Человек, который смеется

Фрида Шутман
 
 Этот новенький перешел в нашу школу в девятом классе, когда он был уже полностью сформирован. Я имею в виду жестко ограниченные группировки. Их было несколько. Причем, переходы строго не допускались и не признавались. Как в любом другом классе, были группы хронических отличников и двоечников, середняков и "бывалых". В группу "бывалых" входили ученики разной степени интеллекта. Но их всех объединял недавно приобретенный опыт курения, легкого пьянства и первых любовных утех.
 Новенький как-то сразу вписался во все группировки понемногу. Как это ему удалось, я до сих пор не могу понять. Видимо, существует врожденный дар общения со скрытым обольщением, когда перед человеком никто другой устоять не может.
 Внешностью обладал, мягко говоря, двойственной. Росту он был высокого; стройный, но еще по-юношески большерукий, большеногий. А лицо - это отдельный разговор. Я к тому времени уже прочитала роман Виктора Гюго "Человек, который смеется". Так вот, наш новый соученик лицом напоминал главного героя этого романа. Непокорные жесткие волосы, всегда открытый рот, обрамленный полными бордовыми губами. Казалось, улыбка навечно застыла на его лице.
 Наверное, единственный раз, когда выражение его лица стало серьезным, а рот - закрытым, был во время фотосъемки для выпускного классного альбома.
 Я смотрю на его лицо в этом альбоме спустя годы и мне кажется, что сейчас оно расплывется в его обычной слегка доброй, слегка лукавой и слегка глуповатой улыбке. В знаменитом романе Виктора Гюго главного героя полюбила первая придворная красавица. Поэтому уже почти не поражало, что и наш герой сразу понравился всем девчонкам. "Бывалые" хотели его приблизить к себе окончательно, но он, к счастью, еще не был испорчен. Помню, как заставляли его пить водку на классных вечеринках. А он, как только отворачивались, наливал себе в рюмку минеральной воды. "Ну, и сволочь же ты, Антоша", тут же порицала его за это одна из "бывалых".
 Двоечники тоже хотели считать его своим. Нет, не из-за плохой успеваемости, а из-за непреодолимой тяги к баловству и проказам. Он любил пошутить, причем так, чтобы девчонки визжали от восторга и страха одновременно. Его, я бы сказала, дешевый героизм выражался, например, в перелезании из одного окна в другое на 4-ом этаже нашей школы, причем, снаружи. Иногда он залезал в вытяжной шкаф в химкабинете. Из-за своего роста складывался там вдвое, вчетверо. Потом, естественно, быстро вылезти не мог. Этим он приводил нашу старенькую химичку в полное замешательство, когда вместо маленьких противно и вредно пахнущих колб и пробирок она вдруг обнаруживала за стеклом прочно застрявшего ученика.
 Как-то, он с другим одноклассником пригласил меня с подругой в Луна-парк. Там мы катались на колесе обозрения (Чертовом колесе). Какое там обозрение! Я не могла ни на секунду оторвать взгляда от Антоши, но не от восхищения, а от ужаса, потому что он нарочно вываливался из вращающегося сидения, едва удерживаясь на одной руке. Я его умоляла это прекратить. На что он мне ответил, что не хотел бы быть моим сыном. Я, годы спустя, действительно очень волнуюсь за своих детей.

 Подружился он с мальчиками и девочками из группы отличников и середняков. Я почти сразу догадалась, что он непрочь воспользоваться знаниями других. Но, его обояние было безграничным. Кто-то ему подсказывал на контрольных. А ко мне и другим девочкам он приходил делать домашние задания по физике и математике. Его приход всегда сопровождался своеобразным ритуалом. Он заходил в дом , головой почти касаясь дверного проема. Немного несуразный, с неизменным чемоданчиком-дипломатом под мышкой. Затем он степенно открывал дипломат, доставал из него тапочки размера дядистепиных сапог. Надевал их и шел за мной в гостиную. Там мы и делали уроки. У моего папы эта картина почему-то всегда вызывала умиление.
 Правда, и джентльменом Антоша тоже был отменным. Бывало, на 8-ое Марта приносил цветы или коробку конфет. Раз как-то привез из дачи много больших пахучих и чудных на вкус яблок-антоновок. Моя мама до сих пор их вспоминает. А, если меня кто-то обижал, он мог подойти и успокоить.
 Приближалось тяжелое время: период подготовки к выпускним экзаменам, их сдача и поступление в один из ВУЗов* (* ВУЗ - высшее учебное заведение). Наш класс в целом считался сильным (на сегодняшний день есть уже пять докторов наук!). Поэтому поступление являлось следующим необходимым шагом. Неевреи поступали в самые престижные ВУЗы столицы, а евреи... Но, сейчас речь не об этом.
 Наш герой решил поступать в наипрестижнейший после госуниверситета ВУЗ -медицинский. Как вы сами понимаете, он начал узнавать, кто куда хочет поступать. Естественно, кто ищет, тот всегда найдет. Он напал на след. Одна из наших отличниц тоже задумала поступать в медицинский. В своих мечтах она пошла еще дальше; при мне она вслух подсчитывала: шесть лет института, три года аспирантуры... И она действительно всего добилась, став одним из наших пяти докторов наук.
 Антоша резко с ней подружился. Возможно, тоже приходил к ней со своими неизменными тапочками. И результаты не заставили себя ждать. Они оба поступили в мединститут. Он, как истинный джентльмен, женился на ней. Родилась дочь. Они учились. Время шло. Снова приближалась тяжелая пора. На этот раз нужно было успешно защитить диплом и получить нормальное распределение на работу.
А теперь вопрос на проверку логического мышления. Какая была самая заветная мечта советского врача? Угадали, работать медиком на борту крупного судна, совершающего остановки в иностранных портах. Наш герой понял, что его боевая подруга в этом ему не поможет и стал суетиться. С женой он расстался. Ей он показался совершенно безидейным человеком. Сам же он направился.в портовый город, чтобы быть поближе к своей мечте. Вы уже знаете, что перед его обоянием никто не мог устоять. Не устояла на этот раз и дочь капитана дальнего плавания. Он, как истинный джентльмен, женился на ней, родил дочь. Вы заметили, что это все у него уже было? Новый тесть постарался для полюбившегося зятя на славу, и он
уплыл в дальние края судовым медиком. Я уже и не знаю, что там ему не подошло на корабле, но оттуда он исчез, испарился, пропал без вести.
 Спустя несколько лет до меня донеслись слухи, что Антоша объявился в благословенной Америке, где его приютила одна богатая стареющая особа. За достоверность информации ручаться, конечно, не могу. Куда дальше забросит судьба нашего странника? Поживем - увидим.