ответственность самопубликатора-2

Александр Махнев
легко ли стать писателем?

На днях я удалил свою страничку на литературном сайте stihi.ru. Не обращал как-то внимания: на сайте зарегистрировано 105 с лишним тысяч авторов с более чем двумя миллионами стихотворений! При всей моей снисходительности это сильный перебор. Внёс свою посильную лепту в дело уменьшения армии интернетграфоманов. (поясняю: к своей прозе я отношусь вполне серьёзно, а стихи... ну так, не удержался.)
Вообще говоря, я считаю, что всякий человек, стремящийся к образованности должен отдать дань литературному творчеству. Для общего развития. В русском обществе так всегда и было. Дворяне российские, как наиболее образованная часть его, и стишки пописывали и рисовали и музицировали. Понятно, что и публиковали свои «творения» - в альбомах милых дам или на званых вечерах. Был бы тогда Интернет наверное не удержались бы и от публикации там. То есть в принципе всё нормально.
Одна беда – дворян тогда было немного, получали они действительно хорошее образование и литературные опыты их как раз и вытекали из полученных знаний, как подражательство большим и великим. Им было с чем сравнить. Хотя, разумеется, и тогда не все адекватно к своим увлечениям относились.
Гёте в разговоре со своим секретарём Эккерманом сетовал: « если бы можно было своевременно втолковать, сколько в мире прекрасных и совершенных творений и какими качествами нужно обладать для создания того, что может хоть отчасти выдержать сравнение с ними, то из СОТЕН нынешних стихотворствующих … едва ли бы хоть один почувствовал в себе довольно упорства, мужества и таланта, что бы спокойно и планомерно приблизиться к подобному мастерству».
Так это при Гёте их было сотни, а сотни тысяч многоуважаемый Иоганн Вольфганг не желаете?
С чего бы это вдруг столько писателей образовалось? И ведь не потому даже что с появлением Интернета тиражирование своих сочинений стало делом плёвым. Ещё в 2000-ом году в журнале «Знамя» Владимир Абросимов опубликовал статью с характерным названием «Давайте заморозим слово писатель». Там он в частности писал: « Последнее литературное десятилетие уходящего века выявило одну закономерность: гегелевский закон о переходе количества в качество в области российской словесности не срабатывает… свобода печатать что попало… привела к молчанию подлинно творческих людей и стимулировала интенсивное размножение тех кто путает сочинение рифмованных строчек с поэзией или кропание текстов в прозе с литературой.»
Далее автор признается, что у него нет рецепта выхода из такой ситуации, но в качестве одной из мер предлагает на время вывести из обращения слово «писатель», как скомпрометированное.
«Лет на пятьдесят, что бы сохранить его в нетленном состоянии для потомков. А они уж сами разберутся, вводить его в обиход или нет. А пока те, кому ещё дорого это святое для каждого русского понятие, должны делать своё дело, по крайней мере, профессионально и называть себя литераторами…»
С последним совершенно согласен. И всё-таки отчего же сложилась такая ситуация? Конечно же и у меня нет исчерпывающего ответа на этот вопрос, настоящая статья как раз и есть попытка разобраться.
Одна из причин думаю в следующем: коммунистическая, условно говоря, идеалистическая идеология совсем недавно сменилась на постсоветском пространстве капиталистической, условно говоря, цинической. И понятие писателя как инженера человеческих душ, как и многие прочие понятия, утеряло свой романтический флёр.
Теперь в России поэт не больше чем поэт, а всего лишь гражданин, умеющий связно изложить на бумаге нечто.
И, как вдруг освобождённые рабы, в первую очередь рубят в щепы господский мебельный гарнитур, новые, освобождённые от высокого предназначения, литераторы ударились во все тяжкие.
Широкую популярность получило постмодернистское направление, вульгарно понимаемое как направление без ограничений. Демонстративно вызывающий, откровенно провокационный стиль теперь в моде и моду эту активно насаждают и укореняют, в том числе и литературные сайты.
Пишем как можем и чего хочем, упирая на концепцию «войны с традицией». Уверен, что большая часть постмодернистов исчерпывает свои сведения о данном направлении вышеизложенным. Потому часто люди серые и убогие, каковым с чтения бы начать, дак ведь нет - сразу в писатели!
А и то верно, отчего же не в писатели, ведь сколько теперь статеек и книжечек появилось о нетрудностях писательского ремесла.
В ходу всевозможные инструкции типа: как написать бестселлер, как стать писателем, как заработать миллион на литературе. Авторы сих сочинений всячески пытаются убедить наивного кандидата в литераторы в том, что никакой великой литературы не существует, а есть только некие правила, следуя которым всякий может сделаться приличным писателем.
Одной из первых ласточек в этом сомнительном потоке была книжка Юрия Никитина «Как стать писателем и заработать своё миллион». Во как! И вот он – девиз и кредо десятков тысяч новых русских литераторов.
В книжке изданной ещё в 1999 году прямо сказано: «Первое что необходимо будущему писателю – это несокрушимая уверенность, самоуверенность, вплоть до наглости».
(А как же вечное сомнение? Это ведь оно двигатель творчества)
«Утверждал и утверждаю: научить писать хорошие книги можно каждого. Ещё проще - бестселлеры, которые приносят немалые деньги.»
Вот он манифест наивных обалдуев, полагающих, что быть писателем это просто!
Налицо результат увлечения остромодной литературой укрепляющей в этом наивно-милом заблуждении.
Нет, ребята, всё не так, всё не так ребята!

