Феномен любви

Алексеев -Адвокат
(размышления на тему)
«То, что мы испытываем,
когда бываем влюблены,
есть нормальное состояние.
Влюбленность указывает
человеку,
каким он должен быть».
А.П. Чехов
«Чтобы мир пришел к своей
завершенности,
под воздействием сил любви,
фрагменты мира ищут друг
друга».
Тейяр де Шарден

Любовь… Сколько ассоциаций сразу возникает у каждого че-
ловека, совсем немного найдется людей, кого это слово оставит
равнодушным. Если это объяснить несложно, то чем объяснить
то, что, полюбив одного человека, обещая любить его всю жизнь,
сами страстно веря в это, через некоторое время, порой даже не-
продолжительное, можем обнаружить, что нам начинает нравить-
ся уже другой человек, что он постепенно вытесняет того, кто был
для нас когда-то единственным и неповторимым.
И вообще, существует ли она единственная, на всю жизнь лю-
бовь, о которой снимаются фильмы, пишутся книги, во имя кото-
рой идут на все, чтобы обрести любимого человека?
В литературе даются различные определения любви, но
прежде, чем перейти к анализу определений любви, интересно
привести один отрывок из книги Тейяра де Шардена «Феномен
человека», который поможет нам более полно взглянуть на это
явление.
«Взятая как биологическая реальность, в полном своем объ-
еме, любовь, /т. е. близость одного существа другому/ присуща
не только человеку.
Она представляет собой общее свойство всей жизни и как та-
ковая присуща, в разной форме и степени, всем формам, после-
довательно принимаемым организованной материей.
У млекопитающих, с которыми у нас много общего, мы легко
обнаруживаем ее различные качества: половую страсть, отцов-
ский или материнский инстинкт, социальную солидарность и т. д.
В нижней части древа жизни аналогии становятся менее яс-
ными.
Они стушевываются и оказываются неуловимыми.
Но здесь нам следует повторить сказанное в главе «Внутрен-
нее вещей». Если бы в крайне рудиментарном, но безусловно
возникающем состоянии, у молекулы не существовало внутрен-
него влечения к единению, то физически любовь не могла бы об-
наружиться выше у нас, в гоминизированном состоянии.
Чтобы уверенно констатировать наличие любви у нас, мы
должны предположить, следуя общему правилу, ее наличие, по
крайней мере, в зачаточном виде, во всем, что существует.
И действительно, наблюдая вокруг нас слитный подъем созна-
ний, мы ее везде обнаруживаем.
Это уже чувствовал и выразил в своих бессмертных «Диало-
гах» Платон. Позднее средневековая философия в лице такого
мыслителя, как Николай Кузанский технически вернулась к той
же идее.
Чтобы мир пришел к своей завершенности под воздействием
сил любви, фрагменты мира ищут друг друга».
Рассуждая далее, Тейяр де Шарден говорит: «Неизвестно,
что собой представляет любовь». Он пишет: «Сила ли она, или
кривизна, или вообще притяжение тел, которым мы столь пора-
жены…?»
И делает вывод: «Это лишь обратная сторона или тень того,
что реально движет природой».
Теперь можно перейти и к анализу определений любви.
Правильнее рассматривать любовь через категорию, со-
стояние, которое включает в себя и категорию деятельности,
и отношение, и сознание и чувства, и страсть, и т.п., но это
не мешает в зависимости от цели называть любовь либо чув-
ством, либо страстью, либо деятельностью, либо отношени-
ем и т. п.
На основании вышеизложенного предлагается следующее
определение любви.
Любовь – это объективно-субъективное состояние, основан-
ное на избирательности отражения индивидов и характеризую-
щееся исключительностью.
Объективность этого состояния в том, что оно возникает не-
предсказуемо, независимо от воли и сознания. Вызвать искус-
ственно, по своему собственному желанию, как и по чужому, это
чувство невозможно, как невозможно его подавить. Здесь мы мо-
жем вспомнить героя рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас-
лет» бедного телеграфиста Желткова, безнадежно полюбивше-
го княжну, или персонажей повести А.Мердок «Черный принц»
58-летнего мужчину и 17-летнюю девушку полюбивших друг дру-
га, где ни классовые, ни возрастные различия не играли никакой
роли.
