На пути к воспитанию Космического сознания

Григорий Залевский
В наше время существует тесная связь проблемы внеземных цивилизаций с проблемами техники, экологии, культуры, искусства, мифологизацией массового сознания. В качестве иллюстрации этой взаимосвязи можно привести анализ 120-ти самостоятельных работ второкурсников МГАУ им. В.П.Горячкина на тему "Проблема внеземных цивилизаций".

В качестве плана предлагались "наводящие вопросы", но большинство студентов затронули всего несколько тем, что позволило выделить основные мировоззренческие аспекты этой проблемы.

Многие студенты отмечают: если исходить из теории вероятности и логических рассуждений, то смело можно предположить, что где-то в глубинах Вселенной должны существовать и другие формы разума, отличные от нас, но также ищущие встречи.

Киноискусство, литература и СМИ в большинстве случаев приписывают "братьям по разуму" гоменоидную форму и сходные с человеческими устремления. Внеземные цивилизации (ВЦ) наделяются огромным техническим могуществом и агрессивностью (следствие проекции на ВЦ человеческих действий и желаний).

Во многих работах отразилась утилитарно-прагматическая установка на получение материальной выгоды от возможных контактов, заимствование принципиально новых технологий. Исходя из письменных работ, можно сказать, что в массовом сознании закреплено отождествлено ВЦ с НЛО, домовыми, "призраками", телепатией и т.п.

Около четверти опрошенных присуще скептическое отношение к возможному существованию ВЦ. Во многих работах затрагивается тема деструктивности современной цивилизации, глобальные проблемы современности: "Пока мы не перестанем считать себя уникальными и выделяться из остальной природы, нам лучше не знать о более разумных цивилизациях и мирах".

Примерно 80% всех опрошенных верят в существование внезнмного разума в той или иной форме. Это позволило сделать некоторые выводы о репрезентации проблемы внеземных цивилизаций в массовом сознании (в частности о мифологизации массового сознания при помощи СМИ).

В ряде случаев взгляды студентов на поставленную проблему были довольно пессимистичными в связи с низким материальным и духовным уровнем нынешней жизни современного человечества. (О.М.Тенякова, Мос.гос.агроинж.ун-т).

Задачами воспитания Космического сознания у детей и студентов в современную эпоху являются:
- формирование космо-экологического и космо-этического мышления как важнейших нравственных принципов;
- осмысления своего места и роли во Вселенной;
- целостный подход к пониманию мира;
- развитие космического самосознания, т.е. осознания самого себя, как неразрывной части беспредельного Космоса;
- развитие новой системы духовных ценностей, основанных на понимании Вселенского закона. (И.А.Федулова, МГДДЮТ).

Понятие "космическое сознание" содержится в некоторых течениях отечественной философской мысли, так называемого "русского космизма". В восточном христианстве эти идеи впервые проявились у Василия Великого, богослова IV века, учившего, что человек столь же активен и неоднозначен в своих потенциальных способностях преобразования самого себя и мира, как и Бог. Этому богослову принадлежит афоризм: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом".

Понятия "космического сознания" разрабатывались в русле философских учений о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем божественное единство космоса, о духовности как основе цивилизации в трудах А.Н.Радищева, В.С.Соловьева. С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, А.К.Горского, Н.Г.Холодного.

Эти мыслители указывали на то, что в реальности личностное подавляется социальным, творческое - материальным, что индивидум должен стать источником средоточия, идеалом космического единства, построенного на примате духовности, что умножение духовности и творческих сил человечества соответствует божественному замыслу мироздания, кристаллизации социальности, построенной на началах любви, духовного общения, нравственного совершенствования, служит основой для выхода человека за пределы Земли и освоения космоса.

Сегодня мы начинаем понимать, что переориентация от хаотично расходуемой энергии и информации к комплексному видению проблем человечества крайне актуально для исправления нынешней ситуации на планете Земля.

ДАННОЙ ТЕМЕ ПОСВЯЩЕНЫ ТАКЖЕ ГЛАВЫ МЕМУАРОВ "ПАРАДОКСЫ ЖИЗНИ":

Глава 10. На месте посадки НЛО, СС.72-78.
Глава 11. Что такое аномальные явления? Шуринов Б.А. СС.78-98.
Глава 12. Среди экстрасенсов и уфологов. СС.98-113.
Глава 13. Неизвестный Циолковский. СС.113-116.