рассказики про каждого из учеников, забавные случаи из школьной жизни, цитируются ляпы учителей. Другая группа устраивала так называемую Abiparty- выпускную вечеринку. Обычно на данном мероприятии не ловят кайф, а зарабатывают деньги. Начальный взнос в выпускную кассу 50 евро, но этого мало, тем более, что закончив школу весь класс едет на несколько дней оттягиваться в Турцию, Италию или Испанию. Следующая группа занимается мероприятием под названием Abisteich- это можно перевести как день приколов. Обычно выпускники в этот день перегораживают школьные коридидоры партами и стульями, поливают всех, в том числе и учителей, из водяных пистолетов и самое главное: измываются над преподами. 13 лет учителя мучили их, теперь когда они написали абитуру, пришло время мести. "Die Rache ist sues"- "Месть сладка" гласит немецкая поговорка. Учителей заставляют участвовать в нелепых конкурсах. Например прыгать в мешках на перегонки, доставать из ведёрка при помощи одного рта плавающие яблоко, отвечать на каверзные вопросы. На всё это шоу смотрит вся школа. Кажется сбылась мечта первоклассника: "Пока- покамешкам мы школу разберём. Учителя повесим, а завуча убьём. Директора заставим контрольную писать, а если не напишет ему не сдобровать. Учителя французского запустим в унитаз, пускай, пускай поплавает французский водолаз!". Правда новые выдумки встречаются редко и мне эти все Abitreich(и) уже порядком надоели. Другое дело "день приколов" в KHG. Кроме обычных атрибутов данного праздника ребята заказали себе родео. Что-то типа резинового басеина без воды, а по середине механический бык крутящийся во все стороны. Первым посидеть на бычке имел честь наш директор. Через 3 секунды он свалился. Даже учитель спорта, крепкий мужик, не продержался больше 25 секунд. Меня скотинка сбросила на 5-ой секунде. После всех этих конкурсов начинается самое прикольное: клёвая дискотека и бесплатная раздача пива для 12 и 13 класса. Такого я ещё нигде не встречал. Как всегда в таких ситуациях, я чувствую себя не в своей тарелке: пить и танцевать- это не моё дело. Но всё равно в общем порыве я беру пивную кружку и сажусь за стол. Сразу-же удивляюсь как всё просто. Нужно лишь как и все пить пиво, смеяться шуткам которые не слышны из за оглушительной музыки, да перебрасываться с ребятами ничего не значащими фразами типа: "Привет старик, как дела?"; "Всё прикольно, клёвая вечеринка"; "Германия выиграет чемпионат мира по футболу". Как всё просто и примитивно: пара фраз, пара улыбок и ты уже свой в компании с которой ты имеешь мало чего общего. Вместе со всеми горланю футбольные песни и поднимаю кружку пива за победу немецкой сборной. Да конечно общая эйфория захватила и меня, конечно это действительно прикольная дискотека и мне тут приятно, но не до конца. Я всё равно чувствую себя чужим. Однажды я написал стихотворение на этот счёт:

Я Золушка, только хуже ибо ничего не могу
Мы пришли сюда веселится и праздновать
Так отпразднуем-же моё одиночество
Твой праздник не мой
Твой костёр не греет меня
Я хочу быть с вами
Но не могу
Мне холодно, но я не ухожу
Я буду смотреть на ваш костёр
Хоть ему меня не согреть
В надежде поймать хоть искру


Очень скоро я ухожу от туда, а то мне придётся дальше пить, а я не люблю это дело.
Последняя группа занимается выпускным вечером- Abifeier. Я приглашён на выпускной вечер моей прошлой школы 30 июня. Все сияют от радости, ходя по залу в элигантных вечерних костюмах. За круглыми столами сидят бывшие ученики со своими семьями. Директор и другие официалъные лица читают два часа свои некому не нужные речи и выдают бывшим подопечным атестаты. Затем все берут себе еду в буфете, в это время абитуриенты делают несколько выступлений. Если несколько дней назад они издевались над своими преподавателями, то сегодня они дарят им подарки и благодарят за проделанную работу. Под конец мы все вместе выходим на сцену и поём песню посвящённую нашей школе и учителям. Я пою вместе со всеми. Мне приятно и грустно одновременно. Я прошёл с вами почти до финала. Вы уходите во взрослую жизнь, а мне ещё один год протирать штаны на школьных партах. Удачи вам ребята, надеюсь мы ещё увидимся.
Под конец не могу не удержатся и не похвастаться: в этот вечер можно было приобрести выпускную газету, напоминающею по формату скорее всего журнал. Там были напечатаны в том числе и мои стихи. Это моя первая публикация на бумаге. И пускай тираж всего лишь в 150 экземпляров мне очень приятно видеть свои работы не только на мониторе компьютора. Даже самый плохой писака хочет, что бы его читали.

