Христианское начало русских писателей

Дарья Карасева
Научная работа по материалу романа
Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"





Введение

Православие, принесенное на Русь еще в X в., глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на его душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно, и литературу. Среди важнейших проблем, поставленных русской мыслью XIX века, вопрос о религии занимает особое место.
В настоящее время проблема веры и неверия является актуальной, каждый человек решает ее по-своему. Для русского менталитета характерно отношение к религии как основе нравственности. Христианское влияние так или иначе можно проследить, рассматривая творчество любого писателя. Для Ф.М. Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближним. Отношение писателя к религиозному началу потрясает своей глубиной. Понятие греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот что интересует Достоевского. Сам Федор Михайлович очень долго метался между верой и неверием. На каторге религиозные искания и сомнения писателя обострились. Именно вера в существование незыблемого нравственного начала посреди всеобщего беззакония и хаоса помогла Ф.М. Достоевскому переносить муки каторги. С христианской ментальностью по-особому соотносится образ Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание». Думается, что герой чем-то близок автору, особенно в плане отношения к религии.
Целью настоящей работы является выявление христианских мотивов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и соотношение их с идеей произведения.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- пронализировать поступки героев романа «Преступление и наказание»;
- определить роль христианских атрибутов в романе;
- исследовать символику имен героев, чисел, цвета в произведении.

Образы героев романа
«Преступление и наказание»
как отражение христианской позиции
Ф.М. Достоевского

Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольниковс самого детства был окружен церковной атмосферой. Пульхерия Александровна, его мать, просто не представляет себе жизни без бога. Наверное, это самый яркий представитель религии в «Преступлении и наказании». Она постоянно произносит: «Господи», «Бог избавил! бог избавил!», «ради Христа». Более того, она даже и мысли не допускает, что ее «бесценный Родя» может быть атеистом. «Молишься ли ты богу, Родя, и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!» Эти слова в своем письме Пульхерия Александровна посылает как совет своему сыну, к которому он должен был прислушаться.
Скорее всего, прототипом Пульхерии Александровны стала мать Ф.М. Достоевского - Мария Федоровна Достоевская (в девичестве Нечаева). Это была весьма христианская натура, которая почитала «Создателя» и хотела приобщить свою семью к вере в него. «Родители наши были люди весьма религиозные, в особенности маменька. Всякое воскресенье и большой праздник мы обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне - ко всенощной, - пишет брат Достоевского Андрей Михайлович, - исполнять это нам было весьма удобно, так как при больнице была очень большая и хорошенькая церковь» .
За знаниями, которые получали ее дети, также следила Мария Федоровна: «Первою книгою для чтения была у всех нас одна. Это Священная история Ветхого и Нового завета на русском языке. Она называлась собственно: «Сто четыре священных истории Ветхого и Нового завета». При ней было несколько довольно плохих литографий с изображением Сотворение мира, Пребывания Адама и Евы в раю, Потопа и прочих главных священных фактов» .
Сестра Раскольникова, Дуня, для которой разум оказывается важнее, чем религия, и которая руководствуется им для принятия решения о замужестве, и та «долго и горячо молилась перед образом», так как не хотела брать всю тяжесть бремени на себя.
Кроме родных и близких Раскольникову людей, Ф.М. Достоевский знакомит его с дочерью квартирной хозяйки, которая также оказывается верующим человеком. Она «нищим любила подавать и о монастыре все мечтала…». Но девушка умирает. На мой взгляд, этим Достоевский хотел показать, что она выполнила свой долг, ведь только тогда бог забирает к себе людей. Здесь, как и в других случаях, которые мы рассмотрим позже, можно провести параллель между Достоевским и Раскольниковым. Дочь квартирной хозяйки можно сравнить с близким другом писателя - Иваном Николаевичем Шидловским. Шидловский был человеком незаурядным, натурой страстной, мятежной, неуравновешенной. От вспышек «буйствующей страсти» он часто переходил к «покаянному смиренномудрию». «Часто мы с ним просиживали целые вечера, толкуя бог знает о чем. О какая откровенная чистая душа! У меня льются теперь слезы, как вспомню прошедшее!» - писал Достоевский брату. Федор Михайлович восхищался способностью друга бескорыстно и преданно любить, самоотверженно отдаваться своему страданию и отчаянию. Это была возвышенная, романтическая дружба, полная неясных надежд и высокого желания сделать счастливым все человечество. Однако этой дружбе суждено было продлиться недолго, так как религиозные искания, внутренний разлад с действительностью побудили Шидловского уйти в монастырь. Достоевский потерял своего друга, как Раскольников ту девушку, разница заключается лишь в том, что Шидловский ушел в монастырь, а девушка - ближе к богу. Тем самым Федор Михайлович хотел подчеркнуть неверие Раскольникова, которое поглотило жизнь девушки. Также примечательно, что Достоевский, будучи обладателем необычайного дара по подборке имен и фамилий героев, в чем вы убедитесь далее, обделил именем эту девушку.
Вслед за дочерью квартирной хозяйки Достоевский посылает Раскольникову следующего помощника – Соню Мармеладову. Именно благодаря ей Раскольников, пройдя по пути саморазрушения, находит ключ к спасению через страдания, очищение и любовь. Соня является тем доктором, который способен возвратить и приобщить Раскольникова к христианству. Это человек, обладающий необычайно цельным внутренним миром. Соня жила в гармонии с собой, потому что верила в бога. Ее вера не была пассивной, героиня каждый раз доказывала ее своими поступками (согласилась пойти по «желтому билету», чтобы помочь семье, а не закончила жизнь самоубийством). Соня, как и Пульхерия Александровна, очень религиозная натура. Бог для нее – это единственное существо, с которым она может поделиться своими переживаниями. Соня презирает неверующего человека. Примером может служить диалог Сони с Раскольниковым: «- Да, может, и бога-то совсем нет, - с каким-то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее.
Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо.»
В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение бога к человеку, то есть всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Для Достоевского Соня является необходимым персонажем в «Преступлении и наказании», ведь только она могла воссоздать братство людей, объединенных деятельной любовью к друг другу, о котором так мечтал Достоевский.
Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. То есть воскрешение Раскольникова происходит именем Христа, как того и хотел Достоевский. Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. В части 4, главе 4 (чтение Евангелия) присутствует реминисценция из Библии о Лазаре. Чтение о Лазаре состоялось через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть на четвертый день после его нравственной смерти. Следует добавить, что Лазарь воскрес на четвертый день после своей смерти. Как известно, Федор Михайлович провел на каторге четыре года, которые могут быть сопоставлены с четырьмя днями Раскольникова. Следует привести слова самого писателя: « А те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу … выход из каторги представлялся мне прежде, как светлое пробуждение и воскресенье в новую жизнь». В этом высказывании можно увидеть воплощение Достоевского в Раскольникове, если учесть тот факт, что каморка героя уподобляется гробу.
 Евангелие как для Достоевского, так и для Раскольникова было книгой, которую они могли читать и читали на каторге. Для них обоих она была единственным способом погрузиться в бездну человеческой души. Более того, Достоевский описал экземпляр Евангелия, подаренный ему в 1850г. в Тобольске на пересыльном дворе, женами декабристов А.Г. Муравьевой, П.Е. Анненковой и Н.Д. Фонвизиной. В «Дневнике писателя» за 1873г. автор вспоминал: «Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием – единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой на каторге. Я читал ее иногда и читал другим» . Следует отметить, что и у Раскольникова Евангелие лежало под подушкой.
Еще один христианский символ – крест, принадлежавший Лизавете, Раскольников сначала не принимает от Сони, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни. Причем когда они поменялись крестами, Родиону достался медный крест, тогда как Соне – кипарисный. Кипарис был эмблемой печали. Несомненно, Соня знала это и осознанно взяла на себя эту участь. В Соне присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Вся жизнь Сони Мармеладовой – сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Самопожертвование также присутствует и в Миколке, который хочет взять преступление на себя, и в Дуне, которая готова пожертвовать собой ради брата. «Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!» - восклицает Раскольников, понимая замысел сестры.
Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Примером такого признания может служит сцена на площади: «Он встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем. Он встал и поклонился в другой раз». В этом поступке нигилист Раскольников, которого мы знали до сих пор, предстает перед нами в другом свете. Мы понимаем, что он только из-за своей гордыни держался за атеизм, не хотел изменять своим принципам. Стоя на коленях, он делается близким нам человеком, открытым, вылечившимся от бонапартизма, понявшим свою вину. Во время этого припадка бескорыстия мы увидели того Раскольникова, который сидел у матери на коленях и молился. Сейчас, после прочтения Евангелия, все злодеяния Раскольникова исчерпались.
Любовь Родиона к религии видна и в просьбе к Полечке, сестре Сони, когда он просит помолиться о себе. Он просит об этом всерьез и только потом смеется над собой же: «А раба-то Родиона, попросил, однако помянуть».
В пределах разума религия для Раскольникова – лишний повод посмеяться, и это отношение – результат развратного Петербурга. Тогда как внутренний Раскольников – это христианин, и вера в бога настолько пропитала душу Родиона, что он необдуманно совершает чисто православные поступки. Например, Раскольников упоминает имя бога в обиходной речи, говоря «Боже мой», «Бог простит», «Бог подаст», «Бог его знает» и другие. Да и вообще весь роман «Преступление и наказание» пропитан христианской лексикой. Такие выражения, как «страшный грех», «креста на тебе нет» в очередной раз подчеркивают религиозность народа XIX в .
Эпизод на Николаевском мосту, случившийся с Раскольниковым, был навеян каторжными воспоминаниями Достоевского. Ср. в «Записках из мертвого дома»: «Я возвращался с утренней работы один, с конвойным. Навстречу мне прошли мать и дочь, девочка лет десяти, хорошенькая, как ангельчик. Я уже видел их раз. Мать была солдатка, вдова. Ее муж, молодой солдат, был под судом и умер в госпитале, в арестантской палате, в то время, когда и я там лежал больной. Жена и дочь приходили к нему прощаться; обе ужасно плакали. Увидя меня, девочка закраснелась, пошептала что-то матери, та тотчас же остановилась, отыскала в узелке четверть копейки и дала ее девочке. Та бросилась бежать за мной… «На, «несчастный», возьми,Христа ради, копеечку,» - кричала она, забегая вперед меня и суя мне в руки монетку. Я взял ее копеечку, и девочка возвратилась к матери совершенно довольная» . Так и в части второй, главе второй девушка дала двугривенный Раскольникову, сказав: «Прими, батюшка, ради Христа».
Другим примером, подчеркивающим веру Раскольникова, может служить заклад, который он собирался относить старухе. Он долго думал, как сделать эту вещь, за неимением настоящей, да так, чтобы она была потяжелее и правдоподобнее, но даже в этом закладе есть крест: «Сложив обе дощечки, из которых железная была меньше деревянной, он связал их вместе накрепко, крест-накрест ниткой…». Этим действием он как будто благословляет от своего имени заклад, показывает, что идет на убийство во благо народа, ради которого можно совершить «сто, тысячу добрых дел и начинаний».



