Заброшенный сад

Татьяна Санникова
 Есть в пригородном лесу место, необычное, странное. Странность заключается в том, что в глубине леса, в часе ходьбы от его начала есть абсолютно ровные аллеи заброшенных фруктовых деревьев. Деревья старые, одичавшие, не видавшие руки садовника уже много десятков лет. Весной они дружно цветут, летом наливают соком плоды, а осенью без устали ждут своего хозяина, который, наконец, придет и снимет заботливой рукой созревший урожай. Ждут много лет. С верностью и постоянством повторяя из года в год привычный круг. Кто посадил этот сад и почему оставил на произвол судьбы, неизвестно.
 Даже дикая трава не решается окончательно забить ровные, словно вычерченные аллеи. Лес стоит на страже вокруг и бережно охраняет странный сад, не пуская в него молодую поросль, стремящуюся вытеснить садовые деревья своим беззаботным зеленым разнообразием.
 Деревья общаются между собой, прикасаясь, ветками и листьями друг к другу, зовут своего садовника при помощи ветра-почтальона на странном языке. Когда-то на этом месте, быть может, кипела жизнь, стоял домик, заборчик, весело бегали дети и ходили счастливые люди, взращивая сад на радость себе и будущим поколениям. Теперь деревья остались одни. И еще одинокая калитка без забора, которая скрипит старческим голосом, подпевая ветру на свой лад.
 Что же произошло много лет назад, какие события или непреодолимые обстоятельства вынудили хозяев бросить на произвол судьбы сад? А, может быть, он неспроста скрылся от посторонних глаз посредине леса? Множество тайн кроется в этом загадочном месте. Даже одичавшая клубника, протягивая загадочно ягоды в никуда, молчаливо хранит тайну, потакая деревьям.
 Что-то подталкивает меня войти в сад через калитку, побродить между деревьев, прислушаться, поклониться ему, сорвав пару сладких ягодок. Сад принял меня дружелюбно, но с опаской. Калитка, скрипнув невпопад, приоткрылась и я, осторожно переступая через сломанные ветром и отжившие ветки, вошла. Движение листьев, казалось, притихло и с новой силой возобновилось опять. Дунул ветер, перелетая с дерева на дерево. Он разносил весть о непрошеном госте. Мне показалось, что сад насторожился всеми своими листьями и замер в ожидании. Я прошла мимо груш и яблонь, прикоснулась к шершавым стволам, безмолвно поздоровалась. Сад с облегчением вздохнул и загомонил вновь, приняв мой визит. На душе стало тревожно и грустно. На моих глазах заблестели слезы - Жаль, мне очень жаль, что вы остались одни, словно брошенные нерадивой матерью дети - подумала я, не скрывая своих чувств.
-Жаль, очень жаль - отозвались деревья в ответ своей листвой - Своей судьбы не знает никто. Много лет назад, когда город еще не мог захватить столько пространства, нас маленькими саженцами привезли издалека, отвели место недалеко от избушки лесника. С тех пор мы здесь - начала свой рассказ самая смелая яблонька. Я ощутила ее многолетнее одиночество и непреодолимое желание поделиться им со мною.
- Здесь жила семья лесника. Чужие люди редко посещали их, все больше сам лесник отлучался по делам. Он поворачивался к нам лицом и поднимал руку вверх, прощаясь. Мы жили дружно, радовали людей своим цветением весной, летом дарили им плоды. Хозяева бережно ухаживали за нами, следили за непрошеными чужаками из леса, корчевали пни, дети давали нам имена. Подрастали дети, старели родители. Казалось, ничего не может нарушить привычную жизнь. Но город наступал, манил огнями новостроек, обманывал своими соблазнами. Дети, вырастали и по очереди уезжали, обещая вернуться. Городская жизнь затянула их в свои сети, посадила в невидимую клетку, взамен на коммунальные блага, готовую еду и развлечения. Больше мы их не видели.

- Стало грустно и одиноко старикам. Лесник с женой остались вдвоем. Вскоре ушла жена, оставив лесника и нас одних среди леса. Она не последовала за детьми. Она ушла далеко и безвозвратно в другой сад, где вечное лето. Лесник жил некоторое время сам, по привычке поднимая руку вверх, когда уходил осматривать свои владения. Вскоре тихо ушел и он вслед за своей любимой женой. Так мы остались одни. Избушка со временем покосилась, осела и однажды, после особенно суровой зимы и жаркого лета, рухнула навсегда. Годы сделали свое дело. Еле заметные следы избушки остались там, в конце сада, где растет крапива. Она похоронила остатки былой жизни. Лес любил труженика лесника и его семью. В память о нем он взялся охранять нас от дурного глаза, надежно спрятав в глубине своей чащи. Редко сюда приходят люди. Злые и корыстолюбивые нас не видят и проходят мимо. Добрые и сочувствующие бываю редко. Мы забыли детский смех, участие заботливых рук. Но у нас осталась вера, что если мы до сих пор здесь, значит, когда-нибудь сюда вернуться наши хозяева. – Закончила свой печальный рассказ яблоня. В знак согласия остальные деревья закивали ветками.
 После такого откровения мне стало не по себе. Я вновь и вновь гладила руками шершавые стволы, понимая, что ничего не в силах изменить, что все имеет свое начало и свой конец. У каждого своя судьба.
 В конце сада действительно буйствовала во весь рост бесшабашная крапива. Пойди, тронь! Рядом с ее зарослями я нашла детскую игрушку - железного всадника. Он весь потемнел и заскоруз от времени. Видимо, сын садовника забыл ее давно, когда был еще ребенком и жил в родном саду. Наверное, он первым уехал из родных мест, повзрослев. Память вещей имеет свойство хранить образы своих хозяев. Взяв в руки всадника, я увидела рыжего вихрастого мальчугана, курносого и в веснушках. Он деловито строил свою армию и вел ее в игрушечный бой, залихватски размахивая деревянной самодельной сабелькой.
 Постепенно жизнь вытекла из этих мест тонкими струйками в разные стороны навсегда, не оставив ни одного шанса будущему. С грустью и трепетом я собрала немного яблок. Они были мелкие, с изъянами, но очень искренние и настоящие. Я представила, как на витрине в солидном магазине уныло лежат восковые мертвые яблочные мутанты, которые не в состоянии напитать и согреть душу. Маленькие яблоки были кисловатые, но удивительно ароматные, сочные, теплые и душевные.
 Я искренне пожелала, чтобы все повернулось вспять, чтобы вернулся лесник и его жена, вернулись дети, чтобы снова закипела жизнь в заброшенном саду, чтобы калитка не скрипела по-стариковски одиноко и чтобы все были снова вместе и счастливы. Знаю, так не может быть на этом свете, и сад по-прежнему останется стоять сам по себе посреди леса, как островок заброшенного одиночества. Со временем и он уйдет в небытие как ушли его добрые хозяева, оставив после себя память в виде игрушечного солдатика, одинокой калитки и трагичной невозвратности.

 Июнь2004г. Татьяна Санникова.