Дорогие мои ученики

Нина Петлярская
 Когда-то давно, много лет назад, один мой знакомый сказал: «Ты все успела сделать вовремя: выйти замуж, родить детей, закончить институт».
 Действительно, когда я молодой учительницей пришла в школу, у меня кроме двух маленьких детей был большой опыт пионерской работы и ни одного проведенного урока. В общем, я была совсем «зеленым» учителем. Как всем молодым учителям мне достались классы «В» и «Г». Кто хоть как-то был связан с советской школой, знает, что в класс «А» брали по знакомству, самых способных детей. В класс «Б» - тех, кто не вошел в «А», а в классы «В» и «Г» - всех остальных. Пришлось взять то, что дали. Там тоже дети. Но спустя два года, администрация почему-то решила изменить мне учебную нагрузку, и я получила три четвертых класса: «А», «Б» и «В» с классным руководством в 4-«в». Это было здорово! Одна параллель, одна подготовка, одна смена и 24 часа в неделю. Конечно, вдобавок к этому классное руководство со всеми вытекающими последствиями.
 Мой новый класс мне сразу понравился, и я ему тоже. У нас с первого дня возникло взаимопонимание. Конечно, успеваемостью они не блистали по сравнению с другими 4 –ми кассами, но я больше всего ценила в детях доброту, честность, умение понимать других и сочувствовать. Этому научила моих учеников их первая учительница, и я была ей благодарна. Дети никогда не забывали свою первую учительницу и приглашали ее на все праздники, вплоть до выпускного вечера.
 Я пишу и ясно вижу своих детей, которых помню по именам. Маленький, очень подвижный Виталик Дорофеев был лидером в классе. Красавица и умница Олечка Кабаева - наша несменная художница. Мальчишки оспаривали право дружить с ней, а Олечка никому не отдавала предпочтение. Скромный и безотказный симпатичный Павлик Кащеев. Олег Красильников – будущий школьный гитарист. Анечка Спектор, самая маленькая в классе, мечтающая стать хирургом. Их было 40 человек, и я не могу назвать всех.
 В то, что у меня будет одна подготовка к урокам, я зря понадеялась. Мой класс был значительно слабее двух других. Мне приходилось составлять для своего класса совсем другие планы уроков с учетом способностей каждого ученика. Я считала, что если даже не смогу вызвать у детей интерес к русскому языку как к предмету, то внушить им, что необходимо знать свой родной язык, я просто обязана.
 Я закончила заочный факультет. Пришлось много заниматься самообразованием. Я придумывала на уроках различные познавательные игры и конкурсы, в которых каждый мог в чем-то отличиться.
 Мы быстро подружились. Первое мое сближение с классом произошло в колхозе. Ребята были сплочены еще с начальной школы. Их не надо было уговаривать работать, хотя делали они это впервые. Я работала вместе с ними. Во время обеда дети расстелили чью-то скатерку и выложили на нее все, что было у них съестное, а затем позвали меня. За обедом ребята рассказывали смешные истории, происходившие с ними в начальных классах, просили меня рассказать что-нибудь из моих школьных лет. Обед прошел незаметно. Мы настолько сблизились, что старались чаще быть вместе. Моя семья знала моих учеников поименно, а они, часто бывая у меня дома, чувствовали себя свободно.
 В летние каникулы те, кто оставался в городе, собирались вместе. Я с девочками пекла пирожки, и мы отправлялись в лес на пикник или на речку, протекавшую недалеко от моего дома.
 Раз в неделю у меня был сдвоенный урок для детского творчества. Зимой, в один из таких дней, выпал очень глубокий снег, и я, договорившись с классными руководителями других 4-х классов, что верну им их уроки, повела детей в лес.
 Как только мы достигли первых деревьев, ребята восторженно ахнули. Сюда за последнее время никто не приходил. Мы были первыми.
 -Ребята, что вызвало ваш восторг? – спросила я у детей.
 -Лес весь белый, будто по ковру идем.
