Весы системной логики для властной корысти

Андрей Басов
Наша "элита" имеет такое же отношение
к элитарности, какое золотарь имеет к золоту
 (неизвестный мудрец)



Предисловие

Вообще-то, здраво рассуждая, прежде чем браться за решение какой-либо общественной проблемы неплохо бы попытаться вникнуть в ее сущность, истоки происхождения и логику всех связанных с ней обстоятельств. Размышляя о преступности вообще и коррупции в частности, мы обычно хватаемся за конкретные факты и их статистику как систему физических событий, оставляя за рамками рассмотрения, исследования глубины системы условностей, в которой эти события проистекают, существуют.

Но ведь именно система условностей "можно или нельзя" как раз и позволяет отличать не только уже свершившийся поступок от проступка, но и предостерегать от неверных действий. Следовательно, если мы признаем, что преступность, коррупция системные явления (а это уж давно признано и не только у нас), то некуда деться от предположения, что в самой системе условностей – законах (и причем, возможно, законах и отношениях далеко не только уголовных) существует порок или пороки, которые либо провоцируют, либо допускают возникновение состояний благоприятствия развитию и удовлетворению пороков.

Представляя же себе сложность и разветвленность системы условностей, очевидность и неочевидность последствий существующих условий, цепную взаимосвязь происходящих в ней процессов на первый взгляд не связанных ничем вообще, совсем несложно догадаться, что истоки преступности, коррупции могут оказаться в совершенно неожиданном месте. И еще проще догадаться, что события, имеющие под собой одну и ту же основу – корысть, скорее всего, имеют один и тот же первоисточник питания, несмотря на разницу в конечных формах удовлетворения корысти.

Экспресс-анализ

Что же мы имеем для начала анализа не системных последствий, а системных истоков?

1. Коррупция как и вообще произвол связана с принадлежностью к органам власти, государственного управления, исполнения. То есть, со сферой законотворческого и управленческого труда и ее масштаб сильно зависит от должностного положения. Следовательно, рассмотрению должна подвергнуться административная система государства. Вернее существующие в ней правила, связанные с административным трудом.

2. Управленческий труд государственных служащих – это как и всякий другой труд должен быть элементом системы разделения труда государства (СРТ), раз речь о деятельности аппарата управления внутри него и потреблении работниками аппарата благ, созданных в СРТ. Следовательно, рассмотрению должна подвергнуться и СРТ тоже.

3. Государственная система не может генерировать труд, способность к нему. Труд – природное явление. То есть, административная система, как искусственное образование может быть лишь внутренней подсистемой СРТ. Следовательно, административная система будет нормально работать лишь в том случае, если ее собственные правила не будут противоречить более фундаментальным правилам той системы, внутри которой она находится. То есть, правилам СРТ.

4. Произвол, коррупция в административной системе по факту характеризуются легкой осуществимостью, безнаказанностью, независимостью от интересов и требований населения, представляющего собой СРТ. Где-то "нельзя" превратилось в "можно"? Следовательно, с большой вероятностью можно предположить, что существует какое-то принципиальное противоречие между системой и подсистемой. Ведь в главенствующей системе - СРТ все занятые общественно полезным трудом сильно зависят друг от друга.

Да, действительно, СРТ характеризуется именно общественно полезным трудом и мы все сидим в ней с самого рождения. Да, именно с рождения. Дети находятся в ней в группе временных иждивенцев, а пенсионеры в группе обеспечивших себе пожизненный отдых и так далее. Система разделения труда - это сложившаяся с древних времен система общественных отношений. В основе системы лежит морально-этическая доктрина общества. Частным случаем этой доктрины являются, например, некоторые всем известные библейские заповеди. В системе разделения труда каждый человек, вкладывающий свой труд в удовлетворение потребностей других людей, имеет право на равных со всеми основаниях пользоваться результатами труда любых других людей этой же системы пропорционально вкладу своего труда в общее дело. Например, любая специализация труда, любое посещение магазина - это обращение к СРТ.

Систему разделения труда в первую очередь характеризуют две очень важные вещи.
1. Она защищает всех участников от произвола в отношении друг друга.
2. Происходит это потому, что опять-таки, как ни крути, но это система общественно полезного труда. То есть, оценку полезности труда делает не сам тот, кто его приложил, а тот, для кого этот труд предназначен - потребитель. Если чей-то труд хорош, то потребитель платит за него. Если качество труда скверное, то потребитель просто его не принимает, не платит за него. Если же чья-то ущербная деятельность кому-то навязана принудительно или обманом, то ущерб от этого взыскивается по суду.

Все люди на территории государства должны входить в эту систему независимо от того, частным или казенным, физическим, гуманитарным или административным трудом они занимаются. Но вот, например, в законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" прописано, что "Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации".

