Статья о синтезаторах

Борис Райгородский
© Борис Райгородский (bdr1@sama.ru)

 «Вы имеете на это право!»

“Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь – мелодия…”
А. С. Пушкин

 “Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…”. Так было во времена великого Пушкина. Это верно и сейчас: хотя все мы в детстве и учились великому искусству Музыки, но только, скорее всего, «как-нибудь». И, слушая немногих счастливчиков, владеющих музыкальным ин-струментом (а иногда и не одним), - в дружеской компании ли, на концерте или в театре, - как часто мы завидуем им, как нам хотелось бы научиться играть – ну хотя бы немного, петь под собственный аккомпанемент или аккомпанировать другим. А почему, собственно, мы завидуем? Да потому что все мы храним в себе мощный инстинкт музыкального сочинительства, жажду самовыражения.
 Так вот, дорогие сограждане, сейчас, как никогда, вы имеете на это не только право, но и реаль-ную возможность. Потому что появившиеся лет 40 назад неуклюжие, имевшие выраженный элек-тронный звук, громоздкие устройства – музыкальные синтезаторы в наше время достигли такого удивительного совершенства, о котором никто не мог и мечтать. Я не имею в виду, естест-венно, дешевку в красивой упаковке, мелькающую то в канцтоварах, то среди офисной техники, в отделах детских игрушек или среди сувениров, чей плоский электронный звук, бедный обертонами, скорее может убить тягу к музыке. Я говорю сейчас о новых великолепных моделях синтезаторов, обладающих огромным количеством разнообразных реалистичных звуков и стилей, созданных то-же японскими, но знаменитыми именно в области производства электронных музыкальных инстру-ментов фирмами – “Yamaha”, “Roland”, “Korg”. Год от года эти фирмы, соревнуясь между собой, ра-дуют нас - искушенных знатоков и просто любителей, выпуская все более совершенные модели син-тезаторов – «самоиграек», то есть синтезаторов со встроенными музыкальными стилями, предназна-ченных главным образом для домашнего музицирования и музыкальные рабочие станции – инстру-менты, предоставляющие музыканту неограниченные возможности при сочинении музыки и создании фонограмм.
 В этом кратком обзоре современного рынка синтезаторов мы начнем с инструментов фирмы “Ya-maha”, как более дешевых и простых в освоении.
 Из недорогих синтезаторов - «самоиграек», имеющих 61 клавишу (то есть, 5 октав), стоит обра-тить внимание на простые модели для детей и новичков – PSR-175, PSR-275, PSR – 295, EZ-150, EZ-250i (эти две модели имеют лампочки подсветки клавиш), 2 весьма недорогие, но уже прилич-ные - E303, А300 (модель с восточными стилями и тембрами) и оптимальный по соотношению «цена-качество» PSR - 450 (с дисководом).
 В качестве компактной альтернативы пианино можно выбрать одну из 3 моделей с увеличен-ным количеством клавиш – это DGX205 (76 кл.), DGX305 (76 кл., flash-карта), DGX505 (88 кл., flash-карта). Эти простые и сравнительно дешевые синтезаторы обладают хорошим звуком и имеют USB-порт для подключения к компьютеру.
Более дорогие и качественные многофункциональные полупрофессиональные модели это: PSR - 1000A (множество разнообразных восточных стилей и тембров), PSR-1100, PSR-1500, PSR-2100, PSR-3000 и «топ-модель» - музыкальная рабочая станция “Yamaha Tyros”, имеющую помимо всего прочего цветной дисплей и 5 динамиков. Все последние 6 моделей имеют дисковод.
 Наличие встроенных музыкальных стилей, каждый из которых имеет свой ритм, свою аранжи-ровку, простой и усложненный варианты, вызывает то или иное настроение и располагает к творче-ству, к импровизации в «паре с синтезатором».