 - Какое впечатление у вас от леса, покрытого снегом?
 -Здесь так красиво!
 -У вас возникли какие-нибудь ассоциации?
 -Деревья стоят, будто великаны в белых шапках,- сказал Саша.
 -А кусты – в белых шубах, - заметила Валя.
 -А я вспомнила сказку « Морозко», - сказала Люда.
 -Ты можешь написать свою сказку,- предложила я.
 -Можно я нарисую то, что увидел? – спросил Сережа.
 - Конечно, Сережа, а потом ты опишешь свой рисунок.
 -А я хочу написать стихотворение,- сказала Аня.
 - Ребята, вы можете проявить свое творчество, как хотите. Главное, вы заметили, как красив наш лес не только летом и осенью, но и зимой.
 Цель моего рассказа показать не себя как учителя, а своих




учеников, которых я любила и которыми гордилась. По мере того, как дети взрослели, у них стали появляться проблемы с родителями, учителями, сверстниками. С этими проблемами шли ко мне дети и их родители. Таня ушла из дому, взбунтовавшись против очередного мужа ее мамы. У Виталика разошлись родители. Анечка влюбилась в одноклассника и рыдает у меня на плече.
 -Анечка,- уговариваю я ее,- не плачь. Ты еще много раз будешь влюбляться. Наши мальчики, твои ровесники, пока не замечают вас. Их время еще не пришло. Ты вырастешь, станешь знаменитым хирургом и, встретив свою первую любовь, подумаешь: «И как я могла в него влюбиться? Что я в нем нашла?» Со мной было то же самое.
 С Аней разобралась, а вот как быть с взрослыми? Пришла Олина мама, просит поговорить с ее дочерью: та подружилась с мальчиком из параллельного класса, который маме не нравится. Мне он тоже не нравился.
 -Пока я в этом не вижу ничего страшного. Дети учатся только в 8-м классе, - успокаиваю я маму. – Оля умная девочка. Давайте предоставим ей право разобраться самой. Она все равно ничьих советов не послушает. Да, она может совершить ошибку, но это будет ее ошибка, на которую она тоже имеет право. Сейчас Оля влюблена, и мальчик этот для нее не самый лучший. Так что нам придется смириться и ждать.
 Когда мои ребята учились в 8-м классе, они в предпраздничный день 7-го марта решили сделать мне сюрприз. В тот день я заболела и ушла с уроков. Дома приняла обезболивающую таблетку и прилегла. Вдруг звонок в дверь. Я открыла. За дверью стоял весь мой класс. Впереди – Олег Красильников с гитарой.
 -Нина Борисовна, нам сказали, что вы заболели, и мы пришли вас проведать, - сказал он.
 -Моя бедная голова! – подумала я про себя и пригласила ребят войти.
 -Мы приготовили для вас сюрприз. Хотели передать по школьному радио, но вы ушли домой. Ваша любимая песня из кинофильма «Розыгрыш».
 Аня села за фортепиано, к ней присоединился Олег с гитарой, и они исполнили мою любимую песню. Затем ребята устроились кто где: на диване, в креслах, на полу. Я отправила дочь в магазин за сладостями, и мы стали пить чай. В этот день мы много пели. Я даже забыла про свою
головную боль. Признаться, такого праздника у меня еще не было.
 Я знала, что по окончании 8-го класса мне придется расстаться со многими моими учениками. Мой класс из трех 8-ых был самым слабым в учебе. Многие собирались поступать в техникумы, ПТУ. Те, которые остануться в школе, будут учиться в 9-«а» и в 9-«б». Я буду их учить только в качестве предметника.
 Надо было готовить для класса выпускной вечер. Мне было так тяжело, что в голову ничего не приходило. Моя подруга Алла, заведующая детской библиотекой, сказала мне по секрету, что дети с родителями сами готовят вечер.
 -Алла, только без чаепития, иначе меня дирекция живьем съест, - попросила я.