То есть, здесь совсем другой основополагающий принцип оплаты труда, нежели в СРТ. Он никак не исходит из условия общественной полезности работы, ибо не предполагает непрерывную и осязаемую оценку труда госаппарата потребителем его услуг - населением. Аппарат власти оплачивается из бюджета, который он сам и распределяет. То есть, платит сам себе независимо от качества своей работы. Расхожие разговоры о том, что услуги аппарата оплачивают налогоплательщики абсолютно не состоятельны. Нет, деньги берутся из общих фондов самим аппаратом, а не выплачены населением целенаправленно именно аппарату и именно за его услуги по его главной и единственной государственной функции - защите прав граждан. Из которой, кстати, вытекают все необходимые элементы государственного управления сверху до низу. Все, кроме произвола, конечно.

Таким образом, нарушено главное требование СРТ - оценка и оплата любой деятельности тем, для удовлетворения потребностей кого эта деятельность предназначена. Следовательно, аппарат власти по этому главному признаку - общественной полезности труда не является участником, элементом СРТ, хотя обязательно должен им быть, раз берется за выполнение функций внутри ее и, тем более, пользуется ее благами. По факту и сути сегодняшний аппарат управления государством - это какая-то совершенно отдельная, самостоятельная корпоративная система. Ничего удивительного нет ни в ее независимости от интересов, влияния населения, ни в безнаказанной коррупции, вытекающей из этой независимости. Система формально именуется государственной, а фактически полезных государственных функций в отношении населения может и не выполнять, если не захочет, или если не побоится массовых возмущений.

Ввести же аппарат в лоно системы общественно полезного труда, в принципе, достаточно просто. Отмена оплаты его услуг из бюджета и введение прямой оплаты населением. О формах, способах такой оплаты и говорить-то особенно нечего. В СРТ существуют самые разные формы оплаты самого разного труда для самых разных ситуаций и нужно лишь взять наиболее подходящую.

Механика определения за что платить населению, а за что нет, тоже ничем не сложнее. Плата обязательна и неизбежна, но, например, если по вине властей нарушены права гражданина или оказались без защиты при покушении на них, то тогда человек через решение, допустим, мирового судьи беспошлинно освобождается от обязательной оплаты услуг виновного уровня, органа власти. Восстановлены права или получили какую-то соразмерную компенсацию и обязательная плата возобновляется. Нужно только доказать судье факт нарушения. Когда налицо неоспоримый факт, то доказательства всегда найдутся, даже без привлечения адвокатов. Ложный или проигранный иск влечет за собой уплату судебной пошлины. Можно даже предусмотреть в законах какой-то предельный уровень падения объема перечислений платы за услуги власти. За ним должна следовать принудительная смена состава ущербного органа, отчисления населения в пользу которого снизились в результате судебных исков, скажем, более чем на четверть.

Фантастика? Нет, логика. И эта логика подсказывает, что произвол и коррупция нежизнеспособны при таких условиях по совершенно естественным причинам. Произвол, коррупция – это нарушение прав населения в том или ином виде, в той или иной фазе осуществления. Кого-то это обязательно затрагивает недвусмысленно и непосредственно утратой достоинства или имущества, которые могут быть взысканы через суд. Только вот по иску возмещение пострадавшим следует уже не из госбюджета, а из бюджета виновного органа, который формируется из прямых поступлений от граждан. При безнаказанности можно надуть кого угодно и разделаться с кем угодно. Но вот невозможно разделаться при неизбежной наказуемости со всем народом, от которого по должности и имущественному состоянию зависишь напрямую. При таких условиях у системного произвола, системной коррупции отсутствует опора. Мелочь, конечно до конца, наверное, не истребить, но исчезает круговая порука и тут ей, этой мелочи выжить будет довольно сложно.

СРТ – это саморегулирующаяся система как всякая естественная, и все проблемы решает сама общими усилиями всех входящих в нее людей. Это еще и без малого триста лет назад заметил и доказал незабвенный и не опровергнутый до сих пор Адам Смит. Если, он заметил, конечно, перед СРТ не выставляются искусственные, дестабилизирующие препятствия в виде неблагоразумия власти. Описанный выше принцип содержания лиц "государственного управления" – это перманентная диверсия внутри СРТ. Препятствие существующее в веках и провоцирующее столь же извечное и однотипное возмущение тех масс, которые составляют действительный фундамент СРТ. Понятна становится и причина мало успешной борьбы с произволом, преступностью, коррупцией. Один из генераторов накачки ситуации – административный работает непрерывно и никому почему-то не приходит в голову, где у него выключатель, на который необходимо нажать.

 Июнь, 2006 г.