7) Die grosse Finale

I. Тысяча и один стакан

10 июня, сегодня ещё один солнечный день в этой череде жарких и безумных дней. Сегодня у нас так называемый UNICEF-Lauf. Цель очень проста: ученики и учителя ищут себе спонсоров и получают от них за каждый километр который они пробежат какую-то сумму денег. Вырученная сумма пойдёт в фонд UNICEF. Данный бег устроен сегодня в сотнях школ по всей Германии. Бегать по жаре я не умею, поэтому я должен раздавать воду бегающим. Мне повезло и не повезло одновременно. Мой час я должен отработать в с 11 до 12. С одной стороны можно отоспаться, с другой стороны будет очень жарко.
Без пяти одиннадцать я появляюсь на месте. За столиком уставленным стаканами трудятся две девушки. Они работают уже два часа. Их смена не пришла. Всегда так: кто-то оттягивается, а кто-то за него потеет. Вокруг расставлены ящики с бутылками наполненными водой из под крана.
Здесь в Германии вода очень хорошо очищается. Очистительные сооружения представляют оснащённые высококачественной техникой комплексы. Вода проходит обработку перед тем как попасть к нам в кран и конечно после этого. Мы были как-то раз в таком сооружение, воняло там жутко, зато вода на выходе была действительно кристально чистая. Как нам рассказывал один работник, чего только они не находили в канализации: каждый год по тонне волос, многочисленные пуговицы, очки и даже вставные челюсти. Один раз им попалась бумажка достоинством в 1000 немецких мараок. Правда она так воняла, что её некто не хотел принимать.
Казалось бы наша задача проста, не бей лежачего- бери и наполняй стаканы водой. Но не всё так просто: солнце всё выше и выше, а поток бегущих не убывает. Мы только и успеваем, что ставить стаканы на стол и наполнять их водой- они мгновенно опорожняются. Работаем как в трансе. Стакан, ещё один стакан...итак без конца. Тысяча и один стакан, а конца не видно. В голове мелькает мысль как ужасна была конвейерная работа наших предков: весь день, 14, 16 часов подряд штамповать одну и ту-же деталь. Вдруг выясняется, что у нас нету больше стаканов. Обращаемся к учителям, те только разводят руками. Нам ничего не остаётся делать как брать из мусорных мешков использованые стаканы и наполнять их по второму, третьему, четвёртому разу. Нас конечно грызёт совесть, но оставлять бегающих без воды мы то-же не можем. Затем у нас кончается вода и мы вынуждены минут десять ждать пока машина не подвезёт новую.
Возмущённый читатель наверно скажет мне, что такого не может быть: у немцев всё всегда продуманно и спланировано. Хм, дорогой читатель, никогда не доверяйте стереотипам и учтите, что немцы то-же люди и навряд ли лучше Вас.
Уже 12, я отработал свой час, но смены опять нету. Одна из девочек уходит, другая остаётся. Нет она трудоголик, просто у человека есть совесть. Через какое-то время у нас ещё один перебой с водой, затем нас наконец-то сменяет следующая группа. По-моему мне всю ночь будут сниться стаканы!

II. Последние недели

Последние две недели проходят с большой скоростью. День сменяет другой как картинки в калейдоскопе. Утром школа, где во-первых четверть учеников прогуливает занятия, во-вторых на большинстве предметов мы ничем серьёзным больше не занимаемся- все хорошие учителя уже сдали пятилетку за четыре года, точнее закончили программный материал за две , а то и за три недели до каникул. В школе жутко скучно: ученики остро нуждающиеся в отметках делают без передышки доклады, учителя придумывают нам занятия- надо-же нас хоть чем-то занять. Другие-же учителя отставая от плана на несколько недель пытаются за оставшиеся время в весьма скомканом виде донести до нас хоть что-то. Учитель истории пригласил нас после экскурсии в центре Мюнхена к себе домой. За домом у него небольшая лужайка. Часов с 5 до 8 мы сидим и блаженствуем. Сначала нас почуют жареными сосисками, а потом нас балуют кофе с мороженым. Разумеется всё за счёт учителя. Мы то-же не остаёмся в долгу и дарим ему деревце для его сада. Учитель химии, Херр Баумгартнер, приглашает нас в мороженицу опять-таки за свой счёт. И наконец, учитель литературы тоже приглашает нас в мороженицу. Мы блаженствуем. Полулёжа на стульях поедаем мороженое и обсуждаем наши планы на каникулы. Большинство естественно уедет заграницу. Несколько парней хотят поехать на Bodensee- озеро на севере Германии с известной целью: как это называется у немцев "Die Sau rauslassen"-дословно выпустить из себя животное то есть несколько дней напиваться вдрызг.
Затем один из парней сообщает, что военкомат его вызвал на досмотр. Тут-же все втягиваются в этот разговор. Сначала сыпятся шуточки насчёт приёмной комиссии: немецкой армии нужны здоровые, крепкие солдаты, поэтому новобранцу достаточно иметь насморк для того что бы его не приняли. Если тебя всё-таки посчитали здоровым и пригодным к службе, советуют ему одноклассники, то скажи, что ты голубой пацифист или, что ты из консервативно католической семьи. Тогда ты спокойно отслужишь свои 11 месяцев в больнице или богадельне вместо 9 месяцев в Бундесвере. "Чёрт побери" думаю я "если бы вы только знали какие у нас в России шуточки про военкоматы. Наши парни с удовольствием бы пошли за вас в Бундесвер. Служить всего лишь 9 месяцев. Карманные деньги доходят до 200 евро в месяц. Расквартировка по возможности по месту жительства. К тому-же замечательные шансы сделать интересную карьеру!". И ещё: я был со своим историческом клубом в австрийской казарме. Всё просто, но удобно. В столовой полезная и разнообразная пища. Правда иногда даже в немецкой армии бывают эксцессы и случаи дедовщины.

