Альтовый звук

Любовь Казазьянц
Альтовый звук
Рассказ.
Посвящается известному альтисту Юрию Башмету.

 Отзвучала последняя нота концерта Губайдулиной для альта с оркестром.
Публика замерла. И...шквал аплодисментов обрушился на солиста. На сцену Филармонического зала Тель-Авива посыпались цветы и оглушительные крики "браво".
 Объявили антракт.
 У подмостков стояла юная шатенка. Она застыла как изваяние, задумчиво глядя на сцену, под впечатлением услышанной музыки.Мимо проходили люди, но она их не замечала. Пожилой мужчина из толпы кивнул ей.
-А как насчёт поздравления звезды?
 Она вопросительно взглянула на него.
-Вы – мне?
-Не хотите ли пройти со мной за кулисы, не желаете поздравить солиста? -повторил приглашение седой незнакомец.
 Девушка машинально кивнула головой и, словно под гипнозом,последовала за ним.
 По дороге за кулисы она лихорадочно перебирала в голове фразы, не зная как обратиться к Маэстро. Ведь он – Самый, Самый, Самый. О чём спросить, чего пожелать, как разговаривать со Светилом музыкального мира. Он не просто – баловень судьбы.
 Когда она слушала его игру, окружающая жизнь остановилась, её мысли и желания потеряли значение. Существовала только музыка, заполняющая зал и
душу.
 Девушка не заметила как оказалась в гримёрной. Маэстро во фраке стоял, окружённый поклонниками. Седой провожатый окликнул солиста по имени, подошёл
и похлопал его по плечу, словно старый знакомый.
-Смотри, кого я к тебе привёл! Не правда ли хороша! - радостно объявил он.
 Девушка покраснела от всеобщего внимания.
-Спасибо, удивил, - удовлетворённо заметил Маэстро. - А вы,девушка,не смущайтесь, будьте смелее.
 Молодая гостья огляделась, поправила волосы и подошла ближе.
 -Поздравляю, Маэстро. Очарована звучанием вашего инструмента! - робко произнесла она.
 Когда толпа рассеялась, исполнитель заметил, что девушка стоит на том же месте. Он пододвинул стул.
 -Присаживайтесь, пожалуйста. Перед выступлением я попросил Александра Зиновьевича, друга детства, привести из зала самую красивую девушку. Я дарю вам
фотографию с автографом.
 Он взял со стола фото и отдал девушке.
-Большое спасибо, - дрожащим голосом поблагодарила она.Её зелёные глаза блеснули от слёз. Она отвела взгляд и спрятала фото в сумочку.
 "Что-то вдруг принцесса растрогалась", - подумал Маэстро. "Моя фотография ещё ни у кого не вызывала слёз".
-А теперь,если вы не торопитесь, расскажите о себе, - как можно мягче произёс он.
-Вообще-то был звонок на второе отделение, но я лучше останусь. С вами интересно.Меня зовут Лаура. Приехала из Ташкента. Я тоже, в какой-то степени,имела отношение к музыке,- она отвела глаза. - К моему сожалению, я только сегодня поняла что такое играть "по-настоящему". Но теперь мне это открытие не пригодится, - грустно сказала Лаура.
-Вы говорите загадками,- вмешался Александр Зиновьевич. - Но несмотря на это, чувствуется, что вы любите музыку.
-Да, мне особенно нравится слушать в живом исполнении симфонические произведения Чайковского. Его увертюра "Ромео и Джульедта" мне ближе всего.
 С каждым предложением голос Лауры становился уверенее, звонче.
-Замечательно! - воскликнул Маэстро. - А теперь пора чего-нибудь перекусить.Пойдёмте в буфет. "Соловья баснями не кормят".
 Они поднимались на второй этаж. Разговор зашёл о моде.
-А ты смогла бы надеть платье с открытой спиной и пойти в нём на концерт? -непринуждённо спросил Маэстро.
-Если б оно у меня было в наличии, почему нет! Но в непристойно коротком платье, я бы не осмелилась, - ответла Лаура.
-Ничего постыдного не нахожу.
-Правильно, Зинович, разделяю твоё мнение, - подтвердил Маэстро. И вслед за этим подумал: "С такими ножками - не грех носить короткое. Эх, был бы я по - моложе..."
 На мгновение в его памяти всплыл прохладный осенний вечер, в жарких объятьях хрупкая однокурсница. Поцелуи, обещания. Куда теперь подевались
те чувства? Она – в далёкой холодной Москве, неизвестно с кем... Они давно развелись.
 На радостном лице Маэстро промелькнула тень печали, густые чёрные брови насупились. Лаура заметила перемену его мимики. Но когда его взгляд обратился
к ней, в нём снова заиграли озорные искорки.
 В буфете Маэстро заказал каждому кофе с эклерами, а на десерт - мороженое с орехами и малиной. Когда официант обслужил их, Маэстро скомандовал:
 - Прошу,приступим! Лакомства уничтожать неспеша, дабы получить максимум удовольствия! - торжественно произнёс он и поднял вверх указательный палец.
 Зинович и Лаура от души рассмеялись.
-Знаешь, девочка, наш Маэстро страсть как любит сладкое.
-Я - тоже. Однажды,когда я ещё училась в школе, мы с мамой и её подругой путешествовали летом по Волге на теплоходе. Рано утром прибыли в Куйбышев. Очень хотелось есть, а магазины ещё не открылись. От нечего делать мы бродили по улицам и набрели на огромную кондитерскую.
