Еще немного о Церкви и государстве

Савва С
Давно уже размышляю на тему воспитания нравственности церковью и ее роли в жизни государства и общества. Попробую сформулировать некоторые свои мысли. Побуду белой вороной.

Ситуация. Церковные лидеры говорят о необходимости воспитания нравственности, о том, что только Церковь способна воспитать общество. Часть общества этому усиленно сопротивляется. Другая часть сопротивляется молчанием. Горячие головы все громче и громче говорят о необходимости специального "церковного" (православной монархии) правления, что бы спасти нацию.

Что происходит?

Церковь воспитательный орган? Возможно и такое выражение смысла ее существования, вот только кого она воспитывает? Ответ весьма не сложен. Церковь воспитывает ГРАЖДАН НОВОГО ИЗРАИЛЯ. Граждан Царствия Небесного. Нет у нее задачи преобразовывать человеческие общества и формы государственного устройства. То, что в исторические моменты влияние Церкви на народы достигало такой величины, что преображалась общественная нравственность, является следствием ее основной деятельности, а не целью. Гражданин Нового Израиля на столько выше нравственно граждан земных государств, на сколько и Небесное Царство выше земного. Нет необходимости писать для него нравственные законы. С другой стороны, критерии нравственности вырабатываются самим обществом. Если общество не христианское, то и модель нравственности совсем иная. Более того, нравственность христианская может входить с общественной в серьезные противоречия.

Но будущие граждане "НИ" пока еще живут на Земле. Они являются и гражданами земных царств (государств). Возникает противоречие между системой понятий о нравственности между ними и членами общества не собирающимися ни в какой "НИ" и полагающими весь смысл своего жития в короткий отрезок земного существования.

Вот тут и возникает соблазн создать подобие небесного на земле. "Да будет воля Твоя яко на Небеси и на земли." Имеет ли такое стремление право на жизнь? Безусловно. Являясь гражданами земного отечества христиане имеют полное право устраивать общественную жизнь по своему желанию. Но какими средствами? Достойными граждан Царства Небесного. Т.е.?

Т.е. христианин влияет на общество не морализаторством, а своим примером. Преображаясь сам, преображает действительность. Тут возникает соблазн ускорить процесс насильственно. Детям спец.знания, взрослым спец.передачи по телевидению и т.д. Что в результате? Повысится ли нравственность? Вот на это взгляды христианина и не христианина могут быть весьма различными, как и само представление о нравственности.

Может ли христианин ТРЕБОВАТЬ от других соответствия его модели нравственности? Ответ есть и в Священном Писании, и в истории Церкви. Цель никогда не оправдывала средства, как бы этого некоторым ни хотелось.

Так что же происходит?

Происходит смешение понятий. Перемешиваются вещи внешне схожие, но мало имеющие общего. Есть нравственность религиозная, а есть необходимость защиты общества от самоуничтожения в бездне пороков. Функцию такой защиты всегда несло государство, какой бы формы правления оно не было. Думаю, для большинства неспособность или нежелание (как минимум медлительность) нынешней государственной власти в России в выполнении этой своей функции является свершившимся фактом. Что предлагается? Замена самой власти на «православную», там дескать морали больше. Но мы ведь знаем, что и в Российской Империи дома терпимости существовали. Выполняла ли та форма государственной власти свои функции в достаточной мере? Спасло ли сращивание Церкви и государственных институтов от деградации общество? Ответ мы знаем, он отрицательный. Так что же делать? Добиваться. Добиваться того, что бы государственная машина выполняла свои функции. Для этого есть целый арсенал средств. От активности в СМИ, до актов гражданского неповиновения.

Ни кто не запрещает христианину требовать от государства выполнения его основных функций, ни кто не запрещает ему участие в политической жизни, и работа в государственных учреждениях ему вполне доступна. Только бы не подменила бы эта суетная жизнь со своими целями и методами того главного, ради чего мы носим имя Христово.

И в этой борьбе, иногда совершенно неожиданно для себя, можно найти союзников среди людей с самыми различными религиозными и политическими взглядами. Потому что и они хотят жить среди «общечеловеческих ценностей». Кто знает, не поможет ли такое сотрудничество к осознанию ими красоты Христианства, но польза для общества будет несомненно.

Только это совсем другая задача. Это совсем не задача Церкви. Как бы не казалось логичным и красивым предложить себя в качестве гаранта повышения нравственности, Церкви с этой задачей не справиться. Она физически не сможет понизить планку, иначе перестанет быть Церковью. Развиваясь сама, воспитывая своих членов, она через них опосредованно может улучшить общую ситуацию, но именно это и вызывает протест в обществе, т.к. ценности Церкви далеко не ценности общества.

Нам остается быть самими собой во все дни этой жизни. Действовать так, как подобает христианину. И не важно где, важно как. «Так да просветится свет ваш пред человеки, да видя ваши добрые дела прославляют Отца вашего Небесного». А для этого еще очень много нужно работать над собой.