Домовой

Равиль Таминдаров
 Домовой мы. Работа така'. Как всякому домовому положено, живем, конешно, в дому'. И как порядошный домовой следим мы за порядком. Куды ж оно без порядку то? Порядок - всему ж голова. Токмо порядок в дому' и есть ишо то, на чем миру' опора имеется. Порядок в дому' - тода ж и в Миру' порядок. Вот так-то ж меня учили, и я учу. Не-е, ранее, в мои младые года, домовой – это была така работа, за которую не кажного пущали, но и спрос с его был ограмаднейший. Да, и надоть признать, ответственность пред миром была ж его не малая.
 Вот, бывалочи, пройдешь по дому'-то, окинешь хозяйским взглядом, где чегой-тож не так лежит. От-тады нам и работа. Коли в светлице стол не прибран, али на печи засорение какож - то непременно хозяйке, пока спит, лоб сажей намазать надоть. Чтоб, понимаш, грязи не разводила. А, ежели, во дворе шурум-бурум полный, то ейному мужу ж, пока он почивать изволит, надоть бороденку с паклей переплести. Не срами дом-то. Наведи ж порядок-то. Ну, а коль случится, шо и хозяину, то есть нам, попить-поесть не дадут. Тады им жития не будет. Тут-то и им не спать–переспать, и скотине ихней достанется. Гривы у лошадев переплётываются. Коровы чистым вымем в свежий навоз ло'жаться.. Молоко – што ни есть усё скисат. Вот как оно быват-то. Не подумайте, шо усё это со злобы', али не'люби к людям делатся. Усе старания наши - не вредности для', а порядку ра'ди. Усё согласно каждной букве книге великой - Домострою.
 Когда ж в дому-то чистота и порядок, когда ж детки накормлены, на печи лежат, сосульку сладку сосут, муж струмент какой ремонтом-ремонтирует, жена ж, сидя под лучиной, пряжу плетет, и поет – тако то любо дорого смотреть. И людям приятственно, и мы в благодушии.
 А пели-то как? Как вспомню, так ажно на сердце сладко становиться. Жинка поет, прялка жужжит, лучинка потрескиват. Песня льется лёгко, свободно, душевно. Словно не голос то звучит, а ручеек по камушкам журчит-катится. И така благодать на душу опускается, что слово'в не хвата'т. Бывало, залушамся песней-то, да так и засыпа'м. Про молоко забывам. Недоделки ихние прощам. Вот шо песня-то задушевная, с нашим братом, делат. От-такие хозяева нам по душе. Таких и от напастей всяких оберегам. Сглаз дурной отгоням. Ни единого мыша ж в амбар не пущам! Да и мало ли чего ж для добрых людев не сделашь? Усего уж и не упомнишь. Усё согласно Домострою, усё чин-чинарем в аккурат и исполнено.
 Иеэхж. Были ж времена. Не то шо таперича. Таперича и домов то таких уж нет, где приличному домовому поселится должно ж, и свои обязанности справно справлять. В таперечных то домах, не то что скотину каку ж, сажи то приличной не сыскать. Лучин нет. Печек нет. Одни лампы лектри'цкие торчат. И чегой-то их свечами кличут? Да порядошная свеча никогда ж не позволит себе не поклонится входящему, здрасте-досвидания сказать, когда на'да головкой эдак понимающе покивать, на печаль-тоску женскую. А лампы енти, токмо горят и пыхают от зазнайства. Да ишо при том, напакостить норовят, осколками своими.
 А чем прикажете хозяйку обмазывать? «Коммитом» чоли? Так тож ей токмо на пользу. Косметику ейную многослойную сымет. А пакли? Пойди-найди пакли в современном-то дому? Одна пенка строительная кругом да герметик. Чем прикажете мужнею ж бороду переплётывать?
 А музы'ка кака? От такой музы'ки не токмо домовому, кикиморе с лешаком, с их джаз-бандом лесным, тошно ж станет. От нее ж, от музы'ки, трясет, как в пустой телеге, когда галопом, да по нашенской дороге. Тута не токмо молоко попить-поесть, присесть невозможно ж.
 А молоко? Это ж разви ж молоко нонче? Порошок, говорят молочный, разведенный. От ёдрить-то ж. Молоко нормальное в порошок высушиват, а опосля воды добовлят и молоком называт. От-те и е-техницский прогресс, понимаш. Или возьми сок. Восстановленный. И чем его восстанавливат? Кто-нибудь видал? От-тож.
 Но мы, домовые-то, народ тертый. Не лаптем щи хлебам. Так онож и не едино столетие назад, на свет белый, глазами-то лу'паем. Мы ж того, могём и «пройти этапы эволюционного развития». Мы до'лжны порядок в дому' блюсти? До'лжны. Знацца и бум блюсти. Оно ж, конечно, по старым временам, нонче все не так и не эдак. Ранее шо считалось главным достатком в дому'? Скотина ж. Есть скотина - богато живут. Нет скотины - голыдьба. А таперича? Про фуркалки вонючие на колесах ничего сказать не могем, енто к теле'жным. Етно ж их «сфера жизненных интересов». А в дому мы – хозяева'.
 А шо в нонешных домах главное? Лектри'цтво! Стал быть енто ж и есть наши «функциональные обязанности обслуживающего персонала». Для началу, как и положено, ПУЭ 7-е издание, изучим. А без СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», ну просто житья ж нам не будет. И ПТБ штоб от зубов отскакивало ж. Оно, конечно, нам тады приличествует называться по новому, по совремённому, по техни'цски. И правильнее величайть таперь нас лектрОвой. Главный, знацца по лектри'тцву в дому'. Порядок в дому' быть должо'н. Усё согласно каждной букве книге великой – Домос..тьфу ты, ПУЭ 7-е издание.
 Наша задача кака'? В дому' шоб лектри'цтво було. Вот с квартирного ж щитка и начнем. Ишь ты, какого-такого толстого «жука» всадили. Да ентот «жук» весь дом спалит ж, а сам целым останется. Долой ёго. Пущай таперь хозайка феном своим пожужжит-помашет. А енто шо за перемычечка така круг счетчика йдет? Умельцы-економисты. Бокорезиками чик по ним. Дале пошли. А проводка-то, проводка? Люминий, полтора квадрата, и скрутка на скрутке. А лектроплита пять киловатт кушат. От сам бы поробовал cкозь соломинку щи хебать? Дале-то, дале глядь, медь да люминий наскрутку и под штукатурку, без изоляции. Мастера-а. А розетки-то, розетки, контакты подгорели, тройники-двойники в них болтатся. Всякой-такой «бытовой техники» понавтыкат в них, и радоваваются. Оттож контакты и провода горят! Вот табе и ПУЭ, вот табе и СНиПы. Да, работы лектро'вому по дому хватат.
 Ну, ладно, некогда мне с вами тута лясы точить. У меня тута еще одна «коза» фазу на землю сажат. Пойду. Поищу. Бывайте здравы. И крутить сметь люмини'й на медь! Токмо через колодку!

 08/08/06