Какое нам дело до небесной мудрости?

Борис Кригер
Дабы не вводить в заблуждение друг друга, начнем с одного уточнения: говоря о небесной мудрости, я не имею в виду религиозные аспекты нашего бытия. Я просто так выразился для пущего изящества, ибо люблю, знаете ли, поиграть словцами, напустить эдакого поэтического настроения.

Итак, речь в этом цикле очерков пойдет о моих изысканиях в области современного устройства Вселенной, чем, собственно, и занимается наука космология, обильно приправленная астрофизикой, из которой она, собственно говоря, и выросла, и слегка припудренная философией, без которой она не имеет особого смысла, во всяком случае, для нас, простых людей-человеков.

Итак, почему нас должно волновать современное представление об устройстве Вселенной? Какое нам, собственно, до этого дело? На первый взгляд – никакого. Так же, как и до других наук. Мы пользуемся мобильным телефоном и компьютером, не особо вникая, а точнее, вовсе не вникая, как работают микросхемы, а многие и вообще знать не знают, что там у этих аппаратов внутри. Мы пользуемся Вселенной как автомобилем, не вникая в устройство двигателя. Вселенная везет нас от рождения до смерти практически без остановок, и таким образом, поскольку она с виду не барахлит, мы и не вникаем в суть ее устройства, ибо старая мудрость гласит, что то, что работает, лучше не трогать, а то еще, не дай бог, сломается.

Итак, мы все потребители Вселенной в той же мере, как и потребители услуг авиаперевозок, и нам действительно не должно быть дела до того, как именно устроен самолет, и почему он все-таки довезет нас до конца нашего путешествия, а не упадет на полдороги.

В случае со Вселенной, которую мы потребляем, всё и вовсе обстоит просто. Мы не знаем времени своего прибытия в аэропорт назначения, и поэтому, если вселенная нас выбрасывает из повседневной реальности в мир иной или небытие (это уж по вкусу, как вам больше нравится) раньше установленного расписанием времени, то жаловаться нам несподручно, ибо расписание нам не известно, и мы факт нашей внезапной смертности принимаем как данность или не принимаем и пытаемся позабыть, что сути не меняет и вовсе не означает, что если мы будем пытаться постичь устройство нашего авиалайнера, именуемого Вселенная, то нам какая-нибудь скидка выйдет.

Итак, исходя из вышесказанного, проявление нашего интереса к космологии не является чем-то самим собой разумеющимся и более оправданным, чем наш внезапный интерес, скажем, к устройству пылесоса.

Есть, конечно, еще один фактор, который мог бы заставить нас заинтересоваться столь отвлеченным предметом, и этот фактор не что иное, как простое человеческое любопытство. Мы, как, впрочем, и котята, любим совать свой нос куда ни попадя.

Но любопытство имеет свои пределы, и, натолкнувшись на непонятную терминологию и невообразимые массы, расстояния, температуры, мы отводим свои глаза от этой непрактичной науки, путаем понятия метеорита и галактики, и обращаем свое любопытство к чему-нибудь попроще и поконкретнее.

Изредка мир облетает дурная весть о близящемся конце света от внезапного падения астероида, и это временно подогревает интерес к небесным наукам, хотя люди по-прежнему путают науку астрономию с астрологией, а космологию с косметикой.

Вот, собственно, в общих чертах и все, что можно сказать по этому поводу. Нам нет и не может быть никакого дела до мудрости небесной, особенно не в религиозном, а в чисто космологическом плане (религия все-таки действует а-ля «своя рубаха ближе к телу», черт его знает, ад, рай... это тебе не черные дыры какие-нибудь).

Ранее космология была неразрывна с религией, и потому интересовала общественность в гораздо большей степени. Посредством разных подходов решались вопросы «Бог есть» или «Бога нет», или чей Бог лучше, что непосредственно влияло на повседневную жизнь людей, возводило еретиков на костры и вообще интересовало не только ученых мужей.

Где-то на перепутье последних веков связь между космологией и религией, казалось бы, прервалась, и хотя люди продолжают увлеченно убивать друг друга в больших количествах по поводу религиозных вопросов, уже трудно себе представить, что кого-то прикончат за то, что он сторонник той или иной космологической теории.

Но что мы слышем? Как сообщает «Нью-Йорк Таймс», в октябре 2005 года представитель президента Джорджа Буша при NASA, некто George Deutsch, попросил в электронном сообщении веб. дизайнера агентства всегда добавлять на их сайте слово «теория» к понятию Большого взрыва, в результате которого, как полагает современная конвенциональная космология, 13,7 миллиардов лет назад возникла наша Вселенная[1].