 -Не волнуйся, все будет, как положено.
 Мне осталось только оформить документы.
 В день прощания с моими учениками кабинет был оформлен стенгазетами, которые выпускались ежегодно в последний день учебы. Они назывались «Вот и стали мы на год взрослей». Здесь были фотографии, юмористические четверостишия. На этот раз к ним присоединилась еще одна газета: «Дороги, которые мы выбираем».
 В 19 часов вечера стали собираться родители и их дети. После того, как я вручила ребятам «Свидетельства об окончании 8-го класса», с теплыми словами выступили родители и мои ученики. Затем мы все отправились на берег реки. По пути ребята вручили мне Пригласительный билет на продолжение вечера с указанием адреса. Я хорошо знала этот адрес. Мне часто приходилось там бывать. В этой квартире жила Таня Сакевич.
 Вся квартира была в цветах и шарах. На столах стояли торты, испеченные девочками, и чашки для чая. Вечером руководил родительский комитет. Мы пили чай, вспоминали время, проведенное вместе, пели, танцевали. Вечер прошел очень весело.
 Прошло уже много лет, а я не могу забыть тот класс, который считала своим первым.
 Был у меня и другой класс, не менее любимый, который тоже оставил след в моей жизни. Этот класс я получила сразу после 8-го «в». Это был 4-ый «а». В начальной школе их учила Заслуженная учительница РСФСР. Эти дети были полной противоположностью тех, с кем я рассталась. Из 45 учащихся в классе было 28 хорошистов и 2 отличника. Остальные хоть и учились посредственно, но «слабых» среди них не было. Другое преимущество было в том, что все мальчишки составляли младшую хоккейную команду при шефствующем над школой заводе. Девочки занимались кто гимнастикой, кто музыкой, кто в художественной студии. В общем, проблемы занятости учеников во внеурочное время у меня не было. Трудности были в другом: если нужно было подготовить какое-нибудь классное мероприятие, все были заняты. Но если уж готовилось мероприятие за честь класса или школы, дети отпрашивались от занятий в секциях и кружках и выкладывались в полную силу. Они привыкли быть первыми и не хотели никому уступать первенства. Да, они были тщеславны.
 Когда проводила первое родительское собрание, я просто растерялась: передо мной сидели учителя, директор нашего завода, заместитель председателя горисполкома, начальник строительства и другие высокопоставленные лица.
 -Да, у моих учеников есть причины тщеславия, - подумала я.
 Вскоре я успокоилась: у меня уже немалый опыт и авторитет, иначе вряд ли мне дали бы этот класс.
 В классе было несколько учеников с меньшим материальным достатком, и я старалась сделать так, чтобы они не чувствовали себя ущемленными.
 Света принесла в класс огромный апельсин. Ее папа работал на овощной базе.
 -Света, спрячь, пожалуйста, апельсин. Я не сомневаюсь, что у многих родителей есть деньги на апельсины, но им негде их купить. Не дразни ребят. Света спрятала фрукт в сумку. Я учила детей не хвастаться тем, что не могут иметь их товарищи.
 Однажды ко мне пришла мама моего ученика. Сыну папа привез очень красивую дорогую куртку, а он не хочет надевать ее в школу. Говорит, что не хочет выделяться среди одноклассников.
 -Правильно говорит, - поддержала я мальчика. – Но это только одна причина, а вторая заключается в том, что у нас в школе нет гардеробщицы. Если куртку украдут, вы же ко мне придете, а мне зарплаты не хватит, чтобы расплатиться с вами. Школа тоже не будет платить; ей есть на что тратить те небольшие деньги, которые выделяет государство.
 -Что же теперь мой сын не сможет надеть красивую вещь? – возмутилась мама мальчика.
 -Почему не сможет? Он ходит гулять, в кино. Вот пусть и надевает красивые вещи.
