научись понимать

Анна Зор
И почти все девчонки в классе выходили на перемену со слезами на глазах.
«Вот дурехи, - шептались между собой мальчики, - нашли над чем плакать».

Через неделю после первого ознакомления класса со стихотворением Дмитрия Кедрина «Сердце», завучем было принято решение о проведении небольшого концерта в школьном актовом зале. Программа, состоящая из нескольких эстрадных песен, ансамбля народной песни и пляски, а так же парочки чтецов, почти не изменялась.

- Так девочки, молодцы! На завтра почти все готово, - Раиса Михайловна, почти всеми нелюбимая учительница географии, что-то усердно записывала в свой блокнот.
В актовом зале после многочисленных репетиций остались только она и еще три девочки из 7-а.
- Почти вся программа готова. Я тут говорила по телефону с Людмилой Николаевной, жаль, конечно, что она заболела и будет только завтра. Так вот она попросила, чтоб вы сами решили между собой, кто же будет читать это стихотворение. Потому как она выразилась, вы умные девочки и отлично знают произведение. Я конечно же против. Что вы можете решить? Насколько знаю, вы трое хотели читать... Но придется мне самой выбрать. Сделаем так, кто прямо сейчас его лучше прочитает, тот и выйдет с этим стихотворением на сцену.
 - Раиса Николаевна! - Алина подошла к учительнице, - пусть читает Светка, лучше нее никто не прочтет.
Светочка попыталась что-либо сказать, но подруги стали подталкивать ее к сцене.
- Иди, иди, мы же уже слышали как ты его читаешь, не стесняйся!


- Светлана не горбься, и постарайся громче, - по театральному запрокинув руку за голову, сказала Раиса Николаевна.
Света вздохнула:
«Девчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?»

- Стоп, стоп!! Громче. И сначала.

«Девчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!"
Девчина в ответ, заплетая косу:
"Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!"


- Не та интонация!
Светка осеклась:
- Что Раиса Михайловна?
- Ты не с той интонацией произносишь слова – «и тебя полюблю», надо луково и громко!
- Лукаво?
- Да Светлана, продолжай!

И Света продолжила:
«Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"

Глаза у Светы заблестели, и она глубоко выдохнула.
-Абсолютно неправильно!

Девчонки переглянулись, не в силах что либо сказать.
- Ты слышала саму себя? Ты слышала, как ты произнесла "Не ушибся, сынок?"
- Да, - Света кивнула головой и тихо, очень нежно повторила, - "Не ушибся, сынок?"
- Ну, Светлана, ты же не дурочка, - Раиса Михайловна вздернула бровь, и махнула рукой, -подойти ко мне.
Девочка спустилась со сцены и подошла к учителю.

- Ты вообще понимаешь смысл этого стихотворения?
- Да, конечно. Оно мое самое любимое.
- То, что оно твое любимое еще ни о чем не говорит, поняла?
Светлана опять кивнула.
- С каким тоном сердце говорит: "Не ушибся, сынок?"
Девочка посмотрела на подруг. На их лицах было написано недоумение.
- Мне, просто кажется, Светлана, что ты не совсем понимаешь смысл этого стихотворения. Каков он?
- Ну, Раиса Михайловна,...
- Без «ну», Света, переходи к делу.
- Мама козака любит его, всем сердцем и душой. И, даже, после того, что он сделал с ней, даже после того, как он клинком разрубил ей грудь, - девочка осеклась, - она ведь его мама, она любит его! И когда он упал, она спросила, ой, то есть сердце матери спросило: "Не ушибся, сынок?". Очень нежно, и, я думаю, испугано, он ведь упал, и она беспокоиться о нем...
Смех. Женский смех разнесся по актовому залу.
- Да, девчонки, спасибо, что рассмешили, кто сказал тебе такую чушь? Николаевна?
Светка смотрела на учительницу во все глаза.
- Он же убил ее, понимаешь? Из-за какой то там крали, разрубил грудь и достал, вырвал!! сердце матери, и что? после этого она будет с нежностью и заботой спрашивать "Не ушибся, сынок?" - искривленным голосом произнесла Раиса Михайловна.
- Давай живо поднимайся на сцену и прочитай все стихотворение по новой. Я надеюсь, ты поняла, как надо читать его, и с какой интонацией ты должна произнести последние слова стихотворения. Поняла?
- Не совсем Раиса Михайловна, - Света действительно не понимала, что от нее хотят.
- Светлана, ты что придуриваешься мне тут? Он убил мать, вырвал сердце! Как она должна с ним говорить? Каким тоном? Конечно же, с укором, издевкой, ты понимаешь?
Послушай, как я его прочитаю.
Раиса Михайловна, вышагивая вдоль сцены, произнесла:

«И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"

Последние слова были произнесены с такой ехидной и насмешливой интонацией, что у Светки потекли слезы, а подруги просто подпрыгнули на своих местах.
- Раиса Михайловна! Что вы такое говорите, она же мама!
- И что? - брови учительницы, казалось, сейчас просто слезут со лба.
- Она же мама, - кричали наперебой девчонки, - а он упал, сын ее упал и она волнуется!
- Девочки вы что? Какой он сын после этого? Он же лишил ее жизни, разрезал родную мать!
Света не могла ничего сказать, слова застряли в горле каменными шариками.
Ее бойкая подруга Алина, которая никогда не лезла за словом в карман подошла к Раисе Михайловне почти в плотную.
- А вы сами хоть понимаете о чем стихотворение?
- Савельева, я прекрасно понимаю кто у тебя папа, но это не повод так со мной разговаривать.
- Извините, Раиса Михайловна, но я просто поинтересовалась, и мой папа тут вовсе не причем.
- Девочки, ну ей Богу, уже седьмой класс, а ничего не понимаете. Вот я вам сейчас полностью прочту стихотворение, Алина дай мне листок со стихом, я начало не помню, и вы поймете.
И Раиса Михайловна прочла. Очень громко, бойко и с той же оглушительной интонацией в конце.
- Вот, слышали? Поняли?
- Да, Раиса Михайловна, - Алина подмигнула подруге, мол, не кисни там, на сцене.
Светка улыбнулась в ответ.
- Да мы послушали, не обижайтесь, и конечно, извините, но вы ничего не поняли. Она его мама, и чтобы казак не сделал, она любит его, и тревожиться за него. И стихотворение надо читать именно так, как его прочитала Света, а не так как только что сделали вы.
Учительница, не скрывая своего раздражения, произнесла:
- Вы ничего не понимаете и мне вас жаль. Что значит возраст. Абсолютно неправильно подобрана программа, учите и ничего не понимаете. Пусть завтра придет ваша Николаевна и сама разбирает. Все, репетиция окончена. Завтра перед концертом я всех еще раз прогоняю, а вы как знаете. Может, мы с завучем решим и удалим стихотворение из программы. Но перед этим мне будет интересно узнать, что скажет Людмила Николаевна.
Она взяла свой блокнотик и вышла из зала.
Света смотрела на подруг со сцены и никак не могла понять, как эта взросла женщина, ее учительница, которая так много знает, и живет почти в три раза больше ее самой на свете, не поняла этого стихотворения.
- Светка! - Алина махнула рукой, не кисни там, давай прочитай нам еще раз, пожалуйста, и уже побредем домой, а то и так задержались.
Девочка улыбнулась подругам, глубоко вздохнула и начала читать.