Что может музыка

Борис Райгородский
«Что может музыка?» © Б. Райгородский

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. В каком-то смысле, вся история человечества – это поиск реальных путей к здоровой, полноценной жизни.
Давно заметив неоспоримое и многосторонне влияние искусства на жизнь и здоровье, чело-век настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая его жизнь достойной человека.
Такие возможности искусства не случайны – они лежат в самой его природе. Вполне возмож-но, искусство и было создано для того, чтобы не только приносить человеку эстетические радо-сти, но и помогать ему, защищать его от всего того, что мешает нормально существовать.
На чем же основано такое могущество искусства? Помимо общеизвестных свойств, следует упомянуть его способность порождать особое психоэнергетическое поле, транслирующее положи-тельную энергетику своих творцов слушателям и зрителям. Эта энергетика обладает множествен-ностью воздействия: в зависимости от творения она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Каждый вид искусства действует на человека по-своему. Например, по мнению французского театрального режиссера Ж. Жане - «театр возвращает людям человеческую нежность», а вот наш великий земляк Н. А. Некрасов считал, что «в душе каждого человека есть клапан, который от-крывается только поэзией»
Но сегодня я хочу поговорить с вами об «откровении более высоком, чем поэзия и филосо-фия» - о великом искусстве Музыки. Очень точно о назначении и своеобразии музыки сказал П. И. Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не про-буждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека». С ним солидарен известный советский педагог В. А. Сухомлинский: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Вы, конечно, понимаете, что в высказываниях этих замечательных людей имеется в виду не всякая музыка. Не современная попса, с её однообразными эстрадными аранжировками, незатей-ливыми мелодиями и гармоническими оборотами, а музыка, - полная живого трепета души ее создателей – классическая и современная «серьезная» музыка, джаз, с его неистощимыми импро-визациями, и классический рок с его удивительно красивыми и нежными мелодиями, затейли-вый гитарный перебор бардовской песни, тесно сплетенной с поэзией, и отражающая своеобра-зие и многогранность души народа, - фольклорная музыка, да и просто хорошая музыка в ис-полнении высокопрофессиональных коллективов (таких, например, как оркестры п/у П. Мориа, Дж. Ласта, Ф. Пурселя).
Но в нашей суматошной и нелегкой жизни, где музыкальные вкусы диктуются нескончаемым радио-телевизионном мелькании 100 раз уже прослушанных певцов и певичек, всех этих беско-нечных «Алсу», Земфир, Апиных, Свиридовых, Орбакайте, «Виагр», «Иванушек» «Премьер- минист-ров» и иже с ними, мы забываем про Музыку, - ту, рожденную в радости или страданиях, по велению души а не сделанную на заказ, ту Музыку, что вызывает слезы или высекает искры из души, утешает, потрясает, обновляет, поддерживает. Эта музыка всегда звучит как-то свежо, совре-менно, словно написано вчера. «Шлягеры» классической музыки мы большинству из нас хорошо известны. А вот, на мой взгляд, некоторые шедевры «легкой» музыки, созданные во 2-ой полови-не XX столетия. Это, конечно, «Мария» Бернстайна из его «Вест-Сайдской истории», «Любимый мой» и «Колыбельная Клары» Гершвина, «Отель Калифорния» группы «Eagles», «Лестница в небо» рок-группы «Led Zeppelin», многие мелодии групп «Abba», «Queen», «Beatles»(достаточно сказать, что мелодия их песни «Yesterday» признана лучшей мелодией XX века), незабываемые музыкаль-ные темы Э. Л. Уэббера из его рок-опер и мюзиклов.
А французы! Души и сердца людей уже нескольких поколений плачут и улыбаются, замирают в восхищении и переполняются восторгом и нежностью от мелодий Ф. Лея, М. Леграна, П. Мориа, песен Э Пиаф, Ш. Азнавура, Д. Дассена, М. Матье.
А итальянцы! Сколько прекрасных мгновений и удивительных открытий подарили нам мело-дии Э. Куртиса, Н. Рота, Э. Морриконе, песни АльБано и Р. Пауэр, Р. Фольи, Т. Кутуньо.