Христианская символика
в романе
«Преступление и наказание»


Евангельские мотивы четко прослеживаются и в именах героев. У Достоевского тщательно продуманы как имена и фамилии, так и отчества героев, и всегда полны глубочайшего смысла. Подбирая имена своим героям, Достоевский следовал глубоко укоренившейся традиции, когда, благодаря употреблению при крещении преимущественно греческих имен, их объяснения привыкли искать в православных церковных календарях. В библиотеке у Достоевского был такой календарь, в котором давался «алфавитный список святых с указанием чисел празднования их памяти и значения имен в переводе на русский язык». Несомненно, что Достоевский часто заглядывал в этот «список», давая символические имена своим героям. Например, Екатерина в переводе с греческого на русский язык означае «всегда чистая». И действительно, Катерина Ивановна гордится своим образованием, воспитанием, своей «чистотой». И мы видим, что Катерина, нуждающаяся в деньгах, всегда останется верной и не «замарается» в унижении, в просьбе о помощи. Когда Раскольников первый раз приходит к Соне, то она, защищая Катерину Ивановну от его несправедливых обвинений, раскрывает семантику ее имени: «Она справедливости ищет…Она чистая».
 Скорее всего, прототипом Катерины Ивановны является первая жена Достоевского М. Д. Исаева. «… была эта женщина души самой возвышенной и восторженной. Сгорала, можно сказать, в огне этой восторженности, в стремлении к идеалу. Идеалистка была в полном смысле слова, - да! – и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок» . По свидетельству А. Г. Достоевской, в образе Катерины Ивановны нашли отражение многие черты характера Марии Дмитриевны Исаевой, умершей рано, как и героиня романа, от чахотки. Л. П. Гроссман считает, что в «Преступлении и наказании» «дан и внешний портрет супруги Мармеладова, очевидно, списанный с покойной жены писателя в период ее медленной агонии» .
В «Алфавитном списке святых, упоминаемых в месяцеслове православного церковного календаря» Елисавета – «почитающая бога». Это определение полностью совпадает с характером Лизаветы, с ее христианской ментальностью.
Что же касается главного героя романа, то и здесь присутствует символический характер. А. Л. Бем обратил внимание на возможность двойного толкования фамилии Раскольникова: «Одно – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение, другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством. Оба толкования … вполне законны, ибо в таких случаях возможно самое разнообразное использование звуковых сочетаний в целях оживления известного представления» . Следует отметить, что, скорей всего, Родион имел отношение к раскольничеству. Раскол – течение, возникшее в середине XVII в. в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона (1605-1681), который заключался в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Неслучайно мать Раскольникова говорит: «Раскольниковы хорошей фамилии…Раскольниковы двести лет известны». Видимо, герой и впрямь из раскольников.
Особое место в романах Достоевского принадлежит «кротким» женщинам, носящим имя София – премудрость (греч.). София Андреевна (мать Аркадия – героя романа «Подросток»), София Ивановна (мать Ивана и Алеши Карамазовых), Софья Матвеевна Улитина (ангел – хранитель последних дней Степана Трофимовича в «Бесах»), наконец, Соня Мармеладова – все они смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. «И если «София» вообще означает мудрость, - делает вывод М. С. Альтман, - то у Достоевского мудрость его Софий – смиренномудрие...» .
Очень важно, что Миколку из сна Раскольникова зовут так же, как и красильщика Миколку. Оба они носят имя этого святого угодника. Достоевский был величайшим диалектиком, и поэтому антиподом чистого и невинного сердцем Миколки – красильщика является пьяный деревенский парень Миколка, насмерть забивающий лошадь. Между этими двумя Миколками, между верой и неверием и мечется Раскольников, связанный с обоими неразрывно: с одним – круговой порукой греха, с другим – надеждой на воскрешение.
Существуют и другие символические имена в «Преступлении и наказании», такие как Порфирий Петрович, Дуня, Пульхерия Александровна, Семен Захарыч.
Однако, на мой взгляд, самым символичным местом по отношению к христианству в романе является сон о лошади, который приснился Раскольникову. Здесь мы впервые встречаемся с изображением церкви и видим ту религиозную атмосферу, которую описывала в своем письме мать Родиона: «Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собой кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частью без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшего брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить : но ему сказали, что у него был маленький брат и он каждый раз, как посещал кладбище религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее».
 Следует рассмотреть данный эпизод со стороны христианского начала поподробнее. Здесь мы видим, что автор показывает нам «каменную церковь», тогда как остальные экстерьеры в произведении построены из дерева, и это упоминание имеет место лишь единственный раз в «Преступлении и наказании». Камень позволяет постройкам сохраниться на гораздо более долгое время, чем дерево, а возможно, и навсегда. Камень и введен-то был в употребление ради наиболее качественного строительства и упрочнения жилища. Таким образом, Достоевский как бы продляет жизнь своему детищу, делает его вечным.
Есть и еще одна деталь в этом отрывке, которая позволяет доказать правоту такого суждения, - это цвет купола. Как мы знаем, через все действие романа проходит «тема желтого Петербурга». «Желтый цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали, - делает вывод С. М. Соловьев. – Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности» . Здесь же мы видим «зеленый купол», цвет которого не сходится со всей тематикой данного произведения, но отлично сочетается с отдельной его частью. То есть мы наблюдаем удивительную особенность Достоевского в использовании цвета: «Практика Достоевского показывает использование экспрессивного цвета, экспрессия которого создается применением цвета обычной яркости, но совместно с определенной эмоционально-сюжетной тканью и одновременно усиливает экспрессию ситуацию» . В данном случае, зеленый цвет – это воссоединение с природой, воссоединение с тем, что было дано богом Земле с самого начала ее существования. Изображенная в романе церковь, по сравнению с Петербургом, является как бы оазисом в пустыне. Следует добавить, что зеленый цвет в произведении упомянут всего несколько раз.