То есть администрации самого могущественного человека на Земле, Джорджа Буша-младшего, не все равно, будет Большой взрыв считаться истинной в последней инстанции, или же только лишь одной из возможных теорий. (Кстати, надо сказать, что в этом Буш совершенно прав, и употребление слова «теория» при каждом упоминании Большого взрыва является совершенно корректным подходом с научной точки зрения.) Однако, скорее всего, Буш руководствуется не вопросами научной корректности, а религиозными интересами, в той же мере, как и вновь поднявший голову диспут о легитимности преподавания только эволюционной теории Дарвина в школах, без упоминания «теории интеллектуального создания» – по сути религиозной доктрины.

Хорошо, давайте, прервемся на обсуждение только что мной сказаного.

Возможно, вы не согласны с тем, что президент Соединенных Штатов – а в 2006 году им все еще является Буш, – самый могущественный человек современности. Можно сказать, его могущество сопоставимо с могуществом богов: он может карать и миловать человечество в целом, если, конечно, оценивать могущество по способности уничтожить это мир, Буш один из немногих лидеров Земли обладает атомным чемоданчиком, о котором в последние десятилетия после окончания холодной войны многие позабыли, хотя он вовсе не перестал существовать. (Кстати, известный факт, что президент Никсон в свое время отдал приказ начать атомную войну, но подчиненные его игнорировали, и даже якобы существовало внутреннее секретное распоряжение игнорировать подобные приказы Никсона, который либо изображал из себя сумасшедшего[2], либо действительно им был.) Так или иначе, наличие возможности уже обусловливает могущество. Основные враги Буша, определенные им как «Ось Зла», таким могуществом – сразу уничтожить практически все человечество – пока не обладают.

Вы можете возразить, что в религиозности, богобоязнености и стремлении поддерживать мораль нет ничего плохого, и я отчасти с вами соглашусь. Но, с другой стороны, мы давно уже решили, что религия должна быть отделена от государства, и это вроде бы стало в наши времена очевидным представлением.

Разъяснив возможные противоречия, вернемся к космологии. Итак, по сути дела, космология лишь со стороны ученых отделилась от религии. Политические и религиозные деятели по-прежнему считают космологические идеи актуальными для своих целей. Как иначе объяснить интерес католической церкви к ведению независимых исследований по космологии и астрофизике[3]? Ведь католическая церковь, насколько мне известно, не ведет независимых разработок по физике полупроводников?

Поскольку космология играет роль в политике и религии, она просто не может так или иначе не касаться жизни каждого из нас. Пусть связь неявная, пусть она замаскирована многими слоями демагогии, но вопрос устройства мироздания всегда был и остается основным элементом основы политических и религиозных спекуляций.

Если вы не согласитесь с этим моим тезисом, позвольте в таком случае уточнить. Современный конфликт западной и исламской цивилизаций основывается, с одной стороны, на исламских догматах, с другой, как это ни странно, на христианских, а точнее, протестантских догматах, проповедуемых Бушем. Буш видит свою позицию как высокоморальную и богоугодную, постоянно призывая своего протестанского Бога в свидетели своих высоких намерений и разделяя мир на своих и врагов, причем враги в философии Буша ассоциируются с Мировым Злом. В этом позиция исламских террористов мало отличается от позиции Буша. Они также основывают свои побуждения на догматах веры, призывая своего исламского Бога в свидетели своих высоких намерений и опять же разделяя мир на своих и врагов, причем враги в философии террористов также ассоциируются с Мировым Злом.

Таким образом, и тем и другим необходимы в той или иной мере подтверждающие аргументы, что их Бог и их вера – единственно верные, а где как не в космологических вопросах искать подтверждения божественного начала мироздания? К моему удивлению, я как-то натолкнулся на пропагандистский видеоролик в интернете, который начинался с разъяснения современной космологической теории, а далее призывал к обращению в ислам.

Итак, космология, наряду с борьбой с эволюционной теорией Дарвина (которая, кстати, является фрагментом в общей космологической картине, а посему второстепена), не утратила прежней силы и способна двигать народы и разжигать войны. Опять же, вы не найдете, пожалуй, прямой зависимости политики и религии от тех или иных космологических открытий, но тем хуже, ибо какими бы эти открытия ни были, их результаты будут упрощены и искажены до неузнаваемости, для того чтобы поставить на службу той или иной религиозно-политической концепции.

В таком случае вопрос отделения космологии от религии, а тем самым от политики становится насущным вопросом современности. Где же происходит сбой? Сами ли астрофизики и космологи допускают политические спекуляции своим поведением и дачей обобщающих полушуточных названий сложным астрофизическим явлениям, таким как «черные дыры», «темное вещество», «темная энергия», или сбой происходит на уровне философов, дающих интерпретацию космологическим открытиям? Дело в том, что именно по подходу к космологическим моделям мы обычно оцениваем степень развития цивилизации, а в высокополитизированной среде наука просто не может развиваться независимо, ибо, если представители президента диктуют ученым, как называть и охарактеризовывать научные теории, а сам президент одним росчерком пера отбирает основную часть бюджета на фундаментальные космические исследования, губит Хаббловский телескоп – пока наш основной глаз, направленный в самые удаленные области Вселенной, и направляет средства на высокополитизированные и, возможно, утопичные и слабо обоснованные своей научной ценностью проекты будущих полетов на Луну и Марс, наука не может развиваться независимо и самостоятельно, а следовательно, мы обречены оставаться цивилизацией, рисующей свои космологические идеи на уровне черепах, китов или струн, на которых держится мир.

