Эхо Реконкисты

Ольга Анти
Ко времени начала завоевания Испании мавры уже полностью завершили покорение Африки, победив греков и берберов. Кстати, именно последние и явились одной из причин вторжения в Испанию.
Дело в том, что берберы были одними из опаснейших противников мавров, и даже после покорения сохранили дух борьбы. Стремление сделать их своими союзниками, связав совместными военными походами, обусловило то, что, согласно Ибн-Халдуну, первая экспедиция, пересекшая Гибралтар и проникшая в Испанию, состояла почти полностью из берберов. В ней насчитывалось всего двенадцать тысяч воинов.
Ко времени описываемых событий Испания успела побывать землёй кельтов, колонией финикийцев, греков и карфагенцев. После второй пунической войны территория стала принадлежать Риму. Где-то с пятого века подвергалась нападениям варваров, пришедших с севера, а в восьмом веке Испания была завоёвана визиготами. Они были ассимилированы латинским населением, приняв язык и религию. До середины 13 века именно кодекс визиготов был законом Испании, титул ‘идальго’, то есть сын Гота, считался дворянским еще долгое время. Их кровь обусловила и то, что там иногда встречаются люди со светлыми волосами.
Однако, когда мавры вторглись в Испанию, лишь среди высших классов наблюдалось слияние латинских и готских эолов. Основная же масса коренного населения находилась в крепостной зависимости, и потому была согласна на любую власть. К тому же, страна была раздираема междоусобными войнами, потому как короля выбирали, и сторонники разных претендентов постоянно старались добиться главенства своего кандидата. Всё это и стало причиной успеха мавров. Более того, два известных человека - граф Юлиан и епископ Севильи – даже приветствовали завоевание.
Акхилла, последний законный наследник престола, был вынужден доказывать своё право на королевство. Знать королём избрала Родриго. Акхилла попросил помощи у арабов.
В 711-м году в Испанию вторглась армия, насчитывавшая двенадцать тысяч мусульман. Распри высших слоёв общества и недовольство народа сыграли на руку завоевателям. К тому же, на их стороне выступил епископ Севильи. Быстро были захвачены Толедо, Барселона, а в 721 году и Тулуза. Многие города сдавались почти без боя. Остановить нашествие удалось лишь Карлу Мартеллу в 732 году: мавры были разбиты в битве при Пуатье. Визигот Пелайо основал своё маленькое королевство, уйдя с горсткой надёжных людей в Астурию, на север полуострова. Он надеялся на неприступные горы. Арабами он побеждён так и не был.
Население легко приняло власть завоевателей, потому что их условием была выплата относительно небольшой годовой дани для знати – чуть более одного динара, для крепостных – половина динара.
С 711-го до 756-го года Испания являлась частью империи халифов Дамаска и управлялась эмирами (с учётом их интересов). Первая правящая династия – Омейяды. Она пала через несколько десятилетий. На смену пришла династия Аббасидов. Столицу перенесли из Дамаска в Багдад. Омейяд, которому удалось уцелеть, Абдаррахман I, захватил Кордову. Позже, в 929-м году, отделившись от халифата, она образовала независимое королевство, которое получило название по имени столицы - халифат Кордовы. Кстати, сделал это эмир Абдаррахман III, который был мусульманином, однако имел голубые глаза и русые волосы (случаи кровосмешения были довольно часты).
В руках халифа сосредотачивалась абсолютная власть (гражданская, религиозная, военная), он был «представителем бога на земле». Он также назначал совет, вырабатывавший позицию по вопросам правления империей. Им назначались и губернаторы, обладавшие всей полнотой власти в провинциях. Основные поступления в казну – налоги. Мусульмане платили натуральный налог размером в одну десятую часть урожая, христиане - денежную подушную подать.
В первое время арабы использовали византийский стиль архитектуры. Однако вскоре золоченые орнаменты были заменены арабесками и надписями. Как и на Востоке, в Испании мавры часто использовали свод, который образован небольшими аркадами, опирающимися на выступы. Однако же, на арабскую архитектуру оказали влияние и местные обычаи.