Любовь, как и всякое другое социальное явление, характери-
зуется многообразием форм проявления в зависимости от того,
кто любит, кого и конкретных социальных условий. В каждой люб-
ви было что-то новое, свое, варьирующее от нежного спокойного
чувства до всепоглощающей страсти.
Субъективность этого состояния в том и проявляется, что
конкретная личность – носитель этого состояния – индивидуаль-
ность. Особенности восприятия отражающего /того, кто любит/ и
особенности самого отражаемого /того, кого любят/ создают не-
повторимость и своеобразие возникновения и протекания каждой
конкретной любви, одновременно не лишая ее общих черт. Об-
щеизвестно, что под отражением понимается способность одних
тел и материальных систем оставлять «след» в других в процес-
се их взаимодействия. В ходе отражения осуществляется как бы
«перевод» некоторого содержания отражаемого в такую форму,
которой это содержание становится внутренним достоянием от-
ражающего. Тем самым вещи существуют не только «в себе», но
и в другом, но наиболее ярко и полно человек существует в том,
кто его любит: возникновение каких-либо чувств к человеку, вос-
поминание о нем и являются признаком существования одного
человека в другом, что и явилось следствием отражения.
Внешность и духовные различия индивидов, делают возмож-
ным существование различного отношения к разным людям /
одному человеку нравятся волевые, сильные натуры, другому –
нежные, слабые, а сложность духовного мира человека, узнать
сразу который невозможно, делает возможным по разному отно-
ситься к одному и тому же человеку/ именно это является возмож-
ностью того, что в жизни бывают случаи, когда человека видишь
много раз, до этого не испытывал к нему даже симпатий, а потом
полюбил.
Каждому человеку безотносительно его принадлежности к
классу или общественно-экономической формации, присущ ряд
однотипных материальных и духовных потребностей: познава-
тельная в общении, сексуальная и другие.
Реализация каждой из потребностей подчинена конечной
цели – цели самореализации себя, своих внутренних возмож-
ностей и потребностей. Но в силу закона возвышения потреб-
ностей, человек не просто нуждается в удовлетворении потреб-
ностей, а в наиболее полном и лучшем их удовлетворении. И
если перед ним будет выбор, то он, конечно, остановится на
лучшем, при всех прочих равных условиях. И когда перед ним
появляется человек, в котором как в фокусе, можно удовлетво-
рить эти потребности в наиболее полном и лучшем виде, то к
нему не может не возникнуть чувства, похожего на «любовь».
Однако любовь не сводится к удовлетворению потребностей, и
это даже не главное в ней, хотя в разделенной любви присут-
ствует и это. Любовь совершенно иное: достаточно сказать, что
в жизни нередко случалось, когда люди были счастливы оттого,
что где-то далеко живет любимый ими человек, причем, зная о
том, что он с ними никогда не будет, которого до этого, возмож-
но, и видели один, два раза, но счастливы были не от того, что
живет вообще, а потому, что он счастлив.
Способность любить /как и способность ненавидеть/ не чисто
социальное явление и не главным образом, а тем более не ис-
кусство, которому нужно обучаться с детства/ воспитание может
повлиять лишь на внешнее выражение этого чувства и лишь в
незначительной степени на его формирование/. И любить /как и
ненавидеть/ способен каждый, в реальной мере, как и каждый мо-
жет быть любимым, это вытекает из смысла закона о единстве
и борьбе противоположностей, по которому ни одно явление не
может существовать без противоположного, в том, что каждый
способен ненавидеть, наверное, никто сомневаться не будет, сле-
довательно, никто не должен сомневаться и в том – каждый ли
способен любить. Все дело заключается лишь в том, что не каж-
дому дано встретить свою любовь, равно как и не каждый встре-
тивший может стать объектом любви, а хорошее совместное про-
живание всю жизнь не означает, что они любили друг друга.
