Суздальские огурцы

Екатерина Пушкина
 Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
 Над городом древним – алмазные русские ночи,
 И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
 Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,
 И люди, как ангелы, Божьему празднику рады,
 Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,
 И книга благая лежит на дубовом столе…

Когда я читаю эти строки Анны Ахматовой, сразу вспоминаю Суздаль, каким увидела его в марте – среди сверкающих снежных развалов и первых робких луж. Оторванный от мира город без железной дороги, почти без транспорта. Да и не нужен там транспорт – на девяти квадратных километрах. Но на этой площади разместились три десятка церквей, почти два десятка колоколен и еще пять монастырей, из которых три – действующие. В Суздале нет уголка, откуда не блестел бы на солнце купол, не светились бы белокаменные стены. Удивительно щедры были суздальские купцы – не жалели денег на постройку храмов. Кто знает, что это было: набожность, желание оставить о себе память в веках или просто стремление ни в чем не уступить соседу?

Современные обитатели Суздаля живут за счет туризма. Есть у них медоваренный заводик – медовуху и сбитень можно попробовать в любой кафешке. Но основное занятие горожан – народные промыслы. Именно народные, потому что лотки с валенками, зеркальцами в берестяной оправе, можжевеловыми подставками под тарелки, шкатулками, резными расческами, плетеными бумажниками и прочим добром можно найти на каждом углу.

Однако, несмотря на очевидную бедность, в глазах у всех местных – совершенно благостное спокойствие. Им некуда спешить. Стоят они со своими лотками, не навязываясь любопытным туристам. Невольно – как противоположность – вспоминаются южные базары с их настырными зазывалами.

В Суздале потрясающая, удивительная атмосфера – покоя, уюта, доброты. Отсутствует уже ставший привычным городской шум, зато каждый час в бывшем мужском Спасо-Евфимиевском монастыре раздаются перезвоны колоколов. Это колокольные концерты двух мастеров-звонарей.

Возведенный в XVI-XVII веках, этот монастырь многократно превосходит суздальский Кремль и красотой, и размерами, и мощью. Но гордое величие монастыря обернулось злом. Его стали использовать как тюрьму. Еще во времена Екатерины II здесь было учреждено арестантское отделение. В 1923 году – изолятор для перевоспитания политически неблагонадежных, в 1940-1946 гг. – фильтрационный лагерь для военных. В нем находились интернированные офицеры чешского легиона бывшей польской армии, советские офицеры, побывавшие в плену или в окружении, итальянские солдаты и офицеры. Позднее – немецкие военнопленные армии Паулюса и даже сам фельдмаршал. А после войны на территории монастыря разместились трудовые и воспитательные колонии для несовершеннолетних.

Сейчас от монастырских тюрем остались лишь воспоминания. И, видимо, так сильна светлая сила этого места, что не арестантские колонны видятся здесь, а древнее, полусказочное прошлое. Не зря же гениальный Тарковский снимал у стен монастыря часть сцен своего фильма “Андрей Рублев”.

А в еще один суздальский монастырь – Покровский – в прошлом часто ссылали неугодных жен. Среди его монахинь были первая жена Ивана III Соломония Сабурова, одна из жен Ивана Грозного, жена Петра I Евдокия Лопухина...

Город Вязники гордится своими вишнями. Суздаль – огурцами. И гордится настолько, что называет себя “огуречной столицей России”. Говорят, на летнем празднике Суздальского огурца можно попробовать и варенье из огурцов, и пирожки с огурцами, и прочие вкусности.
 
Однако богатые урожаи этих мест – не случайность. Неправильный треугольник, образованный Суздалем, Вязниками и Владимиром, - плодородный островок посреди скудного Нечерноземья. Каким чудом он возник – еще одна тайна древней Владимирской земли.

Такой он, Суздаль – простой и многогранный, открытый и загадочный. Маленькая, но яркая звездочка во вселенной России.

…А книга и в самом деле лежит – большая, увесистая Библия на дубовом столе в Крестовой палате* суздальского Кремля.


*Крестовая палата – парадная зала для архиерейского обихода XVII-XVIII вв. Здесь зачитывались указы, рассматривались челобитные, давались благословения, в праздничные дни подавались угощения, меды и вина.