История одного интереса 12 глава

Далецкий Александр
  Глава  12

Хотя командир и приказал спать, возбуждение от событий бурной ночи вылилось в то, что сначала один, затем – другой, расположившиеся спать офицеры, вздыхали и ворочались, в обогретом тусклым светом дежурного освещения, отсеке, а после и вовсе поднялись, и расселись на откидных лавках. Только сержанты из разведгруппы, натренированные спать по системе аутотренинга, тут же захрапели и засопели на разные лады. Что ж, всё верно: солдат спит, а служба идёт.
Внутренний страх остаться без привычной цивилизации здесь, не известно на сколько, Сергей гнал от себя, как совершенно вредную мысль, но, в целом, адреналинчик впрыснулся довольно основательно, и несколько взбодрил. Сонливость незаметно исчезла. Нечаев вновь подсел к экипажу, поскольку вертолётчикам также не спалось, и  чтобы хоть как-то отвлечься от невесёлого развития событий заговорил с пилотом:
- Не спится?
- Да какое там! Дома, Бог даст, отоспимся!
- Как машина себя вела в полёте? Необычное что-нибудь заметили?
- А посмотрите сами, второй пилот сейчас всё наглядно продемонстрирует на приборах.
- А без приборов, на словах, можно, а то шуметь, ребят будить, не хочется.
- Хорошо. Я как командир борта сразу заметил то, что топливо сгорает как-то странно, так, будто у него октановое число вдвое увеличилось, и оттого стала прослушиваться лёгкая детонация в двигателе. Проверил – температура повышенная. Если бы не сам дозаправлял «Мишку», так и подумал бы, что туда бензина ливанули! И по расходу похоже. Меньше расход стал, в полтора раза, а если подрегулировать, то почти вдвое меньше станет.
- Не стоит, через неделю всё постепенно вернётся, как должно быть. Ещё что-нибудь?
- Разрешите мне доложить? Я как штурман, не имел права отвлекать командира на то, в чём не был уверен, на то, что мне показалось, но по координатам, примерно соответствующим немного более западному месту, чем современный Гданьск, мне показалось, что я заметил огни довольно большого по площади поселения, Но не уверен - наплыла небольшая низкая облачность, или туман от дыма… А  после уже разглядеть не смог.  Сами понимаете, далеко.
- Кто-нибудь успел разглядеть умершего солдата, и тех, кто стрелял?
- Я всё прекрасно успел разглядеть, и могу немного прояснить картину.
- Я вас узнал! Как же! Кафедра военной истории! Э-Э-Э…
- Эвальд Шаповалов.
- Не ожидал Вас увидеть в камуфляже! Едва узнал! Погоны!
- Я же, кроме прочего, полный полковник, как говорили прежде, почему бы мне быть не в форме! А то, что я не сел в обоз с учёной группой, которая, кстати, осталась на Большой земле, так это из-за ящиков с оборудованием. Для их оборудования места маловато, а мне что – я налегке! У меня только портфельчик с лэп топом, как говорит племянник, с моим мобильным рабочим кабинетом. В нём 60 гигов полезной информации, и вся к вашим услугам. Вы спрашиваете – я даю ответ. А теперь хочу сказать пару слов по существу нашей ситуации. Меня в своё время друзья прозвали орнитологом за то, что я курсовую писал о шлемах римских легионеров.
Шаповалов поднялся, как бы подводя черту под лирическим отступлением, и сразу заговорил о деле:   
  - Так вот, не вдаваясь в подробности, могу сообщить следующее: умерший был несомненно легионером Римской Империи, и служил ещё в пехоте, в чине центуриона первой центурии, и центурионом целой когорты, так у них было принято совмещать, что в римском воинстве соответствовало должности нашего капитана. В его подчинении находилась, как минимум, центурия – это подразделение из восьмидесяти солдат, не считая чинов порученцев и тех, кого у нас, при царе, денщиками и посыльными курьерами звали. Этот умерший, как в старой русской армии, в общем, полуротный и ротный одновременно, а целая «рота» - манипул, это одна треть от когорты, их батальона. Когорт («батальонов») было в Легионе, «полку» - десять.
Этот, невезучий, командовал первой центурией первого манипула пятой когорты. Средний офицер, но, добросовестный и исполнительный, он мог бы и дальше быстро прыгать по служебной лестнице. Дорос бы до «майора», и командовал бы когортой,  хотя здесь, без потерь в комсоставе, это проблематично. Ему несколько раз поручалось проведение специальных операций. Имеются в виду такие, как, например, по доставке достаточно важного груза, или разведка окрестностей дорог, перед их строительством, вполне возможно и боевое охранение колонны с тем же грузом провизии. Большего, на сей момент, я вам сказать не могу, как и того, империя эта наша, в смысле из истории нашего прошлого, или другой цивилизации.
