Видение22глава

Ольга Логачева
22
 Тем временем в Академии, где изучалась психология землян, велись споры на этическую тему: просить у землян, находящихся на Атте, разрешение на возобновление наблюдений за ними или продолжить эксперимент по умолчанию? Вейна, только что прибывшая с Земли на Атту специально для того, чтобы участвовать в решении этой проблемы, настаивала на подписании с этими двумя землянами договора.
-Пьер ведь уже давал согласие на оказание нам помощи в наших исследованиях…- говорил один из учёных мужей.
-Но обстоятельства изменились,- с непроницаемым лицом отвечала Вейна.
-Какие обстоятельства?- не унимался учёный.
-Ну, хотя бы такие: тогда они были у себя на Земле, а сейчас у нас в гостях.
-И что? Особого значения перемена места пребывания не имеет.
-Повторяю. Они у нас в ГОСТЯХ. Это первое. Надеюсь, не надо напоминать о гостеприимстве? В самом начале мы обещали Пьеру, что исследование не принесёт вреда никому из землян. Это второе. С тем, что обещания необходимо выполнять, думаю, вы согласны? Репутация должна быть незапятнанной, а то верить не будут.
-Согласен,- сказал молодой психолог,- но хотелось бы узнать третью причину…
-А третья… Пьер считает, что его использовали…- бесстрастно ответила Вейна.
-В каком смысле?- заинтересовался психолог, и остальные тоже с нетерпением ждали ответа.
-В прямом. Когда он соглашался на сотрудничество, то не знал, что вести наблюдения буду я… Он вообще ещё не знал меня…
Вейна замолчала, как бы припоминая недавние события.
-А потом он полюбил меня, не зная ничего обо мне… Когда же узнал, решил, что я его использовала… Ему было больно… Всё это вы сможете прочитать в моём отчёте, а позднее и в научной статье.
-Ясно. Итак, какое решение примем? Заключаем договор с землянами или нет?
Большинство проголосовало за договор, и все разошлись.
 Вейна задержалась в Академии, чтобы занести в свою базу данных новые материалы исследований на Земле. Когда она уже выходила из Академии, к ней подошёл Главный руководитель проекта и попросил:
-Вейна, вы не могли бы продолжить работу с этими землянами… Я знаю, что вы решили отказаться по известным причинам, но я вас всё-таки прошу изменить своё решение. Очень важно продолжить наблюдения именно в таком составе…
Вейна задумалась. Она понимала, что ей трудно будет говорить всё это Пьеру… Возможно, он не согласится, не подпишет договор…
-Попробую, хотя мне будет нелегко предлагать подписание договора. И вообще…
-Спасибо!- улыбнулся Главный и исчез. У него было много дел на сегодня, но одно из важных он сейчас успешно сделал. Он знал: если Вейна возьмётся за дело, то всё получится. А Вейна шла и думала о том, как сказать Пьеру, чтобы он не обиделся и чтобы снова согласился работать с ними. Она предалась воспоминаниям. Вспомнила дождь на Земле, который они организовали на автобусной остановке, чтобы изучить, как такое природное явление влияет на психологическое состояние землян, на их взаимоотношения. Вспомнила знакомство с Пьером, которое тоже было запланировано ими, но Пьер, конечно, этого не знал. Вспомнила его удивление по поводу «странного дождя», их встречи в кафе, вкусные пирожные… А как он расстраивался, когда она уходила! Пьер говорил: исчезала… А его картина! Она хранится здесь, в Академии, в специальном помещении, где поддерживается необходимая температура. Да, Пьеру больно было сознавать, что всё это лишь эксперимент. Он обиделся. Но Вейна знала и о том, что он тут же опомнился. Он понял, что может никогда не увидеть её , и испугался. Пьер страдал, разыскивал её, а она не показывалась и продолжала свои наблюдения. Жестоко? Такова её работа. Кто знал, что его чувства будут так глубоки и что она не останется равнодушной к его любви. Надо отдать должное, Вейна очень старалась не показать своих чувств, но порой оказывалось невозможным быть совершенно бесстрастной… Она вспомнила, как Пьер читал ей стихи своего любимого поэта… Как это там у Блока? «Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад…» Есть над чем подумать… Да, по отношению к самой себе тоже было жестоко так поступать: таить всё в себе, говорить полуправду…К тому же читать все мысли Пьера и не показывать вида, что всё-всё известно… Она могла усилием воли отключить функцию суггестии. Опытные суггесторы в общем легко умеют это делать в случаях, когда хочется отдохнуть от всех и от всего, да ещё по этическим соображениям можно отключиться. Но тогда бы она сорвала проект, её отстранили бы от работы… Да, всё не так просто… Как теперь предложить Пьеру продолжение сотрудничества?