Но таинственность и загадочность чувства любви отчасти в
том и заключается, что возникновение ее необязательно пред-
полагает соответствие тому идеалу, который сформировал чело-
век – полюбить можно человека совершенно противоположного
нашему идеалу /и даже чаще так/. И здесь можно привести еще
одно из отличий любви от увлечений. В увлечении, как только на-
чинается выявление несоответствия тому, что мы хотели видеть в
нашем идеале – начинается разочарование и исчезновение вся-
ких чувств. В любви же иначе – даже обнаружив несоответствие
идеала, чувство совершенно нисколько не приходит и не осла-
бляется, что свидетельствует о качественно ином характере этого
чувства.
Любовь, возникнув, не умирает, в этом заключается исключи-
тельность этого состояния и ее феноменальность, что является
одним из главных отличий этого состояния от всех других, повтор-
ные страсти к другому человеку лишь признак неудовлетворен-
ности первых, т.е. лицо его не любило.
Этот вывод подтверждается исследованиями великого рус-
ского физиолога Сеченова, который писал, что человек, прочув-
ствовавший действительно любовь, не сможет полюбить уже во
второй раз. Поэтому, если любимый человек погиб или ушел, то
перед действительно любившим его не встанет вопрос, сможет
ли он еще кого-то полюбить или нет, у него просто не возникнет
таких мыслей. Надо сказать, что в увлечении – все равно, в какой
мере воспроизводится идеал, которого лицо способно полюбить.
В одном увлечении – одни его стороны, в другом – другие.
С возникновением любви у человека происходит изменение
потребностей – высшей потребностью становится потребность
жить для счастья любимого. Исходя из вышеизложенного, можно
говорить о самостоятельной потребности, присущей каждому че-
ловеку – потребности в разделенной любви.
Способность к самопожертвованию – следующий необходи-
мый признак любви.
Конечно, в жизни редко встречаются ситуации, когда необхо-
димо ради жизни любимого пожертвовать собственной жизнью.
В нашем обществе ради жизни другого человека могут пожертво-
вать собственной жизнью и посторонние люди. Могут, но не все –
закоренелые эгоистичные натуры, по малодушию, либо по каким
другим причинам, на это не способны. В любви же эгоист уже не
является им. Радость любви заставляет его забыть о себе. Эго-
изм и многие другие низменные качества побеждаются любовью.
Здесь раскрывается большое воспитательное значение любви.
Появление любви изменяет отношение ко всему окружающему
миру: обостряет восприятие, рождает вдохновение, поднимает на
вершину внутренних возможностей, одновременно делая людей
человечнее. Любовь становится своеобразным «проводником»
всего доброго, светлого, что есть в каждом человеке, без которого
это светлое и доброе во многих случаях не только не может быть
реализовано человеком, но и вообще могло не раскрыть себя.
Как это ни парадоксально, но именно тогда, когда человек
меньше всего думает о себе, он наиболее полно реализует себя.
В этом факте проявляется одна из сторон любви – как феномена.
В нравственно-психологическом плане изменение человека в
любви не всегда связаны с изменениями в лучшую сторону, ино-
гда человек становится на путь преступления, измены Родине /
вспомним героя повести Гоголя «Тарас Бульба» Андрея/, но, как
правило, они все-таки являются изменениями в лучшую сторону.
Следующим необходимым признаком, свидетельствующим о
наличии любви, является психологическая совместимость.
Но не психологическая совместимость рождает любовь, а по-
явление разделенной любви делает людей психологически со-
вместимыми, порождает взаимопонимание. Любовь преодоле-
вает их природную несовместимость, как и может существовать
психологическая совместимость, но не быть любви.
Переходя к вопросу о сущности любви, хотелось бы сначала
привести определение Гегеля.
«Истинная сущность любви в том, чтобы отказаться от созна-
ния самого себя, забыть себя в другом «Я» и, однако, в этом же
исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обла-
дать самим собой».
Очень хорошо о предназначении этого состояния сказал А. П.
