На Игле и Бойцовский Клуб

Анатоллий Костырев
Две книги. Два нематериальных памятника современной контркультуры, два культовых имени, две экранизации. Две книги, такие разные и все-таки, чем-то невыразимо похожие. Ирвин Уэлш и Чак Паланик. «На Игле» и «Бойцовский Клуб».

Ирвин Уэлш «На Игле»

Бесспорно самая откровенная, яростная, резкая и безудержная книга девяностых, настоящая исповедь целого поколения, которое не пожелало выбирать ТАКУЮ жизнь. Первый роман Уэлша, созданный им на основе собственных дневников, открывается нам с четырех различных сторон. Главные герои романа по очереди, шаг за шагом, раскрывают нам его содержание. Героин, Эдинбург, футбол и четыре человека, которым предстоит пройти по тонкой черте, отделяющей дружбу от предательства, а наркоманию от смерти. Аутентичный шотландский диалект, прямые описания, яркие краски, неприкрытые эмоции и отсутствие каких-либо литературных и стилистических условностей. Типично экзистенциальная проза, являющая собой прямую проекцию происходящего. А в центре всего этого – вырастающая стена социального отчуждения, толкающая героев прямо к пропасти, наполненной до краев самыми жуткими и отвратительными человеческими пороками.

Чак Паланик «Бойцовский Клуб»

Большой телевизор, любимый кожаный диван, кресла, стулья, стол и кровать. Взорви свою квартиру и все свои вещи. Прекрати потреблять ради самого потребления, бросай работу, выходи на улицу и начни драку. Докажи, что ты все еще жив. Паланик как обычно не в меру социален, довольно оригинален и безумно интересен. В сердце повествования – молодой преуспевающий человек, отказывающийся жить в современном обществе и начинающий с ним бороться, создавая сеть подпольных клубов, где любой желающий может драться, сколько хочет, а закончится все совсем не так, как ты думаешь. И конечно шизофрения, полная и абсолютная, подминающая под себя как автора и героев, так и беззащитного читателя. Фирменный стиль Паланика в «Бойцовском Клубе» приобрел окончательные оттенки, и ты не просто поглощаешь страницу за страницей, а отбиваешь и уклоняешься от быстрых ударов автора, а они все равно бьют в твою навсегда травмированную голову.