В результате вышеуказанных размышлений я решил отправиться по Земле в поисках встреч с людьми, непосредственно занимающимися астрофизикой, космологией и философией, дабы понять, что же все-таки происходит в этой таинственной области человеческого знания, которое столь часто становилось причиной мировых кровавых катастроф.

Бойтесь не астероида, летящего к нам из космоса, бойтесь идей, которые наши политики и религиозные лидеры могут набраться из плохо понятых научных концепций.

Как вам нравится цепочка Дарвин – Ницше – Гитлер? Дарвин невинно отмечает, что виды развиваются, по всей видимости, в результате естественного отбора, который является движущей силой эволюции. Ницше переносит теорию Дарвина на человеческое общество, называя человека лишь канатом, связующим обезьяну и сверхчеловека. Далее миру является Гитлер, который всего лишь пытается помочь естественному отбору и уничтожить все неполноценные расы, дабы ускорить триумф сверхчеловека.

Перенос сугубо научных выводов на человеческое общество обычно ведет к колоссальным катастрофам. Мне представляется вполне логичным всесторонне рассмотреть сегодняшнее понимание устройства мироздания, дабы уяснить, в какой момент происходит подмена истинно научного подхода на авантюристический политико-религиозный подход, от которого так или иначе сотрясается наш человеческий мир.

Современная стандартная космологическая модель утверждает[4], что Вселенная зародилась в результате Большого взрыва.

Последние десятилетия ученые развивали космологическую модель, позволяющую понять многие наблюдаемые свойства Вселенной. Ее сейчас считают стандартной: она верно указывает содержание самых легких элементов (изотопов водорода, гелия и лития) и оценивает возраст Вселенной (13,7 млрд лет), согласующийся с оценками возраста наиболее старых звезд. Модель предсказывает существование и высокую однородность реликтового излучения и объясняет, как и почему возникли многие другие свойства Вселенной.

В названии модели – ICDM (Inflationary Lambda Cold Dark Matter model, инфляционная модель c лямбдой и холодным темным веществом) – отражены три ее важнейших компонента: процесс инфляции, космологическая постоянная, обозначенная греческой буквой лямбда, и невидимые частицы, известные как холодное темное вещество (его часто называют скрытой массой).

Согласно модели ICDM, инфляция была периодом чрезвычайно ускоренного роста, который начался в первые же доли секунды после рождения Вселенной и закончился вспышкой излучения, благодаря которой Вселенная настолько велика, именно в такой мере заполнена веществом и так близка к однородному состоянию. Модель объясняет также, почему Вселенная не вполне однородна: потому что случайные квантовые флуктуации плотности энергии были раздуты до размера скоплений галактик и даже еще больше.

Модель предсказывает, что после окончания инфляции сила гравитации вызвала сжатие областей повышенной плотности, что привело к формированию галактик и их скоплений. Процессу способствовало холодное темное вещество, образовавшее огромные облака, заметить которые можно только по их гравитационному влиянию. Космологическая постоянная – странная форма антигравитации, ответственная за происходящее ныне ускорение космологического расширения[5]. Конечно, невозможно изложить все основы космологии в объеме серии очерков, поэтому я постараюсь пояснять термины и понятия по мере их появления в тексте.

 Итак, перед вами рассказ о моих блужданиях по планете Земля в поисках небесной мудрости и о том, как и от чего эта небесная мудрость превращается в земную глупость, подчас столь же беспросветную, как классическая черная дыра.




[1] Вольный пересказ цитаты из статьи Andrew C. Revkin «NASA Chief Backs Agency Openness»(New York Times. 2006. 4 febr.. ). Оригинальный текст: «In October, for example, George Deutsch, a presidential appointee in NASA headquarters, told a Web designer working for the agency to add the word “theory” after every mention of the Big Bang, according to an e-mail message from Mr. Deutsch that another NASA employee forwarded to The Times».

[2] Carroll J. Nixon's madman strategy. Boston, 2005.

[3] The Church and Astronomy / Ed. by St. Sulpice // New York Times. 1999. October 26.

[4] Старкман, Гленн, Шварц, Доминик. Хорошо ли настроена вселенная. Космология // В мире науки. 2005. № 11. Ноябрь.

[5] Космическая загадка // В мире науки. 2004. № 12.