Без языка

Захар Креймер
 Я не знаю английского языка. В школе и институте я учил немецкий, знал его довольно неплохо, в девятом классе даже принимал участие на олимпиаде по немецкому языку. Хотя сейчас мало что помню. Говорят, иврит стирает языки. Глупости, конечно. Но что-то в этом есть: все европейские языки пишутся слева направо, а иврит – наоборот, справа налево, может, поэтому и стирает.
Четыре года назад я был в Америке, гостил у родственников. Тётя, её дочь (моя двоюродная сестра) и сын сестры живут в штате Пенсильвания, километрах в 30 от Филадельфии в так называемой Голландской деревне. Ну, деревней она называется чисто условно, поскольку там одни виллы и коттеджи, богатые, ухоженные… Короче, деревня для истеблишмента. Сестра, филолог русского языка по образованию, с большим опытом работы редактором на радио и телевидении, приехав в Америку, правильно сориентировалась, закончила курсы программистов и уже много лет работает программистом. (Кстати, позавчера звонила, сильно переживает за нас, северян).
На второй день по приезду, вечером я решил прогуляться. Дело было в мае-месяце. Накинул курточку джинсовую, взял сигареты, сказал сестре, что буду недалеко, и вышел из дому. Закурил и пошёл. Дошёл до шоссе, постоял, посмотрел на колокольню. На противоположной стороне дороги - небольшая протестантская церковь. Америка – страна в большинстве своём протестантская. Там почти все президенты протестанты. Билл Клинтон, например, баптист. Был, правда, один католик, так его убили. Это был Джон Кеннеди.
Было около 9 часов вечера. Постояв некоторое время, я пошёл назад. Иду, иду, - вот она, деревня!
Но не тут-то было! Деревня, да не моя деревня, дома не такие, да улицы не те. Я не туда попал! Людей на улице нет, да если бы и были – что толку, я ведь языка не знаю. Ну, думаю, надо вернуться обратно на шоссе и снова пойти, ноги интуитивно приведут туда, куда надо. Вернулся, пошёл снова. И пришёл... опять туда же, в чужую деревню. Попробовал ещё раз – тот же результат. Что делать? Повторяю, на улице никого нет, да и кто там выходит на улицу? Это не Советский Союз и не Израиль. Тётя живёт в коттедже на 4 хозяина, её квартира в 2 уровнях. На первом этаже гараж. Сестра на машине подъезжает к дому, не выходя из машины, нажимает кнопку на пульте - ворота поднимаются, машина въезжает в гараж. Так же и выезжает. И зачем на улицу выходить?
       Смотрю, стоит женщина. Подхожу. Что я могу сказать? Говорю название улицы. Она что-то ответила, видит, что я не понимаю, даёт знаки, мол, нет тут такой улицы. И ушла. Ну и что мне делать? Сдаться в полицию! Те разберутся, помогут. А как сдаться то? Не орать же, как оглашенный, чтобы вызвали полицию по поводу объявившегося неизвестно откуда глухонемого.
За три недели, что я был в Америке, я хорошо испытал на себе участь глухонемого. Кроме, как с родственниками, общаться ни с кем не мог. В какой-то день, чтобы мне не было скучно, сестра привезла меня в один большущий торговый центр, по-ихнему "молл". В этом "молле", конечно, мне не с кем было словом перемолвиться. И вдруг – повезло! Вышел я покурить, на улицу. Это не Израиль, где курят почти все и почти везде, это - Америка, где борьба с курением – это серьёзное дело всего государства. Хочешь курить? На улицу! Ну, вышел, достал сигарету, а нет ни спичек, ни зажигалки. Смотрю, стоит один парень, курит. Прошу огня, он даёт мне зажигалку. Я говорю:
- Тенк ю! - Стоим, курим и я его спрашиваю:
- Рашен?
- Ноу!
- Джомен?
– Ноу! - И вдруг он говорит:
 -Ибри?* - Я чуть не подпрыгнул от радости:
 - Кен, кен! Ата медабер иврит?**
Оказалось, парень из Тель-Авива, приехал, что называется, искать приключений в Америке, подрабатывает в пиццерии.
Ещё один раз мне удалось поговорить на иврите на смотровой площадке Эмпайр Стейтс Билдинга. Среди многоязычной говорильни я вдруг услышал знакомый язык предков. Оказалось, семья из Хайфы.
Итак, нужно что-то делать! Может, подождать до утра, люди появятся, начнут на машинах вылезать из своих вилл. Но до утра далеко. Да и немыслимо: тётя, человек беспокойный, поднимет тревогу, панику.
Отчаяние овладевает мною. Номера телефона сестры не помню, мобильник с собой не взял, языка нет. Ну, даёшь! СтОило прилететь с другого конца планеты, чтобы так глупо заблудиться…
И тут на выручку пришла спасительная находчивость! Видимо, сказалось то, что в своё время я был в команде КВН, даже в Москву ездил защищать честь Фрунзенского Политехнического Института. Второе место заняли.
Я подошёл к ближайшей вилле, набрался смелости и позвонил. На моё счастье открыл дверь мужичок лет 40. Я говорю (почему-то на иврите):
- Извините, я из Израиля, так получилось, что заблудился.
Мужичок, смотрит на меня, и, естественно, ничего понять не может. Я ему говорю:
 - Бук, бук телефон! - и показываю знаками, толстый такой бук и прямоугольный. У нас в Израиле, раз в год такие огромные телефонные справочники почтальон кладёт на пол перед каждой входной дверью в квартиру.
И что вы думаете? Мужичок даёт мне знать, что понял меня, подожди, мол. Удаляется и приносит телефонный справочник! Найти номер телефона тёти не составило труда, нашёл, прошу телефон. Мне дают телефон. Звоню. Сестра берёт трубку:
- Ты где?
- Валь, я немного заблудился.
– Ты где, я за тобой приеду!
- Где я? Понятия не имею! Я сейчас передаю трубку, тебе объяснят, где я…
Мужичок поговорил с сестрой, кладёт трубку и говорит:
- Тен минут! – т.е. через 10 минут за тобой, глухонемым, приедут.
- Тенк ю!
Действительно, через 10 минут я сидел в машине сестры, и мы ехали домой. Домой!!!
Как и следовало ожидать, оказалось, что я забрёл в соседнюю деревню.

P.S. Только что позвонила сестра, в связи с нашим нынешним военным положением, она часто нам звонит. Когда я в разговоре упомянул этот случай, она сказала, что:
1)Заблудился я всё-таки, в "своей" деревне, оказывается, деревня не такая уж маленькая.
2)Мне повезло, что у того мужика был СТАРЫЙ телефонный справочник, в котором был её адрес и телефон. В новом справочнике, который действовал в то время, когда произошли описываемые события, этих данных уже не было.

 
Примечания:
*Ибри - иврит
**Кен, кен! Ата медабер иврит? - Да, да! Ты говоришь на иврите?