Во-первых – это зеленый драдедамовый платок. Его, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Пойдя по «желтому билету», Соня, как бы желая очиститься от «физической грязи», накрывается им. Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в преступлении, Соня надевает на голову зеленый платок. Она готова принять на себя страдания и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в момент прихода Сони после болезни к Раскольникову, зеленый цвет, цвет надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет Петербурга.
Во-вторых – это дом, где жила Соня. Он также отличается от своих сородичей зеленым цветом. Соня Мармеладова снимала квартиру у портного Капернаумова в этом доме. В имени Капернаумова мы опять же можем разглядеть символический характер, который связан с евангельским городом Капернаумом. В черновых записях к роману, так же как евангельская блудница Мария Магдалина из города Магдала, близ Капернаума, Соня Мармеладова идет за Раскольниковым «на Голгофу…».
В третий раз с зеленым цветом мы встречаемся на Николаевском мосту, когда Раскольникову подали деньги: «… пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и зеленым зонтиком, вероятно, дочь». В очередной раз мы замечаем, что Достоевский «озеленяет» только близких богу. Как зеленый драдедамовый платок, так и дом, в котором жила Соня, так и зонт, защищавший благородную девушку, - все это играет указываетм на особое отношение автора. То есть все вещи являются близкими к христианству и играют одинаковую функцию – олицетворение духовного мира в романе.
В отрывке из сна Раскольникова существует еще одна немаловажная деталь, а именно – изображение кутьи: «… а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом». Символ креста, который присутствует в «Преступлении и наказании», показывает религиозность Раскольникова. Здесь мы видим источник христианства Родиона, который выражается не только в отношении церкви, соблюдении обычаев, но и в символе креста, который будет преследовать Родиона и в образе заклада, и в разоблачении Лужина, когда тот пытался обвинить Соню в краже: «Она взглянула на Раскольникова…Тот стоял у стены, сложив накрест руки, и огненным взглядом смотрел на нее».
Позднее в произведении в очередной раз подчеркивается немаловажность отношения Достоевского к христианству. Мы можем наблюдать за этим в части второй, главе второй, во время прогулки Раскольникова по Николаевскому мосту. Он смотрит на Исаакиевский собор: «Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». Здесь мы видим картину гармонии и человеческого счастья, что по сравнению с картинами больного Петербурга кажется нам раем. Вопрос о расположении данного собора заинтересовался художник М.В. Добужинский, и оказалось, что отсюда вся масса собора располагается по диагонали и получается полная симметрия в расположении частей. Таким образом, можно сказать, что Достоевский намеренно показывает нам в лучшем свете христианство, что говорит о религиозности его характера. Погода также многое открывает в изображении собора: «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает». По редкости такой погоды можно судить и о благоприятном расположении самой природы к намерениям Достоевского.
Федор Михайлович одухотворяет в романе не только экстерьеры, но и религиозные обряды и праздники. Можно рассмотреть ту же службу по Катерине Ивановне Мармеладовой, на которой присутствовал сам Родион: «Солнце ярко освещало комнату; кадильный дым восходил клубами; священник читал «Упокой, господи». И опять же природа! Она как бы улыбается Мармеладовой, зовет ее. Более того, солнце всегда у Достоевского – символ «живой жизни», символ воскресения героя. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает как я страдала…», поэтому можно только догадываться о предстоящей ей сладкой жизни.
Цифры, символичные в христианстве, являются символами и в романе. Это числа 3,7,11. Число три символизирует божественное совершенство. Согласно одному из основных догматов христианства, бог един по своей сущности, но един в трех лицах: Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Святой дух; все три лица Троицы равносущны и извечны. В «Преступлении и наказании» можно найти немало совпадений с данным числом. Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову последние тридцать копеек и заработала тридцать целковых, когда в первый раз пошла по «желтому билету». Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, а он ее предал, как предал по евангельскому рассказу Иуда Христа за тридцать сребреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухе, три раза ударил ее топором, три раза встречался с Порфирием Петровичем. В трех шагах стреляет Дуня; три билета вручает Свидригайлов; три раза приходила Марфа Петровна к Свидригайлову в качестве приведения; у Сони «большая комната с тремя окнами» и так далее.
Число семь является наиболее устойчивым в романе. Само произведение семичленно (шесть частей и эпилог), первые две части состоят из семи глав каждая, роковое время для Раскольникова – семь часов вчера. Согласно учению пифагорейцев, число семь является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число семь «истинно святым числом», так как число семь – это соединение числа три, символизирующего божественное совершенство, и числа четыре, числа мирового порядка; следовательно, само число семь является символом «союза» бога с человеком, символом общения между богом и его творением. Можно предположить, что, отправляя Раскольникова на преступление в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Поэтому, чтобы Родиону снова стать человеком, он должен как бы пройти через это число. И в эпилоге романа мы снова видим число семь, но уже как символ спасения: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! … Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».
Неоднократные указания в романе на одиннадцать часов связано непосредственно с евангельским текстом. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне : «Я поздно…Одиннадцать часов есть? – спросил он, все еще не подымая на нее глаз. – Есть, - пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для нее весь исход, - сейчас у хозяев пробили…и я сама слышала… Есть.» после посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу». Число одиннадцать здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. Таким образом, отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к одиннадцати часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