 Мои ребята обладали чувством юмора. С ними всегда было весело. Когда они подросли и стали намного выше меня, я на уроке всегда открывала окно. Они высокие и здоровые, а я маленькая и худенькая. Когда они заходили в кабинет литературы, у меня начиналась клаустрофобия. Мне не хватало воздуха и приходилось стоять на сквозняке. Однажды было очень холодно, и дежурный по классу прикрыл окно. В середине урока сильный порыв ветра распахнул окно, и я услышала:
 -Скорее закройте окно! Нину Борисовну сдует!
 От неожиданности я сначала опешила, а затем захохотала. Ребята тоже захохотали. Мы смеялись так громко, что к нам заглянула завуч. Увидев, что я тоже смеюсь, она прикрыла дверь.
 Как-то после уроков я вошла в свой кабинет и присела за последний стол проверять тетради. Передо мной на столе стояли стулья, и меня не было видно. По классу дежурил Костя. Он вошел в кабинет с полным ведром воды. Тут же за ним заглянул кто-то из мальчишек параллельного класса.
 -Костик, ты Нинушку не видел? (хорошо, что хоть так за глаза называют, а не как-нибудь по-другому. Мы были на прозвища более изобретательны).
 -Вон там, за шваброй стоит, - ответил Костя.
 Я не выдержала и тихонько хихикнула. Костя услышал, посмотрел в мою сторону, покраснел и сказал:
 -Простите меня, Нина Борисовна. Я дурак. У меня просто вырвалось.
 -Успокойся, Костя, я не обиделась, и ты не дурак. Ты умный парень с чувством юмора. Против юмора я ничего не имею, - ответила я.
 В моем классе учился гениальный мальчик, которым я очень гордилась. Нет, он не был отличником, но он был гениальным, и, если бы его впоследствии не «задвинули», он стал бы известным ученым.
 Уже в 4-ом классе я обратила внимание на его необычные способности. Мальчика звали Данил. Он был из очень бедной семьи. Отец с ними не жил, а мать, безграмотная женщина, на зарплату заводской уборщицы, как могла, растила сына. Данил был очень маленький ростом, худенький, всегда неопрятный, но одноклассники относились к нему с уважением. Никому бы и в голову не пришло хоть как-то обидеть Данила, несмотря на его беззащитность.
 В 4-ом классе мальчик уже отлично разбирался в международных событиях. Его выступления на политинформациях были настолько содержательны и глубоки, что я невольно поражалась: «откуда этот маленький мальчик набрался таких слов? Неужели он так внимательно читает газеты? В его-то возрасте. Но е это было главное в мальчике. К 8-му классу он уже знал физику всей школьной программы. Данилу было
Скучно на уроках. Все, что изучали его одноклассники, он уже знал.
Ему разрешили приносить на уроки физики дополнительную литературу и читать ее. На уроке ученик углублялся в литературу из библиотеки. Также он изучал Астрономию, которую 8-миклассники пока еще не изучали.
 Когда в школе был день самоупраления и учащиеся выступали в роли учителей, 8-миклассник Данил проводил уроки физики в 9-х и 10-ых классах и Астрономию в 10-ых.
 Учитель физики решил повезти ученика на физическую олимпиаду в Томск.
 -Может, удастся оставить Данила там учиться, ему в 9-м классе уже нечего будет делать.
 Но ничего не получилось. Мальчику дали второе место, несмотря на то, что у него не было ни одной ошибки. Мы-то поняли, в чем дело, но Данил пока ничего не понимал и воспринял свое поражение спокойно. Так же успешно, с опережением мальчик усвоил и другие школьные предметы: алгебру, биологию. Но если он считал, что какая-нибудь школьная дисциплина для него не важна, относился к ней равнодушно. Это не значит, что ученик совсем их не учил, но считал, что по этим предметам ему достаточно «4». Данил готовил себя в Московский институт физики. Зная, какие испытания мальчику предстоят, я пыталась отговорить его от попытки поступления в этот институт.
