История одного заговора, или дело дворецкого

Александр Цветков
NB Эта статья рассчиитана прежде всего для тех, кто хороошо знает Канон, священную книгу,"которые непосвященные называют "Приключения Шерлока Холмса"". Но может быть интересна и всем остальным...


«Чем-то таинственным и мрачным веяло от этого бледного, благообразного человека с черной бородой».
Эти слова, взятые из, пожалуй, самого популярного произведения из Канона , можно было бы взять в качестве эпиграфа моего исследования, или вернее расследования. Начнем по порядку.

1. Воскрешение.

В 1893 году в журнале Стрэнд появился рассказ Артура Конан Дойла «Последнее дело Холмса». Утопив его главного героя в Рейхенбахском водопаде, автор попытался избавиться от надоедливого персонажа. Но, к счастью, герой оказался живуч. Просьбы воскресить Шерлока сыпались на его создателя ссо всех сторон. Дойл долго сопротивлялся, но в конце концов, уступил. Как всегда из корыстных побуждений. В 1902 году одно американское издательство обратилось к сэру Артуру с просьбой написать повесть о Шерлоке Холмсе. Гонорар был по тем временам просто баснословным - 6 000 фунтов. Одно условие – главный герой должен быть американцем. Так появилась на свет, пожалуй, самая популярная во всем мире повесть о Шерлоке Холмсе – «Собака Баскервилей».
Строго говоря, это было не совсем воскрешение. Это было, как сказано в оригинале Another case of Sherlock Holmes, то бишь другое дело Холмса, нечто из того, что было до смерти. Впрочем, уже в октябре 1903 года Холмс из водопада все-таки выпрыгнул, и вновь поселился на Бейкер-стрит, на этот раз навсегда.
 Как и было условлено, главным героем «Собаки»(помимо Холмса и Ватсона, разумеется), стал англо-американский сэр Генри Баскервиль. Ну а главным анти героем принято считать Стэплтона. Не касаясь событий повести, мы можем сейчас принять эти данные в качестве исходных, и приступить к нашему расследованию. Игра началась, Ватсон!

2. «Он – Наполеон преступного мира»

Для начала, отвлечемся от событий повести, и рассмотрим некоторые произведения Канона с точки зрения общей логики. В качестве отправной точки возьмем слова Холмса из рассказа «Последнее дело»: «уже с давнего времени я стал чувствовать, что за спиной у многих преступников существует неизвестная мне сила… действующая наперекор закону под прикрытием подставных лиц». Эта фраза, прочтенная мной недавно заново, привела меня к любопытному открытию.

3. Теория заговора.

Есть такое понятие в современной литературе – теория заговора. Заново перечитав Канон, я понял, что есть нечто общее у многих произведений.
Уже в «Этюде в багровых тонах» мы впервые сталкиваемся с тайной организаций, а точнее сектой. В «Знаке четырех» мы встречаемся с Союзом четырех, который тоже своего рода тайная организация, преступная организация. Этот пример замечателен еще и тем, что эта организация действует с активной помощью туземца Тонги. Еще в одной повести, «Долина страха», подобных заговоров пруд пруди, начиная от масонской ложи, и кончая сговором в Бирлстон-Мэнор.
 Рассмотрим кратко некоторые примеры:
1. «Этюд в багровых тонах» - мормоны
2. «Знак четырех» - Союз четырех
3. «Долина страха» - масоны, организация пр. Мориарти, заговорщики в доме
4. «Союз рыжих» - Союз рыжих
5. «5 Зернышек апельсина» – Ку-клукс-клан
6. «Последнее дело Холмса», «Пустой дом» – организация пр. Мориарти
7. «Случай в Вистериа-лодж» – заговорщики из Сан-Педро
8. «Золотое пенсне» – русские революционеры
9. «Пляшущие человечки» – чикагская мафия
10. «Рейгетские сквайры» - банда Каннингемов
И тд и тп!
Похоже, Артур Конан Дойл был просто одержим идеей заговора. Холмс только и делает, что борется с представителями организованных сообществ, либо эти сообщества сами встревают в расследование. Пиком всего этого, конечно же стала организация проф. Мориарти, которая уже олицетворяла едва ли не вселенский заговор!
Кроме того, мы можем отметить еще одно сходство – Холмс почти не сталкивается с обыкновенными преступниками. Все его антагонисты – внешне порядочные люди. А это тоже часть теории заговора. Так, Мориарти - известный ученый, «автор «Динамики астероида», книги в которой он поднялся до таких высот чистой математики, что ни один корреспондент в научной прессе не решается его критиковать». Холмс даже говорит: «называя Мориарти преступником, вы клевещете в глазах закона – вот в чем великолепнее и удивительнее всего» и далее: «злословящий доктор и опороченный профессор – вот как распределились бы ваши роли»! Вам это не напоминает современные идеи инопланетян среди нас, тайного мирового правительства, секретных организаций правящих миром? Все эти Третьи волны, Коды да Винчи, Знаки…
Но пойдем далее.