Читать надо более, а писать как раз менее. Тогда узнали бы наверное что:
 Для Сергея Довлатова:
«…литературная деятельность – это скорее всего попытка, преодолеть собственные комплексы, изжить или ослабить трагизм существования…

Для Варлама Шаламова, литература это: « попытка разгадать самого себя на бумаге, выворотить из мозга, осветить какие то дальние его уголки» и ещё «Каждый писатель отражает время – но не путём изображения виденного на пути, а познанием с помощью самого чувствительного инструмента – собственной души, собственной личности».

Для Виктора Астафьева: «Весь творческий процесс писателя – это, прежде всего процесс внутреннего борения и самоусовершенствования».

Для Осипа Мандельштама: «Весь процесс сочинения состоит в напряжённом улавливании и проявлении уже существующего и неизвестно откуда транслирующегося гармонического и смыслового единства, постепенно воплощающегося в слова»

Владимир Высоцкий: «Вот ты работаешь, сидишь ночью… Кто-то пошепчет тебе…написал строку…вымучиваешь…
И вот если на две чаши весов бросить - на одну чашу всё, что я делаю помимо песни (здесь читай – стихи), - это кино, театр, выступления, радио, телевидение и так далее, а на другую только работу над песнями, то, думаю, песня перевесит… она всё время тебя гложет, пока ты её не напишешь…»

Такие вот слова: «трагизм», «выворотить», «борение», «напряжённый», «гложет»…

«Пишу мучительно» - в той или иной интерпретации мысль эта красной нитью проходит через творчество любого сколько-нибудь значительного автора. А иначе и быть не может. Процесс творчества всегда есть процесс преодоления самого себя. Трудная, изматывающая но благодатная для всякого занимающегося этим честно и искренно, деятельность.
Это замечательно, что литературным творчеством увлеклись сотни тысяч, это хорошо, что публикация собственных творений сделалась такой доступной, только надо понимать собственную ответственность при таком раскладе. Пишите, переписывайте, перечитывайте и читайте. Читайте классиков, потому что «как объяснить вкус ананаса человеку никогда его не видевшему?».
В этом случае количество авторов сильно сократится, иначе и быть не может.
Литература конечно же бывает разной. Великой, большой, значительной. То, что пишем мы с вами, интернетлитераторы – это литература скромная. Ну дак пусть она хоть литературой будет!

Художественное слово для русского человека (здесь я имею в виду не этническую конечно, но общекультурную принадлежность) всегда являлось важнейшей составляющей, если угодно РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Оно есть неотъемлемое звено в цепи всех нас, русскоязычных объединяющей. Вырви это звено и распадётся цепь. Логично? По-моему да.
Так давайте не расшатывать устои. Давайте хоть пытаться соответствовать.
Искусство писателя, того который с большой буквы, того к которому только и можно стремиться, как раз и состоит в том, что бы через собственную бездарность, сомнения, поиски и разочарования прорваться к читателю с чем-то важным и светлым. С утешением, чёрт возьми!
Один из очень немногих бесспорных гениев мировой культуры, Моцарт, сказал: «Если художественное произведение не несёт в себе утешение, оно безнравственно» А жажда славы? Это последнее от чего отрешаются мудрецы – как утверждал другой великий - Тацит.
Я надеюсь Вы стремитесь в мудрецы? Или в противоположную сторону?

Илья Эренбург на своём юбилейном вечере посвящённом, если не ошибаюсь, семидесятилетию, сказал: « Как каждый писатель, я знавал минуты растерянности, сомнений, молчания. Меня поддерживала русская литература, наши великие и глубоко человечные предшественники. Можно писать хуже, чем они… но нельзя думать, чувствовать, терзаться, радоваться хуже, чем они..»

Вот к этому я призываю! Старайтесь приблизиться, ну раз уж вы выбрали это занятие. Старание всегда видно.