ДРЕВНЕРУССКАЯ ТОСКА.
Посвящается моему двадцатилетию
I.
Город. Озеро. Остров. Монастырь.
- Дарья!
"... Нет! Нет!! Оставьте меня, злые ангелы!!! Ада нет! А Рай... Объясните же мне, что такое Рай?!! Что такое Ваш Рай?!!"
- Дашка! Да вставай же ты!' Сегодня твоя очередь разли¬вать...
- А?!
- Война!.. Поднимайся...
2.
Железные ведра точечным холодом натирают икры. Малень¬кий деревянный мосток чуть выступает за камыши, перед ней почти бесконечная гладь воды, которую обнимает разноцветный лес. Хвойный… Или смешанный…
«Природа... Бесконечно древна и потому прекрасна...
Древна?..»
Дарья оборачивается и с надеждой всматривается в пейзаж монастыря, пытаясь уловить родство трехвековой древ¬ности с состоянием природы. Полно! Хилые осинки, придавлен¬ные к земле банальными стенами, редкая трава, да следы че¬ловеческих рук вокруг. Везде следы человеческих рук!
«Что же?! Миф?! Все, что ЗДЕСЬ - миф?
А ТАМ? Там реальность?
О, разочаровавший меня: ангел, если ты есть, скажи, что было ТАМ!..»
3.
- Дашка! Влезай осторожней! Вчера пьяный Валерик снес половину ступенек у лестницы.
- Как он только залез на шестой ярус!? Е****ся бы с 18-ти метров и кодировка не нужна...
Огромный пятиглавый храм мрачно чернит ободранными стенами, одетыми в нелепые деревянные леса.
"... Ну, что, Время? Посмотри на творение своих рук! Дом Светлого Чуда, кричишь ты? Так посмотри же, во что он прев¬ратился за жалкие мгновения двух столетий..."
- Наташ, а тебе Юрик нравиться?
- Тише! Говорить не можешь тише?!
- Да ладно! Каждая монастырская собака сегодня ночью с
вами сталкивалась.
- Ирка! Прекрати!
На Дарью с верхнего яруса сыплются деревянная стружка, кисточки и скальпели. Она машинально собирает последние в кучу, другой рукой продолжая тонировать изображение двухметрового Спаса на убрусе...
«... Лик.... Юношески, зрелый ангел, - по примеру которого мы стремимся жить. Тебя невозможно увидеть, ты - плод под¬сознания... Тебя невозможно изобразить жалкой палитрой Земли… А я?.. Что делаю Я? Мечтая срубить побольше денег, а поэтому торопясь, латаю кем-то нарисованную на тебя карикатуру?!
Забавно…
Молиться на карикатуру...»
- Даш! Даша! У тебя остался бензин? Ленка своему Николе
одну руку не дочистила.
Смех
- Он у тебя как фраер в одной перчатке!
«... Ты карикатура, а Никола фраер...
Богат все-таки русский язык...
Сейчас замешаем тебе колер на бровь… а, дьявол, гадская мастика! Поскорее бы обед, меня давит атмосфера твоего дома, мне в нем холодно... и одиноко...
О, Господи! Как же мне одиноко!!!
А ты молчишь...
Оставим...
Мне всеравно...»
4.
- Дашка, далеко?
- На пленер, ты не в курсе, где ключ от лодки?
- А ты классное место нашла? Потом покажешь...
Глухое маленькое озерцо, связанное с основной водной громадой лишь незаметной протокой, сплошь поросло кувшинками и камышом. Привычное открывание, и установка; в неуклюжей лодке этюдника, выдавливание красок на палитру...
- Дарья… Дарья… Ты СЛЫШИШЬ?
«... Слуховые галлюцинации презабавная вещь, собственно как и зрительные... Итак, начнем… Это дерево в камышах отлично впишется в размер холста... Или...»
- Дарья... У тебя такое древнее, красивое, имя... Дарья… Одень белые одежды... Подставь лицо дождю… Ты же ЗНАЕШЬ как сладок дождь…
«... Да, я люблю дождь.,. Люблю землю и то, что на растет... Мечтаю любить, мужчину… А еще я люблю себя...
Я вообще люблю ЖИТЬ...
Где же моя память на десять заповедей?!.»
Рука профессионально порхает от палитры к холсту и обратно. Время летит незаметно, тишину нарушают лишь шуршание кисти, плеск воды и первобытный шепот:
- Дарья... А каково быть дикой кошкой в момент земного катарсиса?.. Ты же знаешь, каково это... А твоя религия позволяет пасть ТАК низко?..
«... у мен я нет религии! Я не желаю спасать душу! Чистота поступков, отфильтрованные стерильные мысли… а что же останется
телу?.. Что останется телу?!!
Хорошо... Оставим... Мне... Мне обычно всеравно...»
5.
- А, Дашка?! Заходи! Васька с водкой подсуетился, присое¬диняйся !
- Сегодня день Ивана Купалы...
- Чего день?
- Ивана Купалы...
- Ну и как?
«... Как?! Обнаженные тела в воде, факелы в руках... Песни, гомон, смех... Костры, бесовские танцы и много тепла... Как же бесконечно много тепла!...»
- Понятно... - кто-то звенит стаканом, - Сама не знаешь, как.
- Да давайте просто допьем на природе. Возьмем пару лодок и на соседний остров, надоело в духоте сидеть!
- Языческий праздник под стенами православного монастыря?
- А! Какая формальность! Дашка, спой лучше Янку и поедем...
«Напиться? Променять цветочный сок папоротника на дешевую карту в сорок оборотов? И Ты научил нас, что это ИСТИНА? Нет! Никогда!!! Не будет так! Пойми же, нако¬нец, что просто не может быть так..."
- Дашка! Ты куда?
Дарья быстро шагает по дорожке, временами срываясь
бег. Фонари, ржавые остовы качелей, монастырская кухня с
резким свечным запахом, а тупик - огромный пятиглавый храм
с безмятежным, залатанным новыми тонировками ликом...
Кодовый замок, знакомая комбинация двух пятерок и восьмерки, ржавая цепь, массивная чугунная решетка, оббитая свежим железом дверь...
Десять медленных шагов гулко отдаются под пустыми сводами.
Пустыми...
Она тяжело выволакивает на середину пятидесятилитровый баллон с бензином и планомерно разливает его по ведрам... А потом - Танец! Тело в экстазе порхает по лесам, оставляя за собой шлейф бензинового пота. Стены и доски жадно впи¬тывают священную влагу, а посередине второй круг из оставшихся досок, икон и бумажной рухляди...
И бензин...
И факел...
Вспыхивает мгновенно. Два пылающих круга и в центре ОНА! Ничего нет в мире, только Она в сладком, жарком двойном кольце:!..
Дарья, бездумно крича поднимает вверх руки и пылающий храм на мгновение превращается в КАПИЩЕ...
…всего лишь в капище...