4. «У Стэплтона… был какой-то сообщник»

Прежде чем окончательно углубиться в пучину событий «Собаки», давайте обобщим все вышесказанное уже не на весь Канон, а только на повести. Их четыре: «Этюд в багровых тонах», «Знак четырех», «Долина страха», «Собака Баскервилей». Как мы уже доказали, все это легко обобщается на все повести… кроме Собаки Баскервилей! Есть и еще одно отличие. Все повести имеют структуру: повествование Ватсона – предыстория – объяснение Холмса. Все. Кроме СБ!
Итак, СБ выбивается из теории заговора…или нет? Знатоки сразу вспомнят слова Холмса: «в сущности говоря, мне … следовало бы немедленно арестовать всю вашу компанию». Но отметим еще кое-что общее. Во всех повестях заговор таки или иначе связан с сюжетом. Но связь каторжника с общим ходом событий ничтожна. Собственно, ее нет. Это своего рода побочная линия.
Зато на мысль о заговоре нас могут натолкнуть слова Холмса«у Стэплтона… был какой-то сообщник». Холмс предположил, что им был слуга Энтони. Но так ли это?

5. «В боковом окне кэба мелькнула черная борода»

Для начала вспомним таинственного седока из кэба № 2704. Согласно теории Холмса, это был Стэплтон, приклеивший фальшивую бороду. А теперь вспомним описание Стэплтона, каким его впервые увидел Ватсон: «за мной спешил какой-то невысокий худощавый блондин лет 35-40, с чисто выбритой, несколько постной физиономией и узким длинным подбородком».
А теперь описание кэбмена: «лет ему примерно под сорок, роста СРЕДНЕГО… борода черная, лопатой, а лицо бледное».
Небольшой анализ этих описаний позволяет выявить следующее.
Во-первых, либо Ватсон был великаном, либо с ростом он несколько ошибся.
Далее. Попробуйте представить худого, да еще с узким длинным подбородком человека да при черной бороде лопатой! Не правда ли не самое обычное зрелище? А ведь кэбмен ничего особенного не приметил. Даже несоответствие бороды с лицом и фигурой. А еще, сильно сомневаюсь, что Стэплтон накрасил брови. А всем известно, что белых бровей при черной бороде не бывает. Уж на это бы кэбмен обратил внимание. Отметим еще одно обстоятельство - бледное лицо. Оно нам еще пригодиться.
Итак, значит ли это, что не Стэплтон ездил в Лондон? Очевидно, да. А если не он, то кто же?

6. «Высокий человек вышел из тени»