 В чем преимущество синтезаторов с записывающим устройством? Прежде всего, это возмож-ность записать на дискету собственную композицию или импровизацию и затем прослушать себя со стороны, что будет полезно в равной степени и начинающему, и профессионалу. У начинающего при этом вырабатывается уверенность и своеобразное инстинктивное чувство, столь необходимое как для музыкального исполнения, так и для создания композиций. А профессионалу – методика за-писи и последующего прослушивания импровизаций поможет избавиться от табу, которое, возмож-но, было наложено или бесконечными изматывающими тренировками, или благоговейным трепетом перед процессом сочинительства.
 Есть среди синтезаторов Yamaha специализированная модель для DJ-еев: PSR-DJX-II, выпущенная также в блочном варианте (грув-бокс).
 Музыкантов–профессионалов фирма Yamaha порадовала выпуском новой серии мощных рабочих станций Motif6 ES (61 кл.), Motif7 ES (76 кл.), Motif8 ES (88 кл.), а также новыми моделями син-тезаторов для выступлений: S–03 (61 кл.) и S-90 (88 кл.),
 А теперь – маленькое отступление. Все мы привыкли к тому, что японцы постоянно удивляют мир различными техническими новинками. Корпорация “Matsushita Electric” отличилась на ниве синтеза-торов. Она выпустила интерактивный синтезатор “Panasonic SX – MB100”, который претендует на то, чтобы стать настоящим центром домашнего развлечения: наряду с обычными для подобных уст-ройств возможностями, он содержит также проигрыватель для компакт-дисков и радиоприемник (FM)!
 Если синтезаторы все-таки чаще используются композиторами и исполнителями в джазе, рок- и поп- музыке, то приверженцам классики – учащимся, профессионалам и просто любителям – фирма Yamaha предлагает большой выбор цифровых пианино (они еще называются клавиновы) и элек-тронных роялей. Среди них есть модели со встроенными стилями, как у синтезаторов-«самоиграек».
 По сравнению с синтезаторами, которые обладают, как правило, 61 клавишей с мягким нажатием, цифровые пианино имеют 76 или 88 более тугих клавиш, иногда даже оснащенных молоточко-вым механизмом, как у настоящих роялей, и более качественный звук. А ведь любовь к музыке начинается именно с наслаждения красотой звука музыкального инструмента и поддерживается по-мимо душевных ощущений от музыки, чисто физической, телесной радостью от игры на хорошей клавиатуре! Другими словами, современное цифровое пианино – это вполне приемлемая альтерна-тива реальному фортепьяно.
Давайте пофантазируем на тему: ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ МОЦАРТ ИМЕЛ СИНТЕЗАТОР?
И в самом деле, хорошо или плохо это было бы для Моцарта? С одной стороны, конечно, это прекрасно, - имея под рукой инструмент-оркестр, иметь возможность не только услышать, но и сыграть свой концерт, симфонию, оперу. Но устроили бы звуки современных синтезаторов солнеч-ного гения? Способны ли они передать все тончайшие движения души, нюансы настроения? Вдохновляли бы они Моцарта? Я думаю, что лучшие модели сегодняшних синтезаторов и цифро-вых пианино по своему звуку мало, чем уступают натуральным инструментам эпохи Моцарта. Я уверен, что Моцарт возил бы с собой на гастроли лучший синтезатор или цифровое пианино и берег бы его, как Паганини – скрипку Страдивари. И еще - он писал бы фонограммы и солировал бы затем под них, не завися ни от какого оркестра.
 Итак, представьте себе картину: вы сидите в зале, на сцену выходит человек небольшого роста с большими сияющими глазами, в камзоле и парике. С собой он выносит длинный футляр, открывает его, вынимает отливающую золотом толстую “доску” с кнопочками и дисплеем. Это циф-ровое пианино, например, “Roland FP-3”. Он кладет его на подставку, садится на специальный концертный стул и начинает божественно играть. Это Моцарт.
 Так что, дорогие сограждане, если вы хотите ощутить себя Моцартом или Чайковским, Л. Бернстайном или Э. Л. Уэббером, А. Рыбниковым или Э. Артемьевым, М. Левянтом или Гр. Фай-ном откройте для себя и для своих детей ЧУДО инструмента – оркестра, компактного, портативного, не требующего настройки.
  Вы имеете на это право!