Позитивом можно считать то, что во время правления мавров в Испании активно развивались институты, библиотеки и вообще наука. Дело в том, что к моменту захвата Испании ислам был новой религией (со смерти пророка Магомета прошло менее 100 лет). Потому арабов можно было назвать ценителями радостей жизни, поощрявшими свободную светскую поэзию и разнообразные науки.
Однако коренное население не могло долго мириться с оккупацией и утратой независимости. Разница культур (с постепенным подавлением коренной), унизительное зависимое положение обусловили естественный протест. В Астурии (единственной области Испании которая оставалась свободной) началась Реконкиста - освободительное движение, возвращение занятых маврами земель. Длилась она восемь столетий.
Началом Реконкисты считается битва при Ковадонге, произошедшая в 718 году. Тогда мавры потерпели первое символическое поражение от небольшой армии вестготского короля Пелайо. Он и его приемники основали маленькое, но довольно крепкое королевство, которое вначале должно было удерживать мавританцев, а после - оттеснять их далее на юг. Это было итогом сплочения оставшихся вестготов для борьбы с иноземцами, огромную роль в котором и сыграл дон Пелайо.
Героизм воинов Пелайо обусловил подъём духа сопротивления. Стало понятно, что мавров можно побеждать, а значит, нужно делать это. 724 год стал годом, когда вестготы совместно с басками нанесли поражение арабам близ города Аинса.
Само арабское население было отнюдь не однородно и случаи междоусобиц были вовсе не редки. Иногда заговорщики-мусульмане объединялись даже с христианами. Это порождало жестокие карательные экспедиции. Одна из них происходила на территории современной Франции и была направлена против герцога Аквитанского. Войско эмира дошло почти до Парижа (от Пуатье до столицы совсем не далеко) – в руках халифа могла бы оказаться Франция! Но в этом деле появился франкский полководец Карл Мартелл. Битва при Пуатье (732 год) – грандиозная битва народов. Маврам было нанесено сокрушительное поражение, сам эмир убит. Последующие вылазки захватчиков успехов уже не приносили.
Одной из героических страниц можно считать и Ронсеваль. Хотя эта страница куда более трагична. Возвращаясь из неудачного похода (став жертвой провокации), франкский король Карл не досчитался части войск, которой командовал его племянник Роланд. В Ронсевальском ущелье Роланда и спутников нашли убитыми. Было видно, что они отражали нападение врага до конца.
В 845 году викинги разорили Севилью. После этого эмир решил строить флот, который вскоре стал одним из самых сильных в Европе. Но позитивное значение смешивалось с большим бедствием: на долгие годы европейцы обрели соседство в лице пиратов - сарацинов.
В ходе Реконкисты фактически формировалась единая испанская нация. Большую роль сыграла сплочённость против общего врага. Многие черты национального характера обусловлены именно ею. Отсюда же идут и более размытые границы между сословиями.
Для более успешного объединения необходимо было выбрать некое общее знамя. То, что будет свято для всех. В 9 веке были обретены мощи святого Иакова – Сантьяго. Именно он был сделан символом Реконкисты, а боевым кличем стал возглас «Сантьяго!». Его стали называть «Истребителем мавров».
После в качестве знамени стал выступать и современник, участник Реконкисты. Руй Диас де Бивар, он же Сид Кампеадор (Сид Воитель), в 11 веке возглавил сопротивление оккупантам. Его храбрость не могли не признать даже враги. Вот что писал о нём один арабский хронист: «Человек этот был бичом своего времени, но по своей любви к славе, мудрой твердости характера и героической доблести он был истинным чудом Господним».
