Позабыт, позаброшен

Феликс Россохин
«Разлука, ты, разлука, чужая сторона. Никто нас не разлучит, лишь мать сыра земля ... ».

Эту песню в нашей стране еще поют. По крайней мере, в старых кинофильмах. Но я люблю напевать другую песню, похожую. Которую почти не поют.

Один вятский писатель, по-моему, Владимир Крупин, в одном из своих произведений, рассказал вот какую историю.
В годы войны школьники давали концерт самодеятельности для своих родителей и жителей поселка. Один мальчик должен был петь песню, пионерскую или про героев. Но, выйдя впервые на сцену, он так растерялся, что забыл слова песни. Учительница из-за кулис шептала, подсказывала ему. Но ничего не помогало. Зрители не торопили певца. И ждали.

И мальчик запел то, что он знал наверняка. «Позабыт, позаброшен с молодых юных лет. А я мальчик ... ». Учительница махала руками ему: «Не нужно, нельзя...!». Но мальчик не мог уже остановиться. Он не жаловался этой песней на свою маленькую еще судьбу. Он просто хорошо знал эту песню. Потому что, наверно, тогда многие ее пели.
Зрители, в основном женщины, замученные войной, тихо плакали в свои платочки. И от жалостливой песни. И от детского тоненького дрожащего голосочка певца. И от тяжелой своей жизни. Вспоминая своих мужчин, воюющих на фронте. Слезами просветляя и облегчая тяжесть на душе.

Вот эту песню, «Позабыт, позаброшен», - я и люблю напевать. Когда мне грустно. Или когда у меня – хорошее настроение. Или когда я работаю, и песня помогает. Именно напевать, а не петь. Когда она, песня, только для души.

Не помню, где я научился ей.

В детстве мы с отцом одно лето жили на речной мельнице. И с нами на мельнице жили две девочки, дочери мельника. Которые знали очень много песен, простых, народных. И часто пели. И меня научили многим песням.

А, может быть, я узнал эту песню, когда учился играть на гитаре. Зная мелодию, легче было осваивать инструмент. Музыкальных школ тогда не было.

Но скорей всего, ее пели в людных местах нищенствующие ребятишки, прося подаяние. Я помню, такое часто бывало в военные и послевоенные годы.

Но мне кажется, эту песню я знал – всегда.

Кто ее придумал, сочинил – вряд ли это можно узнать. Значит, она – народная. И не стоит удивляться возникновению подобных песен. Слишком много горя испытал наш народ за последнее столетие. Начиная от ленинской революции. Какой-то страдалец сочинил эту песню, оплакивая свою горькую долю-судьбу. И жалостливому российскому народу она пришлась по душе. Тем более - нищенствующим беспризорным мальчишкам.

Ну, а я? Почему она запала мне в душу.

Моя мама работала учительницей в начальных классах. И книжка, букварь, была всегда в нашем доме. Помню картинку из того букваря, помещенную где-то на первых листах – «Дед Мазай и зайцы». По стихотворению Николая Некрасова. Лодка, с дедом Мазаем, полная спасенных от половодья зайцев, столбиками прижавшихся друг к другу. Может быть, еще бревно, как-то причаленное к лодке, на котором, тоже спасенная, сидит зайчиха. И еще маленький, не затопленный пока, островок. На котором остались еще зайцы. И которым уже нет места в лодке. И я, ребеночек в детсадовском возрасте, безутешно плачу. «Дед Мазай вернется, он успеет спасти всех зайчиков!», - старается успокоить меня мама. Но я плачу и плачу.

Наверно, в детстве я был впечатлительный мальчик. И, когда однажды услышал эту песню, «Позабыт, позаброшен», она мне, своей печалью, запомнилась надолго, на всю жизнь. Как и та картинка из букваря.

Мой душевный песенный багаж я представляю в виде сита с переменными ячейками. В молодости ячейки маленькие, и песни в моей душе накапливались. Но, с возрастом, ячейки увеличивались. И, к старости, многие песни, как рыба из дырявого невода, начали ускользать.

Вот такой песенный закон я придумал для себя. Те песни, которые мне нравились, которые были милы моему сердцу в молодые годы, только они остались сейчас в сите моей души. Хотя ничего удивительного в этом нет. Писательница с Прозы.ру Евгения Басова считает: «У младенцев и у глубоких стариков в глазах бывает виден другой мир. Тот, из которого они только что пришли. Или в который должны скоро уйти». Значит, и восприятие многого у младенцев и стариков может быть одинаковым. Все возвращается на круги своя.

Надеюсь, мне еще рано видеть другой мир. Но все же, все же, дырки у сита стали уже большими.

Я все рассказал, что мне хотелось. Осталось только привести песню, давайте ее напоем вместе! Но только, чтобы она пелась – для души!


Там в саду при долине
Громко пел соловей,
А я, мальчик, на чужбине
Позабыт от людей.

Позабыт, позаброшен
С молодых юных лет,
Я остался сиротою,
Счастья-доли мне нет.

У кого есть родные,
Приголубят порой,
А меня все обижают,
И для всех я чужой

Вот умру я, умру я,
Похоронят меня,
И никто не узнает,
Где могилка моя.

И никто не узнает,
И никто не придет.
Только раннею весною
Соловей пропоет.

Пропоет и просвищет
И опять улетит,
Моя бедная могилка
Одиноко стоит.

Там, в саду при долине,
Громко пел соловей,
А я, мальчик, на чужбине
Позабыт от людей

Кто забыл мотив, подпевайте:


http://www.youtube.com/watch?v=ilqK3V2inOE