Цель эксперимента

Демид Морозов
Посвящается Надин_фром_Беларусь . - . - . - . - . - . - . - . - . - . -
. - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . -


 Выйдя из офиса, Вася присел на скамеечку у автобусной остановки. У него было минут двадцать на перекур, прежде чем бухгалтер освободится и сможет выдать ему зарплату.

 Заскучав, Вася извлёк из кармана прошлогодний выпуск журнала "Наука и жизнь". Благодаря малому формату этот журнал легко умещался в просторном кармане серой Васиной куртки.

 Вася развернул его.

 "Австралийский учёный Джеймс Пиксел, - гласила первая статья, - вывел новую культуру дрожжевых бактерий, не выделяющих фракции A10 и E15 в процессе брожения, чем резко повысил качество конечного продукта. Поместив исходный штамм в химически обработанную среду, биохимик создал условия, при которых естественный отбор приводил к изменению генотипа в заранее заданном направлении. Обнаружив возникновение нового штамма..."

 Вася зевнул и отложил журнал в сторону. Попутно кинул взгляд на часы: оставалось ещё пятнадцать минут.

 Мимо остановки время от времени проходили люди. Подъехал автобус оранжевой окраски и затормозил прямо напротив Васи. Часть прохожих не замедлила воспользоваться удачно подвернувшимся транспортом.

 "Интересно, зачем все эти люди существуют, - размышлял Вася, - и я вместе с ними. Такое огромное количество людей, со столь разными мировоззрениями и судьбами, нормами и образами жизни..."

 - Прикурить не найдётся? - спросил кто-то. Подняв голову, Вася увидел тощего парня лет двадцати в синих джинсах и зелёной майке не первой свежести. Тот слегка покачивался, явно будучи не слишком трезв.

 Вася достал зажигалку.

 "Почему бы не допустить, что и жизнь наша - лишь чей-то научный опыт? Неких Высших Сил или Мирового Разума, которые создали для нас всю эту реальность, как биохимик Пиксел - бактериальную культуру, намереваясь этим чего-то достичь? Причём не имеет значения, существует ли вся эта реальность на самом деле - Вселенная с пешеходами, автобусами, миллионами звёзд и мириадами галактик, Аллой Пугачёвой, инфляцией рубля и видеоклипами по музыкальному каналу - или существует лишь виртуально; важно, что всё это может играть лишь роль площадки для чьих-то исследований".

 Мимо проехала пожарная машина, гудя сиреной. Вася чуть усмехнулся.

 Действительно, почему бы и не поразмыслить о смысле жизни, пока бухгалтер разбирается с отчётами? Делать-то всё равно нечего.

 "Какова цель этих опытов - если это действительно опыты - вот что интересно было бы узнать. Мы погружены в сложную, неоднозначную, постоянно меняющуюся среду. Любое явление в окружающем нас мире можно истолковать как минимум двумя способами - поэтому не прекращаются споры между материалистами и идеалистами, романтиками и прагматиками, анархистами и системалистами.

 Быть может, их конечная цель - создание человека, который бы обладал способностью к взаимоисключающим взглядам на мир одновременно?"

 Заморосил лёгкий дождь. Вася раздражённо поморщился.

 Он не любил противоречий в логике.

 "Вообще естественный отбор с течением веков не особенно меняет человека. Человек становится коварнее, хитрее, злее, он всё сильнее способен влиять на окружающий мир. Но в нём не накапливается принципиальных перемен, что отделили бы нас от животных.

 Быть может, цель - вовсе не изменение человеческого вида как такового, а нечто более конкретное? Получение этим видом - или отдельной его особью - некоей способности или свойства?

 Или знания?"

 Вася вспомнил о существовании нейронно-сетевых процессоров. Когда компьютер, работающий на данном принципе, допускает ошибку в вычислениях, оператор нажимает на красную кнопку - и та нейронная связь, из-за которой была допущена ошибка, слабеет. В результате чего вероятность ошибки снижается.

 Если представить себе человечество в виде компьютера, Вселенную - в виде задачи, а отдельных людей - в виде нейронных связей, то естественный отбор займёт кресло оператора.

 "Какого знания?

 Что люди должны быть добры друг к другу? Так люди и так теоретически это знают, что не уменьшает количество войн".

 Он снова взглянул на часы. У него было ещё пять минут.

 "Знание специфически научного характера? Знание это может касаться лишь нашего мира и будет интересно лишь его обитателям".

 Он раздражённо вздохнул.

 "А что, если..." Ему вдруг пришла в голову на первый взгляд примитивная, но весьма нетривиальная мысль.

 - Вы правильно поняли, Василий Иванович, - прозвучал чужой голос у самого его плеча.

 Вася вздрогнул, как ошпаренный, и уставился на сидящего рядом незнакомца. Тот был одет в бежевый джемпер и серые брюки.

 Когда это он успел подсесть?

 - Всё это, - незнакомец абстрактно провёл ладонью в воздухе, - было создано и существовало не более чем в качестве прелюдии к появлению субъекта, который поймёт.

 Вася затаил дыхание и осторожно кинул взгляд по сторонам. Почему-то никто из прохожих, стоящих рядом с автобусной остановкой, не шевелился.

 - Теперь во всём этом этом больше нет необходимости.

 Мужчина в серых брюках небрежно щёлкнул пальцами, и вся Вселенная с пешеходами, автобусами, миллионами звёзд и мириадами галактик, Аллой Пугачёвой, инфляцией рубля и видеоклипами по музыкальному каналу навеки перестала существовать.