Логопеды в апельсинах

Принято считать, что мальчики развиваются медленнее девочек – позже начинают ходить-говорить. Один легендарный малыш просидел на печи до 33 лет – до возраста Христа. Зато потом таких дел наделал. Но байки известные. А я хотел с вами вот о чем.

Мой сын с самого рождения своим поведением опровергал все постулаты доктора Спока. Он не брал пустышку или бутылочку с соской, не ползал, зато сразу начал ходить. И говорить тоже начал гораздо раньше, чем предполагает в своих книгах великий педиатр современности. Но разговаривал он с нами, а за одно и со всеми птицами и животными, на каком-то своем языке. Самое смешное, что зверушки и детишки его как раз очень даже хорошо понимали, а для общения со взрослыми он использовал короткие словечки, жестикуляцию и частые повторения одного и того же, пока мы, повинуясь имеющимся у нас заданной шаблонности понятий, наконец ни начинали понимать, что же ему надо.
Надо отдать ему должное, человеческий язык он освоил тоже достаточно быстро, но упростил его тем, что не проговаривал шипящих и «трудных» букв: «л» и «р». Так поступают многие детишки. И для обучения их нашему с вами наречию существуют логопеды. Попали к логопеду и мы где-то года в 3,5.

Нам очень повезло в том плане, что девчушка-доктор была совсем юной, и, судя по ее отношению к малышам, доброй, и что самое замечательное – профессия ей нравилась и знания, полученные в ВУЗе, еще не подверглись шлифовки опытом.

Контактности сыну было не занимать, поэтому я предоставил полную свободу специалисту в общении с ребенком, расположившись в самом дальнем углу кабинета.

Они быстро нашли общий язык. Попутно он просветил барышню на предмет того, что школьный портфель можно называть чемоданом. Поскольку я часто выезжал в командировки, а школьников в нашей семье тогда не было, звучало это достаточно разумно, и доктор была приятно обрадована новым для себя видением картинок.

Когда все карточки в ее арсенале закончились, она перевела разговор на более общие понятия, как то: овощи-фрукты-цветы-птицы-звери. Тут проблем тоже не возникло – мы регулярно выезжали за город, и посещали зоопарк, которые у него не вызывал особого интереса.
Дело дошло до домашней утвари. Привожу диалог.

- А какая мебель у вас есть дома?
- Никакой.
- Как? У вас нет дома мебели?
- Нет.
- Но ты знаешь, что такое мебель?
- Знаю.
- А где же ваша мебель?
- На улице.
- Как это на улице? Где?
- Рядом с нашим домом.

Надо вам сказать, что подобный оборот был неожидан не только для юного логопеда, но и для меня. Девушка, явно заинтересованная в решении проблемы, внимательно смотрела на мальчика и молчала. Видя ее затруднительное положение, я пришел на выручку сыне:

- Расскажи.
- Папа! Ты же знаешь, что у нас рядом с домом магазин «Мебель». Ты сам говорил! Там ее покупают и везут домой.

Доктор поймала нить разговора:
- А дома?
- А дома – стулья, столы, кровати. Дома «мебель» не написано. Мебель в магазине.

К своему стыду, я до сих пор не очень уяснил себе в чем разница, но видно, что-то из моих разъяснение заставило его думать, что есть-таки разница между домашней мебелью, и товаром, что в общем-то, в какой-то степени верно, если смотреть на проблему с точки зрения товарно-денежных отношений.

Дальше. Я уже и не знаю, что тому явилось причиной, но наша барышня решила перевести разговор со скользкой темы «товар-деньги-товар», на уже опробованную почву овощей и фруктов. Напомню, что карточки с картинками уже закончились, и барышню потянуло на экзотику.

- А какие фрукты ты ел, но не видел, как они растут.
- Бананы.

Да, бананы, то немногое, что он у нас ел с удовольствием и всегда.

- Хорошо. А еще?
- Ничего.
- Как? А такой оранжевый?
- Оранжевый не знаю.
- Ну, кожурочку очищают, а там долечки.
- Апельсин? Апельсин знаю, но не ем. А оранжевый не знаю.
- Но апельсин же оранжевый!!!
- Оранжевый апельсин – знаю, не ем. Оранжевый мандарин ем. Знаю.

Дальше логопед углубляться не стала, выдала нам совет:

- Мальчик очень развитый для своего возраста. Буквы он не выговаривает, потому что у него «язык пришит», там уздечка под языком. Резать уже поздно, он к ней привык. Когда он поймет, что его речь не воспринимается, он сам ее исправит. Наверное, где-то к школе. А в садик специальный – логопедический – вы его не отдавайте. Они ему речь могут и не исправить раньше этого времени, а мышление сделают стандартным. Или не сделают, но ему там будет скучно и неинтересно.

Так мы собственно и поступили. Самое смешное, что доктор оказалась права. Где-то к шести годам, мы стали замечать, что с чужими людьми он говорит четко и правильно, а дома и с друзьями картавит.
Второй раз, и совершенно неожиданно, ему, теперь уже одному, с логопедом пришлось столкнуться в первом классе. В школу он пошел неполных семи лет, умея и читать, и считать, и писать, потому как, такое условие было поставлено администрацией школы. В противном случае, его бы взяли годом позже.
Так вот. Приходит жена за ним в школу, а учительница и говорит:
- Сын плохо выговаривает некоторые буквы. Это в дальнейшем может стать причиной безграмотности, потому как пишут обычно так, как слышат. И с ним штатный логопед школы будет заниматься дополнительно по часу после уроков.

Сами понимаете, что спорит в таких случаях, себе дороже. Но вечером сыну я подкинул такую мысль:

- Вот видишь, твой картавый язык, а ведь ты можешь разговаривать нормально, лишил тебя возможности погулять с товарищами. И вместо этого, как маленький (вспомнил ему историю с мебелью и апельсинами!), будешь заниматься с логопедом.

Как и было условлено, жена пришла в школу за сыном на час позже, чем обычно. Классная руководительница и сын ждали ее на улице с таким «решением» проблемы:

- Вы знаете, у вас очень способный ребенок. Наш логопед научила его выговаривать все буквы правильно за одно единственное занятие! И больше нет необходимости проводить дополнительные! Мы вас уже почти час тут у школы дожидаемся!

И вот о чем подумалось, дорогие мои логопеды и дрессировщики человеческих душ, а не пора ли и вам разобраться с «апельсинами» и «мебелью».

Всем творческих успехов.
Всегда ваш.
Шико.

***

Я шут его величества

Салон «НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА»


Рецензии