- И какой ответной реакции мы вправе ожидать?- спросил Сергей.
- Вот здесь всё достаточно просто и понятно. Схема управления войсками за последние двадцать веков практически не изменилась. Командование примет старший по приближению к выбывшему центуриону, командир второй центурии, он расставит наблюдателей вокруг своей базы. Вышлет бойцов для наблюдения за нами, с приказом не ввязываться в бой, а также связных, которые при необходимости побегут или поскачут в расположение лагеря с сообщением, и, на безопасном расстоянии, станет ожидать приказа или нового командира. Его назначит командующий легионом.
- Эта группа может быть боевым охранением лагеря?
- Нет. Для этого лучше всего подходят конные разъезды, патрулирующие периметр, поскольку они маневренны, и могут быстро донести весть о нападении командованию в лагере. Кроме того, охранение никогда не удалялось более, чем на километр, ну, максимум пару километров от базы, а мы с таким грохотом прилетели, да и не видели мы костров сверху… Будь они рядом, без сомнения, они бы были уже здесь.
- А если предположить, что лагерь находится примерно в двадцати километрах от нас, такое возможно? Это вписывается в римскую тактику проведения спецопераций?
- Идеально. При патрулировании на, так называемых «легионных землях», то есть по округе, завоёванной или просто, тыловой, где легионы несут гарнизонные функции, или пограничные с добрыми соседями, с которыми имеется ряд экономических договоров в обмен на безопасность, там такими силами солдаты не перемещаются. Это может быть десять – двадцать человек патруля, здесь же – командует сам центурион. Значит довольно крупному отряду, не менее сорока человек, была поставлена вполне конкретная задача на неподконтрольной, возможно пока неподконтрольной, территории. Вполне допустимо и уместно будет предположение о некой тайной задаче, поставленной цезарем, или, возможно, августом – высшим иерархом, данному легиону.
Есть у меня одно любопытное предположение. Если оно подтвердится, то нам будет впервые в истории человечества оказана честь  авторства открытия в области античной истории, достигнутого эмпирическим путём, с выездом к месту самого события, и предоставлением, в качестве доказательства, стенограммы опроса живых свидетелей загадочного происшествия, имевшего место в период от триста шестидесятого года от Рождества Христова, и до четыреста десятого!
- Эвальд …
- Викторович.
- Эвальд Викторович, почему бы утром Вам не рассказать нам всем об этом, не провести, так сказать, политинформацию о том, что в этом мире на сегодняшний день деется! Надеюсь, срок секретности сведений давно истёк, а нам станет немного понятнее, куда мы попали, и как нам себя вести в данной обстановке.
- А чего утра ждать? Похоже, что все и так бодрствуют! – улыбнулся историк.
Нечаев обернулся и увидел плотную стену интересующихся.
- Все согласны со мной, что отложим до утра? - Сергей  Нечаев обвёл глазами присутствующих, и сам чуть не рассмеялся: вокруг собрались тесным кольцом практически все.
- Да, а если завтра война?! – вставил кто-то.
- С удовольствием готов начать прямо сейчас! Такого, позволю себе скаламбурить, живого интереса к древностям, я давненько не встречал.
- Значит, последняя экспедиция была уже давно?
Смех прервал Сергей, одёрнув остряка:
- Андрей! – и этого оказалось достаточно.

          - Тогда я продолжу с того, на чём мы остановились:
Каждый легион имел свои отличительные знаки. С рассветом нам следует осмотреться повнимательнее.
- Чтобы не вляпаться.
- Андрей, ну-ка, давай в последний ряд!
- Я больше не буду, честное пионерское!
- Больше не буду предупреждать, сразу снаружи на часы встанешь!
-Датами я вас нагружать я не стану, скажу только, что ближе к закату Римской Империи структура войск по этнической принадлежности заметно изменилась. Началась же структурная реформа с того, что вместо подавляющего большинства граждан Рима, легионы стали состоять более чем на половину из подданных живших в провинциях империи. Набирать в легионы стали жителей империи, не являвшихся прежде гражданами, теперь же оно, гражданство, было предоставлено всем им, хотя и формально, поскольку у них  уже действовал закон о…
- О воинской обязанности!
- Я тебя, выскочка, предупреждал?
- А я что, командир? Лектор спросил – я ответил!
