Душа и разум. С кем я воюю

Адела Василой
"А я, признаться, продолжаю процесс познания Бога и чудес...
И разум душе здесь совсем не помеха! Вот здесь Вы - воинствующий атеист.
А с кем воюем-то? И за что?" Геннадий Приходько

Что есть душа? А ведь разум и есть душа! Когда мы говорим: "у этого человека добрая душа", что мы имеем в виду? Те эмоции, которые он проявляет по отношению к другим людям, его способность сопереживать, готовность помочь. А ведь эмоции - это продукт мозга, его реакции на окружающий мир, и все это зиждется как на его врожденных склонностях, так и на его жизненном опыте, которым также ведает мозг - его воспоминания, рефлексы, сложившиеся в течении жизни, знания о многочисленных фактах и выводы, какие он для себя сделал на их основании. Все это можно назвать одним словом - информация, а информация есть поле, на котором произрастает человеческий разум. Когда мы говорим "душа", мы стремимся отделить совокупность эмоционального опыта человека от прочего информационного багажа, не окрашенного эмоционально. Но разве это возможно? Человек склонен эмоционально реагировать на самые неожиданные вещи, и зачастую "сухие" факты обретают для него не меньшую притягательность и эмоциональную окраску, чем простые, иррациональные привязанности, как, например, симпатия, дружба, любовь. Не верится? Вот Вам пример: Как Вы думаете, взошел бы Джордано Бруно на костер, если бы тот простой научный факт, что Земля вертится вокруг Солнца, не обрел бы в его глазах значение Высокой Истины, наполняющей его душу восторгом, побуждающей его стать ее преданным последователем, способным пожертвовать жизнью ради нее? Думаю, что нет. И Галилео Галилей, который предпочел отречься от своих взглядов перед угрозой костра, все же не удержался, чтобы не пршептать: "И все-таки вертится!" Он поступил разумно и избежал костра, но в сердце своем он не отрекся от Истины. В каком же случае его устами говорил разум, а в каком - душа?
Да, Вы правы - я воинствующий атеист, но воюю я не "с кем", а "за что". За то, чтобы в мире не было религий, которые не объединяют людей, а ополчают их друг против друга. Проще простого создать образ врага и призывать к войне с ним, говоря: Этот человек - язычник, или гяур, или неверный, или идолопоклонник... И призывать к религиозным войнам, и преследовать людей за их взгляды. Я воюю за то, чтобы в мире не было религий, которые спекулируя на человеческих страхах, стремятся подчинить себе человека и манипулировать им, лишить его собственной воли, принизить его разум, убедить его в собственной греховности - в итоге - развить у него неизлечимый комплекс неполноценности. Я воюю за то, чтобы никто не строил свой бизнес, паразитируя на человеческих душах.
А атеизм - это совсем не религия. Это религии свойствена определенная догма, с помощью которой она дисциплинирует и подчиняет людей. Это религия есть стратегия власти. Атеисты же все разные. Это люди свободного духа и разума, единственная их бесспорная точка соприкосновения - это осознание того, что богов придумали люди, что ничего сверхъестественного не существует, что мир существрвал всегда и развивается по своим законам, которые никто не придумал, а которые проистекают из свойств материи.
И я верю в то, что:
"ПриИдет день, когда солнце будет светить на Земле только свободным людям, которые не будут признавать над собой никакого хозяина, кроме собственного разума, когда тираны и рабы, служители религий и их лицемерные орудия власти не будут более существовать, кроме как в истории и на подмостках театров, когда мы не вспомним о них, кроме как для того, чтобы оплакивать их жертвы и обманутых ими, чтобы удержаться от ужаса фанатизма и эксцессов в необходимой бдительности, чтобы уметь распознавать и душить, под тяжестью разума, первые ростки предрассудков и тирании, если они посмеют когда-нибудь появиться." Это сказал иллуминист Кондорсе (Condorcet).
"Религиозный догматизм, в течении долгого времени, был главным врагом свободы мысли (freethinking, libre pensee), но, как показала история, она может столкнуться и с другими формами притеснения и обскурантизма, в основном со всякими разновидностями тоталитаризма, которые подменяют религиозную догму политической и цивильной доктриной. Отсюда следует, что она может существовать только в плюралистическом обществе, где приемлют различные системы ценностей и уважают достоинство личности." (Raymond Trousson, действительный член Бельгийской Королевской Академии Французского Языка и Литературы, авторитет в области истории идей и в сравнительной лингвистике)
(Продолжение следует)