Песимисты, оптимисты, мудрецы

Валерий Левятов
Пессимисты, оптимисты, мудрецы


 

 

Какая грусть в природе!

Ещё медовый месяц не кончился, ещё впереди столько... А уж потянуло тленом. И в разгуле разудалой радости, вроде бы необоримого расслабления нет-нет, а скребанёт по душе, как по стеклу:

– И чего, дурак, лыбишься?

– Нельзя, что ли? Он же чуть-чуть, незаметно. Практически негрустно.

– Да. Чуть-чуть. Молодец. Умный малый...

И ни с того ни с сего накатывает двенадцатое июля. Всего-то ничего прошло с начала открытия – а ты уж вспоминаешь начало грубой народной присказки: Пётр и Павел...

Уже на целый час! Боже мой, какой ужас!..


Но не грусти, товарищ и друг, есть и обратная сторона трагедии.

В самые мрачные дни декабря, в годы реакции, когда всё ещё впереди и ещё только начало срока и – тоска непролазная – вспомни неожиданно, что день-то уже по минутке-по минутке, а:

Всё равно весна придёт,

Всё равно растает лёд.

Та-ра-ра-ра-ра-ра-ра

Всё равно, всё равно! –

пела певичка во дни твоей забубённой юности...


Есть две компании.

Одна в разгаре полосы удач и могущества – а не забывает, что рано или поздно всё сменится холодом, безлюдьем, увяданием и расплатой: ты всё пела? это дело: так поди же попляши – и бросает в воду перстни, надеясь откупиться; но – не обманешь – ... с винтом!

И вскрикивает, надевая непринятый перстень:

– Зачем тогда вообще жить? Зачем – радость?..

Другая – хоть зима недаром злится, холодно, бесприютно, темно, и приходится по утрам зажигать гадкий электрический свет – но ведь солнышко уже повернуло! Значит, куда ни шло, мы кузнецы, и сам чёрт не брат... Но рано радуетесь, мужики, всего лишь – перемирие. И когда будете бахвалиться, что – мир и безопасность, где-то в подполье, на явочной квартире, сначала вроде бы незаметно начнёт действовать террористическая организация по тлену и разрушению.

Есть ещё немногочисленная прослойка мудрецов, держащая одновременно в душе обе антиномии, две бездны созерцающая разом, в полсилы радующаяся и в полсилы щемящаяся. Но их мало, они не жизнестойки и импотентны. Хорошая память убивает силу...

Хотя – как знать...