Чехов. «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, есть
нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким
он должен быть».
Это состояние и выражает ту завершенность мира, к которой
стремятся его «фрагменты». Состояние, когда собственная боль
становится чужой, чужая – собственной. Гармонию «я» и «не я»,
присущую любви, хорошо передал Л. Н. Толстой. Его Левин из
«Анны Карениной» вскоре после свадьбы остро пережил особое
ощущение. Как-то в ссоре Левин сказал Кити гневные слова «но
в ту же секунду он почувствовал, что… он сам нечаянно ударил
себя. Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не
знает, где кончается она и начинается он. Она была он сам».
Теперь о содержании любви.
В содержании любви можно выделить: как совершенно са-
мостоятельный элемент – само чувство и его проявление: ду-
ховное и физическое влечение, но не соединение этих двух
влечений порождает чувство любви, а возникновение любви /
самого чувства/ выявляет наличие этих двух влечений. К тому
же тот, кто любит, он не производит данного разделения, он
любит в целом всего человека. Подтверждением сказанному
служит тот факт, что в жизни имелось немало случаев, когда
люди были знакомы значительное время, а любовь возникла
совершенно неожиданно, но до этого лицо не обнаруживало у
себя абсолютно никакого /ни физического, ни духовного/ вле-
чения, и лишь только потом можно было выявить и наличие
этих влечений.
Каждый согласится с тем, что классическая физическая красо-
та, /впрочем, как и духовная/ в этом вопросе решающей роли не
играет. В каждом человеке есть своя прелесть. В жизни было не-
мало случаев, когда любили людей с уродствами, которыми они
обладали и до встречи с любимыми, и которые приобрели после
встречи. Возникновение любви делает физически привлекатель-
ным любого человека, преодолевая природную непривлекатель-
ность. К тому же человек любит не красивые голубые глаза, а то,
что в них выражено.
Полюбив, человек приобретает то, что хорошо выразила Ай-
рис Мердок в рассказе «Черный принц»: «в любимой все при-
влекательно, каждый поворот головы, каждое изменение голоса,
смех, стон, или кашель, подергивание носом – все бесценно и
исполнено смысла, как мгновенное райское видение».
Итак, поскольку мы пришли к выводу, что каждый может быть
любим, и каждый способен любить, то вся проблема заключается
в том, чтобы решить проблему встречи людей, которые действи-
тельно рождены друг для друга.
В последнее время в этой связи нередко говорят о ком-
пьютерах, да, компьютеры в какой-то мере решают пробле-
му встречи людей, где совместимость характеров, общность
взглядов, интересов является достаточным основанием для
того, чтобы люди могли быть вместе и хорошо прожить всю
жизнь и без любви. Хорошо, но не счастливо. Ибо никогда ни
один компьютер, как бы ни был развит уровень научно-техни-
ческого прогресса, не сможет уловить всю гамму человеческих
чувств и выразить их в математических знаках, а тем более
предопределить, что именно этот человек сможет полюбить и
быть любимым для другого человека. Эту проблему – пробле-
му встречи двух – можно с полным на то правом, как это ни
печально, назвать неразрешимой.
И поэтому в известном смысле правы те, которые утверждают,
что любви нет.
Барнаул, 1982 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ, 2005 год
Да, правы и ещё как правы...
Для подавляющего большинства людей любовь – призрак, они
никогда её не встретят, свою любовь.
Но они не хотят в это верить и упорно гоняются за этим при-
зраком.
Надеются и верят, особенно в годы молодые.
Часто ошибаются и снова верят. Верят и ждут.
Потому, как всем известно, что вся история человечества про-
низана трагедией любви, поисками любви, мечтами о любви, ожи-
данием...
Тем...чего практически не существует, в лучшем случае встре-
чается исключительно редко.
Это как в лотерее выиграть «Джек Пот», случайно на сдачу...
Не думал, не гадал...
И при чём как всякое другое, редко встречающееся, по закону
вероятности, выпадает тем, кто этого не ждёт, этим не мучается в
снах и грёзах, а просто живёт и особо над этим не задумывается.