 -Данил, брось думать о физике как о науке, которой ты хочешь заниматься. Тебе туда путь закрыт, - сказала я ему. – Даже если ты сдашь все вступительные экзамены на одни «5», там обязательно найдут к чему придраться, чтобы ты не поступил.
 -Почему? – удивленно спросил Данил.
 -Я не могу сейчас ответить на твой вопрос, не хочу, чтобы ты разочаровался в людях. Ты всегда был окружен любовью и уважением. Тебя любят твои родители, уважают одноклассники и учителя. И это заслужено. Но мир устроен не так, как ты думаешь. В жизни много несправедливости. Я бы не хотела, чтобы ты в таком юном возрасте столкнулся с ними. Поступай в любой другой институт и при желании ты станешь ученым.
 - Нет. Я поеду в институт физики, - упрямо заявил мальчик.
 -Тогда учись на «отлично» и по другим предметам, чтобы твой Аттестат был с самым высоким баллом. Может быть, это тебе поможет при поступлении.
 Наш разговор с Данилом произошел в 9-ом классе. Когда он заканчивал 10-ый класс, я решила поговорить с мамой ученика.
 - Евгения Даниловна, вы знаете, куда хочет поступать учиться ваш сын?
 - Знаю. В Москву. И что выдумал? Где я ему деньги на дорогу возьму? Все едут в Хабаровск, а он хочет в Москву, -сокрушалась она.
 -Ваш сын – не все. У него необычные способности, только по некоторым предметам он почти не учится, считает их необязательными.
 - Данилка, что же ты так плохо учишься? –возмутилась мать. Она не понимала, что ее сын необычный ребенок.
 - Евгения Даниловна, вы меня не поняли. Данил хорошо учится и по некоторым предметам перегнал своих одноклассников, но при поступлении в институт смотрят и на Аттестат.
 Я поняла, что с мамой Данила мне не о чем говорить.
 Я хочу рассказать еще об одном случае, участником которого был Данил. Мой зять учился на 3-ем курсе Политехнического института. Однажды он попросил меня помочь ему сделать контрольную работу по физике. Я, в свою очередь, обратилась к учителю физики. Он посмотрел и сказал:
 - Мне некогда. Дам ее Данилу.
 -А он справится? – засомневалась я.
 -Еще как справится. Завтра работа будет готова. Мне только придется ее расшифровать, - ответил наш учитель.
 -Что значит расшифровать?
 -Упростить, чтобы в институте поверили, что студент сам выполнил работу.
 Все так и было: Данил выполнил работу, физик ее упростил, и зять повез контрольную в институт. Только там ему не поверили: очень уж необычное решение было в работе. Когда у моего зятя спросили, кто ему помогал, он признался, что контрольную работу выполнил ученик средней школы. Спросив имя и фамилию учащегося, в институте взяли его на заметку как будущего абитуриента. В Политехническом институте не знали, что этот юноша к ним идти не собирается.
 Летом Данил поехал в Москву и, как я и думала, в институт физики его не взяли, сославшись на низкое зрение, которое было всего -1. Он даже очки не носил. Когда мы с ним встретились, он сказал:
 -Нина Борисовна, вы оказались правы. Теперь я знаю, почему меня не приняли в этот институт. Потому что я еврей. Я отвез документы в Политехнический. Меня туда взяли без вступительных экзаменов. Но я год проучусь и снова поеду в Москву. Буду поступать там, пока меня не возьмут.
 А год спустя я узнала, что Данил в армии. Я не могла с этим смириться:
 -Он же такой слабый и беззащитный! Его же там забьют!
 Но, вероятно, нашлись умные люди, которые и в армии нашли применение способностям юноши. Данил благополучно отслужил, а что с ним было потом, не знаю. Хочется верить, что он добился своего и поступил в институт, о котором мечтал.
 Я в это время работала в научном институте и очень жалела, что ушла из школы, где ощущала себя счастливой. Кроме этих двух классов у меня были и другие ученики, но эти остались в моем сердце и памяти на всю оставшуюся жизнь.


 27. 08. 06.