Глава 9. Стоит ли ехать - 2003 год

Татьяна Хожан
О репатриации в Израиль.

В одну из суббот к нам приезжали гости из России, они в Израиле жили месяц у детей в соседнем городке, навестили и нас. Заодно я позвала еще несколько семей, знакомых россиянам, из нашего и соседнего города. В общем, с нами набралось более двадцати человек.
 Было здорово, но жаль, что не нашлось официанта в моей трехкомнатной квартире, и эту роль пришлось сыграть мне. Поваром, к счастью, был муж, но он «отстрелялся» до приезда гостей.
 Балаган был еще тот! Российские гости у каждого спрашивали мнение, стоит ли ехать им сюда или нет. Не нашлось ни одного советчика, взявшего на себя ответственность за это решение.

 - Решать только вам, – звучало совсем не как совет.
 Возраст – серьезная причина для раздумий - возможны проблемы с работой, низкие пособия по прожиточному минимуму, если работы нет. В этом году принят новый драконовский закон о выходе на пенсию с 67 лет. Если мужчины получили плюс 2 года к прежнему сроку, то женщины вместо 60 лет будут пахать до 64-х. Кому нужна будет на работе эта бабка? Тем более, что и молодым не всегда находится работа.

Сейчас сокращены чуть не вполовину пособия для мам-одиночек. Их в стране более ста тысяч. Иногда дамы в брак не вступают, рожают ребенка и сидят на пособии до 18-летия младшего ребенка. Теперь Нетаниягу – наш министр финансов - решил заставить работать молодых женщин. Плохо, что огульно всем почистили кошельки, но бюджета на всех не хватает. Правда, министерство религий осталось. Мы полуцивилизованное государство, раз религия от него не отделена, хотя светского населения в Израиле – 87%.

И безработица у нас велика - 10%, но в стране от 150 до 300 тысяч нелегальных рабочих, то есть те самые 10%. В СМИ одни кричат, что иностранцев надо гнать (уже выслали 50 тысяч), другие пугают, что на места иностранцев евреи не пойдут. Отчасти правы и те, и другие. На стройках и уборке урожая платят мало, поэтому там трудятся палестинцы и иностранцы. Если оплата будет достойной, то «русские» пойдут и туда, так как на тех местах, где они работают, пахать приходится немало, но хоть оплата не ниже минимума.
 Уход за тяжелобольными осуществляют филиппинки и выходцы из бывших соцстран. Эта работа тоже ценится невысоко, и она тяжелая как физически, так и морально.

Очень большую роль в выборе «ехать – не ехать» играет Сохнут - Еврейское Агенство в странах СНГ. Знакомым из Читинской области работники Сохнута расписали тут такое удивительное житье, якобы водитель в месяц получает по десять тысяч долларов. Я сказала, что будет отлично получить эту сумму за год, но мне с высокомерием ответили, что за такой мелочью не стоило и ехать - просто не поверили.
Теперь этот парень пашет по 12 часов в день за 3200 шекелей в месяц (примерно 750 долларов), но не водителем, потому что у него нет средств подтвердить водительские права. Впрочем, водителем не так легко устроиться, чтобы получать хотя бы 1 тысячу долларов в месяц.

 Посмотрим правде в глаза. Все сионисты уже уехали. Едут теперь или потому, что тут живут родные (не всегда готовые помочь!), или потому, что плохо жить дома (нет гарантий, что тут будет лучше), или из желания посмотреть мир, ведь в качестве тыла можно оставить на Родине непроданное жилье и в любой момент вернуться обратно.
Главное - прожить тут более года, не сорваться назад сразу, не купить в первые полгода квартиру, поддавшись на уговоры маклеров.
 Наша дочь недавно въехала в купленную квартиру, только больше нашей – там 96 м, 4 комнаты - купили за 81 тыс долларов. Ссуду у банка мы взяли на 12 лет, дети – на 15 лет под 4% годовых. Правда, через 15 лет государство дает подарок купившим жилье порядка семи тыс долларов прямым перечислением в банк, то есть уменьшается ссуда, только коэффициент инфляции накручивается на всю сумму. Жилье у дочери(без стоимости коммунальных услуг) обходится в месяц сейчас около 400 долларов.
 Вот родителям, как пенсионерам, государство оплачивает съемное жилье почти полностью, пока не предоставит квартиру бесплатно (в нашем городе - в течение 6-8лет).

Прожив тут некоторое время, надо созреть самому, чтобы сказать себе - верным был шаг в репатриацию или нужно всё переиграть. Некоторых эта дилемма мучает не годы – десятилетия. Решительные люди что-то пытаются изменить: уехать в Канаду и вернуться, помаявшись там без поддержки и без работы, переехать в центр страны, где всегда есть работа по уборке, или вернуться в Россию, если накопили денег или, наоборот, просадили все здесь.
Вариантов немало, но как бы кто ни решил, все равно будет оставаться сомнение, а стоило ли сюда ехать? Падает социальный статус у 80 –ти процентов репатриантов, которые здесь не могут работать по специальности в силу ряда причин: освоить новый язык на должном уровне получается не у всех, и столько музыкантов, инженеров, юристов и преподавателей здесь не нужно.
Как говорят в России: «Хорошо там, где нас нет».
Как говорят наши в Израиле: «Хорошо тут только пионерам и пенсионерам».
Но мы пока не жалуемся.
 (Октябрь, 2003)

ПС: 2019г. Сейчас ситуация в Израиле другая: низкий уровень безработицы, минимальная заработная плата составляет 1,5 тысячи долларов. Да и в нашей семье больше позитива - у всех полностью погашены выплаты по ипотеке, поменяли свои квартиры на лучшие варианты, много путешествуем по разным странам и континентам, чего в России не было бы - максимум Турция раз в несколько лет, а не 2-3 раза в год то в Европу или Азию, то в Африку или Америку. Как говорит моя дочь, возвращаясь из путешествий по миру в аэропорт Бен-Гурион: "Лучше Израиля страны нет!" Наша семья в полном составе - мы с мужем, наши дети и моя сестра с племянниками и их семьи - полностью согласны с этим лозунгом.