 А вот еще один интересный пример: итальянский камерный струнный оркестр «Рондо Вене-циано». В его составе – одни женщины, иногда для записи отдельных композиций приглашаются мужчины (гитара, ударные). Этот необычный оркестр, чьи удивительно гармоничные, нежные и

красивые мелодии давно уже «на слуху» – их часто используют в музыкальном оформлении рекламы на радио и телевидении, - специализируется в исполнении музыки XVIII - XIX века в современной обработке. Этот оркестр играет и подлинную классику – Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Россини, - и музыку своего руководителя Дж.- П. Ревербери , написанную в стиле ба-рокко. Играет технически безукоризненно, удивительно гармонично, с тонким чувством меры. Но, на мой взгляд, главное достоинство «Рондо Венециано» в том, что их исполнение любой музыки наполнено современной чистой энергетикой и потому всегда подпитывает и гармонизирует. Среди огромного и разнообразного репертуара «Рондо Венециано» можно выбрать музыку под любой настроение, для стимулирования творческого мышления, в качестве музыкального фона при монотонной работе или просто для отдыха и расслабления. Я с наслаждением слушаю их музыку уже не один год и она никогда мне не надоедает.
А теперь, следуя практической направленности нашей газеты, я хочу обратить ваше внимание на прикладное использование музыки – в работе и на отдыхе, во время приема пищи и для лечения различных заболеваний души и тела.
В начале XX века наш знаменитый соотечественник академик Бехтерев стал изучать влияние музыки на организм человека с точки зрения медицины, и позднее его начинание было подхва-чено в разных странах мира и лечебные эффекты музыки стали подтверждать экспериментально.
В результате своих исследований Бехтерев пришел к выводу, что музыка влияет на системы дыхания и кровообращения человека, может устранять усталость и бодрить, он подчеркивал, что не случайно у людей сложилась традиция петь колыбельные детям и считал, что без них полно-ценное развитие ребенка вообще невозможно.
Основываясь на исследованиях ученых и опираясь на свой личный опыт могу с уверенностью рекомендовать для улучшения качества мышления музыку 2-ой половины XVIII века – начала XIX века (Бах, Моцарт, Гайдн, Вивальди, Шопен, Мендельсон) – в классическом варианте или в испол-нении «Рондо Венециано». Слушать эту музыку можно перед работой и в перерывах. В качестве фоновой эту музыку не стоит использовать во время творческой умственной работы, а лучше – при однообразной механической работе или во время еды.
А вот интересный пример, подтверждающий эти рекомендации. Школьники одной из подмос-ковных музыкальных школ, где используются возможности музыкальной терапии, в своих сочи-нениях о том, какую музыку и при каких обстоятельствах хотели бы слушать, все как один напи-сали, что на уроках математики им хотелось бы слушать Баха. Причем это мнение ребят подкре-пляется и исследованиями, свидетельствующими, что произведения Баха проясняют мозги, а му-зыка Моцарта еще и умственные способности развивает. По своему опыту могу сказать, что для стимулирования творческого мышления и помощи в генерации новых идей очень хороши Скря-бин, Шопен, Прокофьев. В частности, фортепианная музыка Скрябина, например, настраивает на высокоинтеллектуальный лад, в голову приходят необычные идеи, подчас связанные с космосом. Тоже хорошо действует парадоксальный, быть может, не простой для понимания музыкальный новатор Прокофьев, угловато-колючий и в то же время полный неожиданно свежих мелодий. А прослушивание в большом количестве музыки «поэта фортепиано» Ф. Шопена заметно увеличи-вает скорость и гибкость мышления. Многие старинные инструменты - орган, флейта, скрипка - хорошо действуют на мозг и сердечно-сосудистую систему человека. И, видимо, не случайно, скрипка – любимый инструмент интеллектуалов (А. Эйнштейн, Ш. Холмс). Но все же, исследовав влияние многих инструментов на человека, ученые пришли к выводу, что сильнее всего на человека действует органная музыка: она приводит все мозговые структуры в состояние резонан-са.
Как сообщает журнал «Nature», немецкие специалисты рекомендуют утром ласкать свой слух произведениями Моцарта, Гайдна или Вивальди. Если с классикой вы мало знакомы, начинайте день с песни Э. Пресли «Jailhouse». Гладить постельное белье или делать другую рутинную рабо-ту стоит под легкие и динамичные композиции Дайаны Росс, а убираться в квартире – под быст-рый ритм, ускоряющий темп работы. Например, под «Танец с саблями» А. Хачатуряна. Интересно, что это же произведение придает человеку творческий импульс и даже способствует повышению сексуального тонуса. В этих целях также хороша музыка Дж Гершвина.
