Смысл и назначение Прозы. ру

Копирайт
Алхел Мнфелд

В «Парадоксах желаний литераторов» мы оставили за скобками вопрос - зачем человек пишет и публикуется в интернете. (Последнее в большинстве случаев не подразумевает материального вознаграждения).
Постараемся восполнить этот пробел.
***
Почему человек пишет

Анализируя этот весьма непростой вопрос, автор сумел выявить несколько причин.
1. Физиологическая потребность.
В переходном и юношеском возрасте обычно возникает непреодолимое желание выражать свои мысли с помощью использования рифм. Косвенно об этом свидетельствует число зарегистрированных на «Стихи.ру», которое в три раза превышает количество участников «Прозы».
Обычно с возрастом эта «болезнь» проходит, но у некоторых остается до вполне почтенного возраста, а уж совсем «хроники», так с ней и умирают.
2. Пишущий наивно полагает, что первичных навыков, полученных в школе, вполне достаточно, чтобы стать писателем или поэтом. При этом как-то забывается, что в период своего обучения, он, по большей части, в качестве «собственных мыслей» транслировал написанное в учебнике или рассказанное учителем.
Есть еще одна особенность. Пишущий, находясь «внутри процесса», не может сам оценить написанное и, как следствие, ему кажется, что его текст вполне равноценен текстам издающихся книг.
3. Самоутверждение.
На рынке ценность товара повышается, если у него есть элемент эксклюзива. Точно так же и в человеческом обществе. Каждый хочет создать собственный эксклюзив, чем-то отличаться от окружающих. Творчество – один из таких инструментов.
4. Внутренняя потребность.
У автора есть уверенность, что создан оригинальный стиль или продуманное еще не озвучено другими. Понимание, что накопленный жизненный опыт может быть интересен достаточно широкой аудитории.

Теперь попытаемся понять – ЗАЧЕМ индивид пытается опубликовать написанное, даже без получения соответствующего вознаграждения, в частности на «Прозе.ру».

5. Тщеславие.
Примыкает тесно к п.3. Это отличие, о котором знают окружающие и тем или иным образом выражают восхищение им.

6. Вход в клуб по интересам.
Особенно это важно для небольших городов, где трудно найти общество для интеллектуального общения. В данном случае творчество является как бы «вступительным взносом», одновременно показывающим уровень претендента и ход его мыслей.

7. Необходимость в отторжении написанного.
На самом деле, творчество – не такое уж и безвредное занятие. Порожденные воображением герои продолжают жить внутри их создателя, серьезно влияя на психику, и «отторжение» их – можно сказать, элемент поддержания психического здоровья.

8. Есть еще один эффект от публикации-отторжения. Это возможность взглянуть на написанное «сторонними» глазами (своими ли, чужими ли), что быстрее позволяет оценить качество написанного.

9. Интернет-публикация - как первый шаг на пути профессиональной творческой деятельности. Именно таким образом начинал(а) Макс Фрай.
Справедливости ради следует отметить, что для эффективной работы связки интернет – издательство не хватает еще одного «заинтересованного звена», широкого представленного на Западе – литературных агентов. В России автор напрямую взаимодействует с издательством, часто не имея представления о своих правах и сложившейся, например, гонорарной практике. Литературные агенты за определенное вознаграждение (около 10%) делают этот процесс безболезненным и обоюдовыгодным. Кроме этого, снижается «порог вхождения» - издательства, накапливая положительный опыт работы, начинают доверять вкусу и профессионализму литературного агента. Не мало важным фактором является и то, что для поддержания бизнеса им необходимо постоянно находить новых авторов.

Существует, вероятно, еще масса менее значимых причин как, например, использование литературных сайтов в качестве Службы знакомств, но мы их оставим за скобками данной статьи.

Теперь давайте посмотрим на процесс публикации написанного.
Существует два критерия оценки успешности пишущего – массовость (тираж) его книг и сумма вознаграждения.
На самом верху находятся профессиональные творцы, написавшие несколько бестселлеров, которые могут жить за счет гонораров от их издания. Чтобы, например, иметь 40 тыс. рублей в месяц (1,5 тыс. $) необходимо при оптовой цене в 50 рублей (розничная – 100-120 руб.) издать и продать в год не менее 100 тыс. экз. Реально это выливается в издании ежегодно 5-10 книг, включая переиздания.
Можно, конечно, написать и один бестселлер, но это скорее маргинальный случай, чем закономерность («ДУХLESS» за шесть месяцев продан в количестве 200 тыс. экз.).
Жизнь на гонорары может сыграть с пишущим злую шутку. Творчество – это не постоянный процесс. Он требует периодов «безмолвия», которые могут растянуться на несколько лет. Но привычка постоянно получать большие деньги приводит к насилию над собой и неизбежному диагнозу – «исписался».

Далее идут «полупрофессионалы» - писатели, чьи гонорары составляют только часть семейного бюджета. Они чаще всего дополнительно преподают в каком-либо учебном заведении. Годовой тираж их книг не превышает 50 тыс. экз.
Годовой тираж от 5 до 20 тыс. имеют авторы, для которых издание книг – скорее спорадический процесс (одна книга в 1-2 года, а то и реже).