В любовь он не верит, но именно его она может осчастливить,
т.к. мысли о ней, на уровне подсознания, существуют у всех.
Но, а кто жить без любви не может, тот её никогда не получит.
И это тоже закон...
Он (она) будут часто увлекаться, страдать, плакать и... разо-
чаровываться. Но любви не получат.
Ещё в младые годы, это надо внушить всем, юным и неис-
порченным... внушить небольшую долю цинизма, такого реали-
стичного взгляда на жизнь, который никому не помешает.
Более того, это поможет и избавит от множества проблем и
забот, от стрессов и трагедий, от горьких разочарований и поло-
манных судеб.
Ибо вечная и чистая любовь – это величайшая иллюзия.
Вообще всё, что происходит в мире под флагом настоящей и
вечной любви, которую мы якобы встретим, или можем встретить
– грандиозный обман.
А тема любви в искусстве – это величайшая мистификация
всех времён и народов.
Эту тему, как правило, муссируют и раскручивают люди очень
далёкие от неё, от настоящей любви – старые развратники, гомо-
сексуалисты и просто талантливые циники – всех их объединяет
желание подзаработать и прославиться на этой вечной теме.
Среди них совсем немного наивных романтиков, да и были ли
они...?
Вообще на этой теме очень многие неплохо заработали и со-
творили себе имя.
Сейчас уже всем хорошо известно, что многие из великих,
были людьми нетрадиционной сексуальной ориентации...
А ведь именно они создали великие творения о любви – и на
холсте, и на бумаге, и в скульптуре и в музыке...
Но откуда они могли знать о настоящих чувствах и настоящей
любви?
Их-то интересовала другая любовь...
Она была – их пламенная страсть. Плотская извращённая
страсть. Они ею занимались в перерывах между творениями о
любви для нас – смертных.
Итак, в итоге, что мы имеем!?
Миллионы, десятки миллионов людей годами, веками – верят,
ждут и надеются встретить свою любовь.
Но они её никогда не встретят....
Взамен они читают книги, смотрят пошлые фильмы о ней, про-
сто мечтают о том, чего нет и чего не встретят, т.е. живут в ил-
люзии. Параллельно с кем-то живут в браке, так – по привычке,
многим просто так удобнее.
Живут ради детей, либо деваться просто некуда, но и изменя-
ют, конечно, друг другу при случае. Некоторые даже говорят, что
у них любовь, но они, конечно, лгут, хотя бы потому, что они не
знают, что такое настоящая любовь. А некоторые разводятся и
снова повторяют этот путь.
Так нужна ли людям эта иллюзия?
В погоне за тем, чего не встретишь, не догонишь?
Может быть, эту иллюзию заменить чем-то более рациональ-
ным и продуктивным...?
И это сэкономит силы, нервы и годы жизни.
Ведь сама статистика, т.е. голая правда жизни говорит о том,
что браки по расчёту крепче, чем браки по «любви», что лишь
подтверждает вышесказанное.
А спокойные эгоисты живут дольше...это тоже статистика и
тоже не в пользу любви.
Трагедии Ромео и Джульетты могло просто не быть, если бы
никто не препятствовал их встречам.
Они бы сами расстались, что очень вероятно...после несколь-
ких сексуальных встреч.
Такое бывает и довольно часто.
И все это знают. Не случайно в отдельных странах, в насто-
ящее время практикуется добрачное сожительство. Если люди
устраивают друг друга, через год-два совместной жизни они за-
ключают брак.
Такой брак, конечно, далёк от брака по любви, но он более
надёжен.
И всё же тему любви никто никогда не отменит! Это действи-
тельно вечная тема...
Людям нравится жить в иллюзиях, они обманываться рады.
Ведь правда жизни – это такая скука..., а сама жизнь так коротка,
и хочется чего-то...
И поэтому мне иногда думается, что люди у нас «влюбляются»
просто от скуки и одиночества...
Чтоб жизнь поинтереснее была...
И чтоб грустно не было…
Бийск, 2005 г.