А теперь хочу предложить вашему вниманию небольшую «музыкальную аптечку»:
Снять стресс поможет романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Произведения Бетховена утешают, успокаивают, наполняют мужеством.
«Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова –вместе с гипнозом и иглоукалыванием – помогают от алкоголизма и курения.

Бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой и Таривердиева –от неврозов и раздражительно-сти.
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки исчезает при прослушивании «Вальса цветов» из балета Чайковского « Спящая красавица» и мелодичной музыки Моцарта
При переутомлении поставьте записи музыки Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Элвиса Пресли,
 а при синдроме хронической усталости – послушайте «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы Мусоргского «Хованщина»), романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского, музыку Брамса.
Полное расслабление вы можете получить от «Вальса» Шостаковича из старого кинофильма «Овод», оркестра Ф. Пурселя, мелодии Ф. Лея из к/ф «Мужчина и женщина», романса Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»
Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендель-сона.
«Картинки с выставки» Мусоргского умиротворят в гневе
Снимает головную боль и мигрень прослушивание знаменитого полонеза Огиньского, Ме-лодии Глюка , «Юморески» Дворжака, «Весенней песни» Мендельсона, музыки Гершвина
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнта» Грига
При депрессии – «Хабанера» из оперы Бизе «Кармен», «Турецкий марш» Моцарта, «Триум-фальный марш» из «Аиды» Верди. А ноктюрны Шопена, наоборот, способны вызвать депрессию.
При плохом аппетите рекомендуется слушать музыку «Битлз» и фортепианные концерты Листа, а пение хором «Реквиема» Моцарта, по мнению музыкотерапевтов, укрепляет иммунитет человека.
Тонизирующая музыка – тот же полонез Огиньского, «Чардаш» Монти, музыка из к/ф «Шер-бургские зонтики» Леграна, и просто хороший джаз и рок-н-ролл
Впрочем, универсальных рецептов не существует. Поэтому специалисты по музыкотерапии подбирают лечебные мелодии индивидуально –причем не одну, а целый цикл специально подоб-ранных мелодий.
Кроме этого, медики, исследовавшие возможности музыкотерапии, определили, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от её характера, но и инструмента, на кото-ром она исполняется. Так, например,
 печень положительно реагирует на деревянные духовые инструменты – гобой, кларнет,
 а кларнет к тому же улучшает работу кровеносных сосудов;
 струнные (скрипка, виолончель и альт) наиболее эффективны при болезнях сердца;
флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи
Труба эффективна при радикулитах и невритах – во всяком случае именно при этих недугах игру на ней применял знаменитый античный врач Эскулап.
 Звук саксофона хорошо влияет на мочеполовую систему.
И не надо думать, что лечебная музыка – это только классическая музыка. Вовсе нет! Лишь небольшая часть произведений Вагнера, любимого композитора Гитлера, может лечебно действо-вать на организм человека. зато более 60 % сочинений Моцарта благоприятны к прослушиванию. Для того, чтобы правильно подобрать себе музыкально-терапевтическое средство, очень важно определить свой любимый жанр, который вам более всего близок и понятен. Это может быть фольклорная и популярная, эстрадная и джазовая, камерная и оперная, симфоническая музыка.
Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают» больным – это произведе-ния Моцарта. В частности, она даже снимает риск наступления эпилептических припадков.
Но имейте в виду, что музыкальная программа не должна затягиваться более, чем на 15 – 20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.
И не злоупотребляйте роком, - помните, что прослушивание и тем более исполнение тяжело-го рока способствует разрушению организма. Передозировки наркотиков, самоубийства - нередкое явление в среде рок-музыкантов.
Подводя итог всему вышесказанному, я хочу пожелать вам, дорогие читатели, начинающие любители музыки или меломаны с многолетним стажем – слушайте классику на здоровье! Она напомнит вам о любви и поддержит в горе, научит вас восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет вам неведомые стороны богатейшего мира творчества, при-носящего радость, здоровье и наслаждение!