Следующая категория – авторы, издающие книгу безгонорарно – за счет спонсоров или на собственные деньги. Тираж таких изданий лежит, обычно, в пределах 1-3 тыс. экземпляров.
Электронные издания бывают платные и бесплатные. Первых абсолютное меньшинство ввиду неразвитости в России системы электронных платежей.
Бесплатные публикации можно также расклассифицировать по количеству просмотров. На специализированных сайтах они могут достигать нескольких тысяч на произведение. Реальная цифра лежит в пределах нескольких сотен.

Говоря о тиражах и просмотрах, не стоит забывать о постоянном сужении «целевой» аудитории. В первой статье цикла «Слово о книгах» мы уже затронули причины этого явления. Если в советские времена тираж начинался от 100 тыс. экз., то сейчас он в среднем составляет 3-5 тыс., а в интернете – менее 1 тыс. просмотров.
Последние исследования в этом направлении – удручают. (См. Приложение в конце статьи).

***
Плавно переместимся на «Прозу.ру».
Сайт обладает определенным функционалом, который можно творчески использовать.
Кратко перечислим его:
- можно разместить произведения на своей страничке и разнести их по разделам;
- в дневнике можно размещать комментарии, анонсы и вообще сообщения на любые темы;
- можно ознакомить с написанным достаточно большое количество обитающих на сайте лиц;
- можно частично видеть своих читателей;
- можно писать и получать рецензии, устраивать дискуссии;
- можно познакомиться с творчеством других участников;
- можно получать полезную для себя информацию.

Наложив данный функционал на озвученные выше потребности, можно видеть, что «Проза.ру» вполне «закрывает» пп. 5-9. Кроме этого, сайт обладает несколькими побочными «положительными» эффектами.
В частности, тщеславие, принимающие вид поддержания интереса к выложенной странице может вылиться в один из стимулов к творчеству, ибо требует постоянной выкладки новых произведений. Т.е. сайт невольно начинает играть роль «сопротивления», преодолевая которое индивид двигается дальше.
Другой не мало важный фактор – самоидентификация, т.е. позиционирование себя относительно других пишущих. При этом на «Прозе» это происходит менее болезненно – всегда найдется кто-то, кто, по твоему мнению, пишет хуже тебя. Кроме этого, более демократическая среда может способствовать установлению ориентиров для дальнейшего совершенствования путем чтения «более профессиональных» произведений.
Но сразу же возникает вопрос, как среди всей массы пишущих, при первичном контакте с опубликованным только на основе его названия, выбрать действительно достойное внимания произведение.
В принципе, это функционал критики, но она уже давно почила в бозе, уступив место коммерческим анонсам. Да и побудить профессиональных критиков к работе с текстами «Прозы» - задача мало выполнимая.
В интернете ее место заняли референтные группы. Я нахожу близких мне по духу людей и прислушиваюсь к их рекомендациям. Вокруг каждого автора со временем складывается группа «постоянных читателей», которая может служить прообразом такой группы, но это вряд ли позволяет охватить большой массив опубликованного.
Если возникает желание расширить зону поиска, то стоит обратиться к сетевым журналам. На мой взгляд, сложившаяся в «Копирайте» на настоящий момент система отбора: первичная рекомендация – голосование редколлегии – публикация набравших пороговый балл в копи-чарте – критический обзор копи-чарта, позволяет выстроить систему отбора действительно достойных внимания публикаций.
Другой вопрос, что литература не ограничивается только «Прозой.ру», и полное закрытие функционала референтной группы должно, по идее, включать рецензирование и Большой литературы и смежных видов искусств.



Приложение.

В течение долгого времени мы утешали себя мыслью о том, что Россия – самая читающая страна в мире. Между тем, это уже давно не соответствует действительности. Почетное 7-ое место. Как вам это? Но это еще цветочки.
По данным фонда «Общественное мнение» 37% россиян не читают книг вообще! А активными читателями являются всего лишь 23 %.
Структура спроса за последние два года имеет следующий вид:
- детективы- 17%,
- историческая проза – 12%,
- любовная беллетристика – 8%,
- фантастика – 7%,
- детская литература – 6%,
- зарубежная литература –9 %,
- отечественная классика – 8%.
Радует только одно, что классика занимает все же не последнее место.
Вопреки ожиданиям, в Интернете художественную литературу народ тоже не читает (менее 1%).
И с домашними библиотеками все невесело. 14% участников опроса сообщили, что в их доме книг нет вообще или есть менее 10 штук. Это, видимо, чтобы полки совсем уж не пустовали и чтобы все было, как у людей. И только у 2% в доме находится более 1000 томов.
Оказалось также, что нам не только не хочется читать, но и обсуждать прочитанное. Таких – 58%.
А вот 38% все-таки хотят: поговорить, порекомендовать, покритиковать.