Постепенно владения испанцев расширялись. Появлялись новые королевства: Наварра, Арагон, Каталония, Кастилия, Леон. Иногда короли враждовали, и даже привлекали в качестве союзников в борьбе друг против друга мавров. Однако, нередко возникали и союзы: уния Арагона и Каталонии, Наварры и Арагона, Кастилии и Леона. Иногда же достигнутое единство разбивалось просто в следствие политической недальновидности. Так, король Фердинандо I (который объединил Кастилию и Леон) перед смертью разделил земли между сыновьями, дочерям же он оставил каждой по городу. В итоге разыгравшейся междоусобицы королём стал Альфонсо VI. Он освободил от мусульман Толедо (1085год) – бывшую столицу королевства вестготов. А в 1135 году уже Альфонсо VII был провозглашён королём всей Испании, хотя ещё не все земли были отвоёваны.
В 11 веке Реконкиста приобрела особо значительные масштабы. Мавры прибегли к помощи союза племен сахарских берберов, называвших себя Альморавидами. Это была новая сила в исламском мире. Они отличались жестокостью и беспощадностью. В 1086 году войска под командованием полководца Юсуфа ибн Тешуфина разбило армию леонского короля Альфонсо VI Храброго. Отныне Испания испытывала на себе воинствующий ислам. Местные мусульмане, и те предпочли подчиниться власти кастильского короля и платить ему дань, нежели быть притесняемыми Альморавдами. Юсуф провозгласил себя единоличным правителем Испании, низложив всех эмиров. К 1111 году вся мусульманская Испания, за исключением Руэды, была подчинена Альморавидской власти.
В последствии Альморавиды были сменены Альмохадами («объединёнными»). При них ещё больше усилились притеснения христиан, также сжигались арабские библиотеки. Испанцы сопротивлялись, однако значительной помехой были междоусобицы.
В 1212 году в ответ на призыв короля Испании о помощи папа Иннокентий III провозгласил крестовый поход против неверных, обещая отпущение грехов всем крестоносцам. 16 июля в битве при Лас-Навас-де-Толосе армия Альмохадов была разбита. Мощь мусульман уже не была восстановлена. Это событие стало поворотным пунктом Реконкисты.
Самый разгар освободительного движения пришёлся на 13 и 14 века. В это же время наблюдается особый подъём национального самосознания. В обороне отвоёванных территорий всё большая роль принадлежит рыцарским орденам.
Первым сформировался Орден Калатрава.
В 1150 году, освободив город Калатрава, король Альфонсо VII поручил его охрану рыцарям-тамплиерам. После смерти короля мавры начали более активное давление на город, в то время как сдача Калатравы грозила потерей прежних завоеваний. И тогда тамплиеры передали город королю Кастилии Санчо III. Он созвал Совет дворян, на котором монах из Бургоса, Диего Веласкес, попросил поручить оборону ему. В 1158 году король подписал документ вечного дарения города и крепости Ордену Цистерцианцев (в лице аббата Раймундо и других монахов) в целях защиты от врагов. Вскоре этот орден стал именоваться Калатрава. Боевые силы были быстро сформированы из тех рыцарей, которые съезжались со всей Испании, чтобы бороться с оккупантами.
После смерти Веласкеса было решено выбрать магистра. Первым из них стал дон Гарсия. Именно им были установлены правила и распорядок жизни в Ордене. При доне Фернандо Эскаса рыцари стали очень значительной военной силой. Они сражались в первых рядах армий христиан. Естественно, это не могло не вызвать ненависть мавров. Командир Альманзор осадил крепость и взял её, уничтожив всех защитников. Магистр дон Нуньо Перес с оставшимися воинами завладел крепостью Сальватиерра. Она стала цитаделью Ордена.
Силы были восстановлены, и в 1212 году Орден уже принял участие в сражении в Лас Навас де Толоса. Им было отвоёвано ещё много городов, и сама ставка была перенесена из долины Толедо к горам Сьерра-Морена. При осаде Баесы и Кордовы рыцари были в авангарде.
К 14 веку короли добились, чтобы магистр выбирался при участии короля Кастилии, потому как они опасались могущества Ордена. Папа передал Калатраве всё кастильское имущество запрещённого и ликвидированного Ордена тамплиеров.