Заключение

Таким образом, мы убедились в том, что христианское начало на разных уровнях пронизывает роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Библия дает возможность понять глубинный смысл многих образов и деталей произведения. Подобным образом могут быть рассмотрены и остальные романы писателя.
На основе подробного рассмотрения романа Достоевского «Преступление и наказание» я могу сказать, что это произведение, в котором только религия является способом разрешения нравственных проблем. В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская ментальность реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя, и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви. Ведь любить людей можно только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность последнего романа Достоевского «Преступление и наказание». И наверняка многие из нас, читая произведение, задумывались не столько о быте того времени, сколько о таких понятиях, как Вера, Вера в Надежду и Вера в Любовь. Именно данные слова являются отражением христианского начала в жизни каждого человека и с их отсутствием нас ожидает лишь падение нравственности, несущее с собой неуважение и оскорбление.
Я бы хотела закончить словами, которые в душе каждого из нас: «Не убий», - гласит заповедь Христа. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», и тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно только пройдя через страдания и лишения.

Литература

1. Бем. Личные имена. М.: Экспресс, 2002.
2. Гроссман В. Город и люди. М.: Худож. лит., 2003.
3. Достоевский Ф.М. Полное собрние сочинений
4. Достоевский Ф.М. в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит.,1990.
5. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Просвещение, 1979.
6. Тимофеева В.В. (О. Починковская). Год работы с знаменитым писателем.
 М.: Просвещение, 1997.



Февраль, 2005 год.