Все вышесказанное должно привести нас к сообщнику. Но кто он? Возможно, это дворецкий Бэрримор?
Для начала, его описание: «наружность у него была незаурядная: высокий, представительный, с окладистой черной бородой, оттенявшей бледное благообразное лицо». Заметили? Ватсон ничего особенного не приметил кроме роста, бороды и бледности лица. И тут он почти совпал с описанием кэбмена. Кроме роста, конечно. Но ту надо сделать замечание. Кэбмен говорит Холмсу: «ниже вас дюйма на два». Но вот незадача, Холмс –то был ростом выше среднего. Причем намного. Видимо, кэбмен ошибся, либо же он и сам был немал ростом, и мерил незнакомца по своей мерке.
Итак, Бэрримор – кандидат №1 в заговорщики. Что сказать о нем? Начнем с того, что уже с самого начала этот человек внушает недоверие. По словам Ватсона, при приближении кэба к Баскервиль-Холлу, Бэрримор «вышел из тени». Не нужно быть Фрейдом, чтобы уловить этот нюанс. Бэрримор в тени, он скрыт, он действует исподтишка. Далее, от него веяло «чем-то таинственным и мрачным», более того, он вызвал у Ватсона подозрения, что он является домашним тираном. Далее он носит еду каторжнику(это немаловажный момент нашего расследования). И кстати, следует отметить, что он ходил «ссутулив плечи». Уж не это ли разгадка ошибки кэбмена?
 Далее, встреча со Стэплтоном. Тот сразу же узнает Ватсона. Он говорит, что ему показал его Мортимер. Но почему же он не представил их, как положено по этикету? Стэплтон темнит. Если вспомним, что он не мог быть в Лондоне, то он мог узнать новости только от Бэрримора.
Итак, два участника заговора, кажется, налицо. Теперь пойдем дальше.
Можно считать доказанным, что Бэрримора не было в Баскервиль-холле, однако там была его жена, принявшая телеграмму. Стэплтон не хотел рисковать и уезжать сам. Это бросило бы на него тень, если бы ему удался его план. А Бэрримор, в общем, был вне подозрений. Ну, поехал в город, проведать, как там его новый хозяин, и что?
Важная деталь – письмо-предостережение. Ведь из текста так и непонятно как ухитрилась миссис Стэплтон отправить письмо баронету, и куда делась изрезанная газета. Все становится на свои места, если предположить, что письмо было написано в Девоншире, а Бэрримор отвез его в Лондон и отправил. Навряд ли он сделал бы это, не сообщив Стэплтону. Письмо, таким образом было часть ловушки сэру Генри. Косвенно это подтверждается и тем, что миссис Стэплтон приняла Ватсона за сэра Генри. Если бы она была в Лондоне, она бы так не обозналась. Кстати, Бэрримор сразу увидел кто есть кто, что тоже, согласитесь, странно, зная что сэр Генри никогда не был в замке своих предков («мы жили в маленьком коттедже на южном побережье»).
Но есть ли у Бэрримора мотивы?

7. Мотивы.

Пожалуй, пришло время поговорить о мотивах Бэрримора. Сэр Чарльз, как известно, оставил Бэримору и его жене по 500 фунтов. Сумма по тем временам не малая. Особенно, если принять как верное предположение о домашнем тиране, то Бэрримор получал всю 1000 в свое распоряжение. Видимо, поэтому он и сошелся со Стэплтоном. Вполне вероятно, что именно он подсказал Стэплтону идею с собакой. Опять же, вряд ли собака перемахнула через забор. Более вероятно, что кто-то открыл, а потом закрыл калитку. Кто? Бэрримор. Это подтверждает и то, что он обнаружил тело первым. Он же участвовал и в переписке Лоры Лайонс со своим хозяином, а возможно и со Стэплтоном. Кто как не он мог отправиться в Кумб-Треси, не возбуждая подозрений!
 С сэром Генри сложнее. Поначалу Бэрримор хочет сматывать удочки («нам тяжело здесь оставаться»). Но тут в дело вступает беглый каторжник.
Стэплтон, конечно знал о нем. Селден был хорошим козырем в его руках, ведь все-таки Бэрримор помогал ему. Стэплтон начал шантажировать Бэрримора, и тот был вынужден вновь помогать ему.
 Как помогать? Ну, например, кормить собаку. Вспомним, Селдена почти никто не видел(вроде видел Холмс, мельком Ватсон с сэром Генри). Даже Френкленд с его телескопом не видел каторжника, да и Бэрримора, приносящего еду. Только Картрайта. Где же прятался Селден? Мне представляется, что наиболее удобное место – островок в центре Гримпенской трясины. Там он мог присматривать за собакой, а заодно и кормить ее тем, что приносил Бэрримор. Вот и еще один участник заговора налицо.

8. «Я стал подозревать в нем домашнего тирана».