В 15 веке, имея многочисленных вассалов по всей Испании, Орден уже скорее участвовал в конфликтах между христианскими правителями, чем в Реконкисте. Это сильно не нравилось королям. В итоге после смерти магистра дона Гарсии Лопеса де Падилья Феранандо и Изабелла присоединили владения Ордена к Короне.
Ещё один знаменитый Орден – Сантьяго.
Его первой целью явилось отражение набега мавров, разорявших район Касереса. Первый магистр Сантъяго - Педро Фернандес (1170 год). Магистр решил объединиться с королем Леона Фернандо II и идти к Касересу, потом к Бадахосу и замку Альмограф на берегу Тахо. Однако было потеряно много времени на подготовку, между тем арабы дождались подкрепления из Африки, возглавляемое Абу Якубом Юсуфом. Не желая сражаться с альмохадами, воины покинули Эстремадуру. Магистр Фернандес со своими рыцарями отправился в Кастилию. Там была принесена присягагде королю Альфонсо VIII. Первое владение Ордена - город Вилла де Мора. После штаб Сантъяго переместился в замок Аларилла, отвоёванный у врагов. Пззже рыцари разорили земли мавров у Руэте, получив значительную добычу, а также пленных. Вознаграждением от короля стал город Уклес. Рыцари Сантъяго участвовали и в усобицах: помогали королю Альфонсо заполучить Ла-Риоху, принадлежавшую королю Наварры Санчо V. В 1177 рыцари осадили Куэнку и через девять месяцев страдающий от голода гарнизон сдался. Для Кастилии было завоёвано ещё немало земель, в результате чего сам Орден стал обладать богатыми владениями.
В хрониках говорится о том, что магистр Фернандес с некоторыми рыцарями отправился в «Святую Землю» для основания там Ордена. По некоторым сведениям, король Антиохии подарил ему несколько отвоёванных у сарацин замков, однако поставленные им условия были невыполнимы. Тогда рыцари вернулись в Испанию.
Имело место столкновение с Орденом Калатрава, в результате чего ему была передана часть владений. После заключались договоры с тамплиерами и госпитальерами – обязательства о предоставлении взаимной помощи.
Орден Сантьяго располагался в двух провинциях, в каждой из которых владениями управлял приор.
Помимо войны в задачи Ордена по уставу входил ещё и выкуп пленных.
Всего у Ордена Сантьяго было 40 магистров.
В войне с Гранадой рыцари Сантъяго принимали участие абсолютно во всех боях с маврами. Однажды магистр с небольшой группой кабальеро был окружен намного превосходящими по количеству арабами. Было предложено бежать под покровом ночи. Однако ответ дона Алонсо был таков: "Не следует показывать нам спины неверным; они кара Господня за грехи наши и нам надлежит встретить их лицом к лицу." В бою пали почти все рыцари. Сам магистр сумел пробиться к своим. После он участвовал в торжественном входе Католических Королей в Альхамбру.
 В 1493 году, в связи с окончанием войны, Орден был присоединён к владениям Короны.
В 1201 году король Арагона Педро II основал Орден Сан Хорге.
Сперва он именовался Сан Хорге Альфама (по названию долины). Целью создания было давление на мусульман у югу от Эбро.
Первым военным предприятием - морская атака на Мальорку (1205 год). Однако, не дойдя до острова, корабли были перехвачены эскадрой противника. Рыцари были разбиты. Лишь немногим кораблям удалось добраться до Барселоны, где часть воинов попала в плен к балеарским пиратам. В 1212 году братья участвовали в составе отряда арагонцев в сражении у Лас Навас де Толоса. Через год Педро II предпринял поход в Лангедок, чтобы защитить катаров от вторжения северо-французских крестоносцев. Это было резко осуждено папой Иннокентием III. Однако король не хотел терять свое влияние в Лангедоке, и потому поход должен был состояться. В нём на стороне короля приняли участие и рыцари Сан Хорге. Но победа была на стороне крестоносцев. Король Педро был убит. Пали и почти все рыцари Сан Хорге, которые составляли охрану короля. Орден практически прекратил существование.