Пирожных всевозможных - море: на прилавке, в витринах посреди зала. А вокруг уютные столики, даже небольшой бассейн с рыбками, в который набирается вода, стекая по внутренней стороне вертикального стекла огромной витрины.
 Очень необычно. Конечно, особенно аппетитно выглядели пирожные. До открытия оставалось целых три часа. Мы облизнулись и пошли дальше, даже не обратив внимания на название улицы. Долго ходили в поисках чего-то
съестного. Потом нашли какую-то забегаловку,позавтракали и решили полакомиться пирожными, но нам так и не посчастливилось найти ту желанную кондитерскую. Наши сладкие мечты ни чем не увенчались. А я до сих пор с досадой вспоминаю прилавок той кондитерской.
-Ты образно рассказываешь, - подметил Маэстро, уплетая одно пирожное за другим.
-Удивляюсь, куда всё это идёт, явно "не в коня корм", - пошутил Александр Зиновьевич, доедая порцию мороженого.
 -Маэстро, а вы не боитесь растолстеть? - поинтересовалась Лаура.
-Нет. А что?
-Жена разлюбит, - предположила девушка.
-Уже разлюбила, мы давно в разводе, как теперь принято говорить - "остались друзьями". Ну, принцесса, я вас не разочаровал?
 Лаура помолчав, ответила:
-А я-то думала, что у вас большая семья.
-Конечно, большая – целый оркестр.
-Как! У вас есть оркестр?
-Да,в Москве. Я обычно выступаю со своим оркестром. Так получилось, согласился на сольный выезд.
-Они там без тебя уже наверное соскучились, - добавил друг.
-А вы тоже в том коллективе? - обратилась она к Александру Зиновьевичу.
-Нет, дорогая. Я - сам по себе, живу здесь, в пригороде столицы. Вот, приехал с другом повидаться. Я ведь тоже музыкант - виолончелист. Мы с ним учились на одном курсе, только я поступил в консерваторию после армии.
 Вдруг к Александру Зиновьевичу подошёл официант и позвал его к телефону.
Маэстро и Лаура остались сидеть за столом. Девушка забеспокоилась.
-Ой,который час?
-Начало четвёртого.
-В четыре мне нужно быть у автобуса, а иначе придёться добираться до Арада своим ходом.
-Может останешься до вечера, мы тебя посадим на такси. Ведь снаружи такая жара!
-Ну что вы, спасибо, не стоит. Я так счастлива, что познакомилась с вами! Теперь я точно переменю своё решение.
-О чём ты говоришь?
Лаура незаметно перевела разговор на другую тему.
-Расскажите, как вам удаётся извлекать из инструмента по истине волшебные звуки? - спросила она воодушевлённо.
-Не задумывался над этим. Я играю как чувствую.
-Звук вашего инструмента преображает душу, обогощает внутренний мир и даёт то наслаждение, которого нельзя получить ни от какого другого занятия. Поэтому вас стремятся услышать массы. Ведь среди них есть люди ничего несмыслящие в музыке.
-Конечно. Они даже не подозревают, что музыка – это озвученные эмоции, - уточнил Маэстро.
-Но такие люди тоже получают наслаждение. Как они могут чувствовать то, чего
не понимают? - спросила Лаура, заглядывая в лукавые карие глаза Маэстро.
-Однако, озадачила ты меня своим не простым вопросом.
 Вернулся Александр Зиновьевич.
-Признавайтесь, о чём вы тут секретничаете?
-О маках на поляне, - съязвил Маэстро, кисло улыбаясь.
-Прошу прощения если помешал, - пробормотал друг.
-Что ты,что ты. Не обижайся,просто пошутил. Мне тут молодая Фемида дифирамбы поёт.
-О-о-о, это польстительно! Не мудрено, девочка! У него – породистый инструмент. Сам Аматти для него расстарался.
-Да, правда, ваш инструмент – работа самого Аматти? - открыла рот Лаура, в ожидании ответа.
-Да,мой друг не шутит, - подтвердил Маэстро.
-Звук его инструмета олицетворяет ту невидимую грань, разделяющую нас с миром теней, законы которого нам не подвластны, миром непостижимом человеческому сознанию. Живым, о нём могут поведать только звуки, - произнёс друг с видом пастыря, читающего молитву.
-Потрясающе! Не знал, что ты так поэтичен, - улыбнулся Маэстро.
 Лаура заёрзала на стуле.
-Спасибо, мне пора. С вами действительно было интересно. Как жаль, что не увижу вашего прославленного Аматти.
-Ты нас так быстро покидаешь!
-Увы, мне надо бежать, осталось пятнадцать минут.
Лаура засуетилась. Встала, расправила складки на брюках.
-Ты оставишь мне свой телефон?
-Конечно.
Девушка торопливо записала номер на лежащей салфетке.
-Спасибо вам, Маэстро, вы сами не подозреваете, как вы мне помогли! Теперь я обязательно снова увижу вас. Дайте мне знать, когда решите ещё раз навестить
нашу гостеприимную страну. Где бы вы не были, я к вам приеду. Но в следующий раз, я буду со своей скрипкой, у меня Штайнер. Буду играть для вас. Обещаю наверстать упущенное! Теперь я чётко представляю свой путь и обязательно сыграю Концерт Паганини!
 Лаура направилась к выходу. Она повернулась, в последний раз помахав рукой. Улыбнулась на прощание и исчезла за дверью. Скоро она окунулась в летнее марево раскалённого воздуха Тель-Авива. 
7.06.2003г.
Напечатано альманах "хронометр" № 8, издательство Марка Котлярского, Израиль, г.Тель-Авив.