Отношения в семье Бэрриморов были явно не из лучших. Жена вечно плакала, хотя вряд ли причиной был только братец. Видимо, до слез ее доводил все-таки Бэрримор. Затем уж совсем грубо с его стороны выглядела радость по поводу смерти Селдена: «лакей принял это известие с нескрываемым чувством облегчения». Не очень-то вежливо по отношению к родственнику, и уж тем более к безутешной жене.
 Впрочем, смерть Селдена вызвала необычную реакцию не только у Бэрримора: «и вдруг он начал приплясывать, с хохотом тряся мне руку». Вот как повел себя Холмс. Это над мертвым-то!
Но вернемся к Бэрримору. Он быстро понял, что смерть сэра Генри ему не очень-то выгодна. Скорее всего, он собирался шантажировать баронета, а вполне возможно, он уже занимался этим. При сэре Чарльзе. Теперь он освободился от шантажа Стэплтона. Возможно, он сам обрекает Селдена на смерть. Тот получает роковой подарок от Бэрримора: «красновато-коричневый костюм… в котором баронет впервые появился на Бейкер-стрит». И это притом, что каторжник ухаживал за собакой. В результате Селден вынужден спасться от голодного пса бегством.
События начинают разворачиваться стремительно. Бэрримор понял, что медлить нельзя. Он заранее договаривается с миссис Стэплтон о показаниях. Она не слишком-то любила Стэплтона, зато, видимо, была активной участницей заговора.
Итак, Бэрримор предал Стэплтона, и тот решает довести начатое до конца сам.
Но не тут то было. 6 выстрелов Холмса завершили дело. Тут Стэплтон бежит на остров, где намеревается отсидеться. Бэрримор прекрасно знает об этом. Он убирает вехи, и Стэплтон погибает в трясине. Бэрримор, таким образом, избавляется от свидетелей, но и сам лишается возможности шантажа.
Вскоре, он по-видимому нашел другой способ тянуть деньги из баронета. Но тут в дело вмешался д-р Мортимер. Он подозревал Бэрримора, и поэтому и посоветовал далекое путешествие, «которое врачи прописали баронету для укрепления расшатанной нервной системы». Бэрримор при таком раскладе, остается сторожить Баскервиль-холл, и все его планы рухнули.
Итак заговор налицо. Его участники Стэплтон, Бэрримор, миссис Стэплтон и Селден. Иногда приходила помощь и от жены Бэрримора, но она по-видимому знала далеко не все.

9. «Мне … следовало бы немедленно арестовать всю вашу компанию».

Вопрос, который может возникнуть, а знал ли Холмс? Знал. Вспомните, что он расследовал «дело о шантаже»!Это ли не намек? Далее, его слова о старом слуге Стэплтонов. Прямая параллель – сэр Чарльз и Стэплтон. Оба любят(или так говорят) Лору Лайонс, оба связаны с собакой, наконец жена Стэплтона ухаживает за сэром Чарльзом, у обоих есть преданный слуга, который впрочем, предает хозяина при первой же возможности.
Почему же Холмс не арестовал Бэрримора? Это мне кажется объясняется отсутствием улик. Все свидетели мертвы, жену он заставит молчать, миссис Стэплтон никогда не откроет правды.
И все же хочется верить, что Холмс выведет этого человека на чистую воду. Ведь именно он и стоял «в тени», за спиной у всех действующих лиц. Его план в общем-то удался. Но надо думать, Холмс все- таки сможет доказать вину дворецкого, и тогда этот заговор окончательно распадется.

10. И напоследок.

Можно считать наше расследование завершенным. Я не претендую на истину в последней инстанции, но факты говорят сами за себя. Хочется верить, что благодаря мне этот «высокий человек вышел из тени» и тайна самой необычной повести Канона раскрыта.
 Напоследок, хочу сказать спасибо Corinne, SunShine и ОленЮ за идею, Надежде Чернецкой и Алексею Погодаеву за прекрасный сайт, сэру Артуру Конан Дойлу за все.



Использованные источники:
1. Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей».- СПб, Азбука-Классика, 2004
2. Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе».- М, Правда, 1989
3. Sir Arthur Conan Doyle “The Adventures of Sherlock Holmes”.- L, Wordsworth Classics, 1996
4. Sir Arthur Conan Doyle “The Return of Sherlock Holmes”.- L, Wordsworth Classics, 2000
5. Артур Конан Дойл «Долина Страха»//в кн. «Долина Страха»(сб.).- М, 1991