Лишь в 1372 году король Педро IV восстановил Сан Хорге. Папой Григорием XI была издана соответствующая булла. Ставкой Ордена стал замок Аранда. Однако средств выделялось ничтожно мало. Монастырь был беден, да и рыцарей немного. Несмотря на это, они принимали участие во всех военных предприятиях Педро, а их было достаточно много.
В 1397 году король Мартин Гуманный объединил пришедший в окончательный упадок Орден Сан Хорге с Орденом Монтеса. От Сан Хорге остался только их крест, принятый как официальный символ Монтесы (вместо использовавшегося ранее креста Калатравы).
Орден Монтеса образован в 1317 году по инициативе короля Арагона Хайме II (он уступил замок Монтеса арагонским тамплиерам. Замок находился на сарацинской границе). Согласно булле, организация Ордена возлагалась на магистра Калатравы. Именно он должен был позаботиться о вооружении и одеянии рыцарей. Однако же он особо не выделял средства. Его Орден находился под покровительством кастильского короля, и потому укрепление соседнего государства вряд ли входило в его планы. Он даже не стал отвечать на письмо Хайме II. Вопрос удалось решить лишь после вмешательства папы.
Первым магистром нового Ордена стал дон Гильермо де Эрил. Он был испытанным воином, но уже преклонных лет. Он умер через 70 дней после избрания.
Рыцари Монтеса участвовали и в подавлении восстания в Валенсии, хотя по уставу их назначением была борьба с маврами.
Впоследствии Орден Монтеса сделался главной военной силой Короны. Короли играли значительную роль в избрании магистров.
 В завершающей войне с Гранадой рыцари Монтесы отличились во многих сражениях. Очищение от мавров Веры – их заслуга. После были победы у Мухакара, близ Картахены. В 1488 году магистр со своими рыцарями атаковал Басу, но войска мавров, которые находились в городе, количественно превосходили. Завязались уличные бои. После была дана команда к отступлению, но многие рыцари погибли (некоторые заблудились в арабских кварталах). Магистр вырвался из города, но тут же был убит.
 Последний магистр, дон Педро Луис Гарсеран де Борха, был избран, когда ему было семнадцать лет. Его достижения были достаточно высоки. Тем не менее, потом он отказался от сана магистра в пользу короля, с просьбой к папе о присоединении Ордена к Короне. Это произошло в 1587 году.
Такова в кратце история рыцарских Орденов, хранителей Ариософии и авангарда сопротивления маврам. Существовали и ещё некоторые Ордена (например, Авис, Алкантара). Все они преследовали по сути единую цель и сыграли неоценимую роль в сохранении Европы как таковой и в деле Реконкисты.
21 августа 1415 года португальские войска практически без боя взяли Сеуту. Это та крепость, с которой начинался 700 лет назад захват Пиренейского полуострова.
В 1469 году к власти приходят Фернандо Арагонский и Изабелла Кастильская, которые вошли в историю под именем Католических королей (в этот год состоялся их брак, который объединил крупнейшие королевства Испании).
Ими была предпринята военная кампания против последнего оплота мусульманства – Гранады. Гранадский эмират заведомо был обречён, потому как оказался окружённым враждебным ему кольцом. В 1491 году началась осада, продолжавшаяся достаточно долго. Королева сама появлялась на коне перед рыцарями, что вызывало всеобщий восторг. В январе 1492 последний эмир покинул крепость через потайную дверь.
Так завершилась целая эпоха. В этот год страна была объединена. Маврам было поставлено условие: в трёхмесячный срок покинуть Испанию. Можно сказать и об окончательном формировании единой нации и языка, в тот же год даже вышла первая испанская грамматика.
Эпоха Реконкисты завершилась, но навсегда ли? Не испытывает ли сегодняшняя Европа давления со стороны чуждых ей народов и культур?