- Совершенно правильно ответил, надо заметить! Так вот, даже несмотря на такое ухищрение, новобранцев не хватало, чтобы укомплектовать легионы по боевому распорядку. Взамен выбывавших легионов, формировались новые, которые включали в себя даже федератов – наёмников из числа сопредельных племён. Легионы стали разношёрстыми по национальности, вере и оснащению. Как и всю страну, легионы лихорадило от задержек выплат жалованья, из-за нехватки денег в казне, и противоречивых, непоследовательных, законодательных нововведений.
Многие историки, не имея достаточных исторических фактов, построили целые теории относительно состояния дел в войсках Рима. Но ведь была проведена структурная реформа, изменившая сами легионы! Она позволила принять на  вооружение, частично замещая пешие когорты, конницу. И  напротив, вычленив из самодостаточных легионов по две когорты в полевые полки, тем ослабила легионы. К легионам приписывали конников, грамотно использовать которых из центурионов триариев могли далеко не все, поскольку, как командиры, они выросли «в окопах», в пехоте, то конники становились обузой для этих легионов. Происходило ослабление боеспособности основных боевых единиц, а тактики для совместного использования полевых полков и конных подразделений римская армия ещё не наработала. При общем ослаблении, на фоне недостаточного финансирования для проведения перевооружения, вести боевые действия было нельзя. Но им их навязали германские племена. Ситуация сложилась примерно та же, что и у нас в сорок первом. Как у нас, расформировывались механизированные корпуса, перед войной, так и, почти за две тысячи лет до этого, перед решающими битвами Римской Империи, начали расформировывать самые удачные боевые единицы в мире, на тот момент. Их нужно было лишь укрепить конницей, но, как говорили неандертальцы: « Кто не успел, тот – опоздал»! Но, заметьте, даже такая, убогая, реформа армии требовала больших денежных затрат! Откуда они появились, сразу, и вдруг? Откуда вдруг произошёл разовый вброс средств?
В Истории Римской Армии среди других тридцати трёх
легионов, это максимально полное число, был легион VIII Augusta. Старый легион, он как минимум трижды побывал в ситуации спасителя положения, когда всё держалось на волоске. Продемонстрировавший свою лояльность и стойкость, внешне он не отличался от иных , как не отличается простой десантник от десантника из подразделения по проведению спецопераций.  Та же форма, то же вооружение, но вот кадры были – на подбор. Не только офицеры, но и рядовые солдаты умели держать язык за зубами.
Кто из вас не читал книгу «Секретный фарватер», или не видел этого фильма? Так вот, этот легион так же внезапно появлялся  в нужное время в нужном месте, как и подводная  лодка в этом произведении. Внезапным для всех появлением, и для противника, и для своих, он склонял чашу победы в свою сторону, и уходил. Он бился на континенте, в Британии, Верхней Германии, бывал и в Марокканских землях, и в Дакии, и каждый раз не задерживался надолго ни в одном месте, словно растворяясь, в очередной раз, на несколько лет. Менялись командиры, солдаты, а таинственная скрытность легиона сохранялась. И исчез он после битвы за Рим, как обычно, в никуда, известно только, что не был он разгромлен.
Про второй легион, также исчезнувший водночасье, известно ещё меньше. ХХII  Primigenia так он назывался. Интересно то, что и этот легион, недавно сформированный, и не успевший обрести славы, просто исчез, бесследно. Объединяет же эти легионы то, что однажды они, согласно документам, были расквартированы в одном и том же месте, на территории провинции Верхняя Германия. И хотя оба они были старого образца, но были не усечены, а усилены, по уму, конницей, от чего численность каждого составляла не от трёх до пяти тысяч, а от восьми, до двенадцати. После их встречи в Верхней Германии, в сто тридцатом году, они снялись со стоянки, и ушли, не оставив никакого о себе свидетельства. Позже,  VIII Augusta  снова всплывал, дважды. Это происходило как раз перед некоторым экономическим подъёмом, в первый раз, который я уже упоминал, и перед битвой за Рим с вестготами, пришедшими туда под руководством Алариха, в другой раз. Легион принял в битве активное участие, а позже занялся проведением специальной операции по спасению высших чинов, после чего исчез навсегда.
Были желающие расспросить военных о том, что сталось со вторым легионом, и где они оба пропадали, но разгадать эту тайну, хранимую временем с начала пятого века, довелось, по всей видимости, нам, ведь дело, по всей вероятности, вот в чём…
Внезапно рассказ был прерван громкой связью, которая, после  завершения радиообмена видимо осталась включенной.
- Третьего вызывает первый, ответьте, как меня слышите? Приём.