III. Spotrfest- цель проиграть

Последняя школьная неделя 24.07-28.07 проходит столь быстро как никогда. А дело всё в том, что у нас нету занятий. В понедельник у нас Sportfest- спортивные состязания или дословно праздник спорта. Во вторник экскурсия, в среду мы прощались с нашим директором- он ушёл на пенсию. В четверг мы организовывали Sommerfest- летний школьный праздник. Сначала нам было сказано прийти в школу в 9 часов утра. Приходим мы в школу, а нам говорят, что мы понадобимся лишь в 11. В 11 мы два часа таскаем парты и украшаем наш стенд. А теперь представьте себе каков у нас был КПД! 50 человек (половина класса естественно не пришла) должны делать один небольшой стенд. Куда подевались материалы никому не известны. К тому-же на десять классов приходится только пять ножниц и скочей. Наш КПД был практически равен нулю, то есть ниже чем у паровоза.
Теперь я позволю себе вернуться к событиям понедельника к Sportfest(у). В девять мы должны были быть в школе с тем что бы учителя отметили наше присутствие. Затем мне нужно было ждать до 10.30 начала бадминтонного турнира. Это время я провёл за чтением, за, что получил не один косой взгляд. Ещё в Йене меня знала вся школа как парня-который-читает-на-переменах. А дальше меня ждала куча мелких сюрпризов: Во-первых я был записан в самую последнюю группу- опять надо ждать. Во-вторых мой напарник не явился и каждую следующею игру мне пришлось играть всё время с новой напарницей. В- третьих одна из напарниц меня весьма ошарашила своим заявлением. Когда её спросили не против ли она мне составить пару и сказали кто я такой, она сказала следующие: "Я конечно не против, но я не говорю по русски". Ну всё... полный облом! Потом она правда оправдывалась, что она думала, что я тут по программе обмена учениками и немецким не владею. "Дорогая моя" думал я "ты дура или как? Даже если бы я не владел немецким, всегда остаётся ещё английский. И потом это только в анекдотах кенгурят посылают на южный полюс. В реальной жизни ученики входящие в эту программу должны мочь друг друга понять и обязаны владеть хотя бы тем-же английским". В-четвёртых, и это самое обидное для меня, победители турнира должны были сойтись вместе в 15.30 для финального поединка. На вторую половину дня у нашей семьи была запланирована поездка на Штарнбергское озеро и я не мог задерживаться в школе после обеда. В итоге мне пришлось как и нескольким другим командам играть в пол силы. Знаете как это обидно когда нельзя правильно делать любимую вещь? Только первые две игры я играл в полную силу и ловил кайф от игры. А потом, потом у меня была впервые в моей жизни цель не выиграть, а проиграть!

8) Эпилог

Последний школьный день 28.07 проходит совершенно блекло. Опять в девять мы явились в школу, нам раздали табеля и отпустили по домам. Конечно у нас до этого было достаточно праздников и мероприятий и последний день не обязательно должен быть столь ярким, но всё-таки этот день подводит итог очередного школьного года. А так мы получили по листочку с нашими оценками и всё...
Выезжая из школы я замечаю, что некоторые из деревьев уже пожелтели и сбрасывают листву. Только сейчас я осознаю как много сил из нас и из природы высосала эта проклятая жара. Надеюсь, что хоть каникулы принесут нам отдых и все мы восстановим силы.

To be continued in the next year...

Мюнхен, август 2006