Не так давно Франция была потрясена бесчинствами, организованными эмигрантами. В большинстве своём это люди, приезжающие в поисках «лучшей жизни». Вместо того, чтобы добиваться улучшения ситуации на своей родине, они предпочитают эксплуатировать общество, принимающее их «по доброте душевной». Дело в том, что при желании можно жить даже на пособие, то есть совсем не работать. Если вовремя завести много детей, то средств, выделяемых государством, может быть вполне достаточно. Однако и этого мало. Видя рядом лучшее положение людей, живущих и трудящихся в своей стране, эмигранты начинают требовать большего. Некоторые из эмигрантов занимаются торговлей. Причём, нередко помимо «официальных» товаров, у них можно приобрести наркотики и прочую продукцию, идущую явно не на пользу. К тому же, нельзя не обращать внимания и на конфликт цивилизаций. Две принципиально разные культуры не могут жить каждая по своим законам на одной и той же территории. Каждая нация устанавливает на своей земле привычные ей порядки. В противном случае мы получаем французский сценарий. Привнесённая абсолютно чуждая культура рано или поздно захочет стать господствующей. Стоит заметить, что кварталы, где проживают выходцы из восточных и африканских стран (например, так называемый «золотой треугольник»), являются самыми опасными местами Парижа. Их даже называют одними из редких мест города, куда поздно вечером заходить не рекомендуется.
Надо сказать, Франция далеко не одинока. Поток эмигрантов хлынул во всю Европу. Это ли не завоевание?! Только не с оружием в руках, как раньше, а более «хитрым» и незаметным способом. Зато итог его заметен, и притом очень хорошо.
Нельзя не обратить внимание на всё большую масштабность планов. Не так давно один из духовных лидеров мусульман заявил о необходимости создания Британского Халифата. Правда, всё это происходит пусть не с явного, но всё же одобрения «элиты». К примеру, принц Чарльз не раз «признавался в любви» исламу и говорил, что именно эта религия должна преобразовать общество. Зато лидер Британской национальной партии, Ник Гриффин, предстал перед судом за антиисламские высказывания. Обвинителем было заявлено, что Гриффин говорил о педофилии, наркомании и изнасилованиях. Произошло в январе 2004 года, как раз после того, как гражданин Великобритании азиатского происхождения был арестован за применение насилия, торговлю наркотиками и сексуальные посягательства на несовершеннолетних девочек. Лидер БНП произнес в суде речь, о том, что подобные преступления продолжатся ибо «книга мусульман говорит о том, что это дозволено». Он также добавил, что мусульмане «будут продолжать захватывать Великобританию до тех пор, пока последние белые люди не побегут к морскому побережью».
Современная Испания также сталкивается с вышеописанными проблемами. Снова возникает и действует там национальное движение.
Лидер испанских национал-социалистов Рамон Бау опубликовал в манифесте "Европа этносов (регионализм)" объявил основой НС учение о расах. Бау не принимает западное понятие "национальности", которое, в отличие от русского, обозначает гражданство, а не принадлежность к этнической группе. Также он говорит о недопустимости подмены народа государством (государство лишь орудие народа). Помимо всего прочего Бау считает недопустимым господство одних наций над другими, он выступает решительно против колониализма, империализма и интернационализма. Европа же понимается им как сообщество белых народов. Она должна стать конфедерацией.
Последователями Р. Бау является группа "Скинхед Крипо" (Сарагоса). В своём документе "Национал-социализм в Испании" она определяет свою идею как "революционное учение XX века, цель которого - путем соединения сил традиции и революционного импульса освободить белую расу и западную европейскую культуру". Требуется полное изменение испанской политической системы и ликвидация государства-нации. На смену мондиализму, цель которого - слияние всех культуры в массу (с неизбежным обезличиванием), должны придти местные традиции, верность крови и наследию предков. Испания должна остаться белой европейской страной.
Одним словом, события прошлого нередко просматриваются в остро стоящих вопросах современности. Снова нужно отстаивать право на жизнь и культурную самобытность своей Расы, Нации, Родины. Именно сейчас, пока не поздно, следует обратиться к традиции Предков и к голосу Крови.