Некоторые мысли о христианстве и государственной власти

Савва С
Эти мысли навеяны темами Александра Робертовича Штильмарка на форуме диакона Андрея Кураева. Я, к великому сожалению, очень ограничен во времени и не имею возможности отвечать мгновенно, а форум так разросся, что главное ускользает в обилии сообщений. :0)

Первое, с чего хотелось бы начать, - вопрос, который я впервые услышал в одной из лекций профессора А.И.Осипова. Почему Христос не родился императором? Вот представьте, как было бы просто все решить одним указом или пакетом законов, устанавливающих правильные отношения между людьми во всей вселенной. Раз и все. Виновных в кутузку, остальные счастливы. Почему Он этого не делает? Почему не является в Силе? Не уничтожает врагов веры дыханием уст своих? Очевидно, что слепое повиновение из страха не есть сыновство. Богу не нужны запрограммированные совершенные аппараты, достаточно уже созданных животных. Ему нужны люди совершенные в добре, способные любить. Чада по духу.

Вот приводится множество примеров наступления растления и т.д. А в Римской империи языческого образца что было иначе? Да, Церковь принимает правила запрещающее аборты, вольное обращение полов, извращения, но ведь можно сделать и обратный вывод, очевидно все это имело место и среди христиан. Иначе зачем правила? Правила для того, что бы был понятен идеал к которому стремимся, а далее каждый принимает решение самостоятельно. И важно именно это самостоятельное решение. Проявление свободной воли человека в стремлении ко Творцу.

Прошли тысячелетия. В наше время у человечества наработан колоссальный опыт христианской проповеди в разлчных условиях. Теперь можно его обобщать. Причем опыт этот не только положительный. Так вот, истрия построения царства всеобщего благоденствия в России 20-го века очень ясно показала, что попытка создания нового человека силами государства утопична. В принципе тут не было ничего нового, это пытались делать и раньше в Российской Империи, но не говорилось об этом с такой ясностью.

Представим себе, что православный диктатор захочет создать православную милицию, напишет законы и правила, по утрам будут проводить летучки с чтением житий святых этого дня и цитатами их НЗ. Изменятся ли милиционеры? Опыт, дающий ответ на этот вопрос, есть - это опыт монашеского жития. Огромное количество людей отсеивается не только не став монахами, даже не задержавшись в послушниках! А из тех, кто остался, приспособленцев, как это ни прискорбно, весьма внушительное число. Они продолжают жить принимая правила игры, ради сытного обеда и крыши над головой, но не воспринимая "идеологию". То же будет и в "православной" милиции и "православном" министерстве. Ему (диктатору, императору) придется работать с реальными людьми, со всеми их достоинствами и недостатками. Ему нужны новые люди... но их нет! Он же только собирается воспитывать людей! И так во всем.

Вернемся к опыту 20-го века. Октябрята, пионеры, комсомольцы... В начале 90-х как по команде пошли в Церковь. Почему? ИМХО, по той же причине, по которой семинаристы, гимназистки и гимназисты, выпускники сельских школ приняли участие в событиях 1917-го года. Они добивались того, чего были лишены - свободы. В том числе и свободы выбора. Этим тезисом я хочу подчеркнуть, что прошедшие насильно через приходские школы дети будут для нас новыми Савинковыми. Произойдет это по понятной причине, вокруг их будет ЛИЦЕМЕРНОЕ поведение взрослых, вынужденных приспосабливаться к новым реалиям.

Христос не родился императором и этим показал нам пример. Человек преображенный способен преображать любую действительность, хоть лагерный барак, хоть царский дворец, а не преображенный способен все изгадить и даже самую православную веру сделать источником унижения и насилия.