Отъявленный негодяй

Гурам Сванидзе
Отец повёл Муртаза в секцию бокса. Он был крепким длинноруким подростком. Тренер оценивающе посмотрел на него и сказал отцу: "Спасибо!"
Было за что.
Довольно скоро новичок освоился. На беду тут-то и стал проявляться характер Муртаза - чем больше побеждал, тем чаще … плакал. Ему кричали: "Бей его! Добивай его!" Обливаясь слезами, он добивал соперника. Сначала думали, что это происходит от нервного напряжения. Самопроизвольное "слезоиспускание". Потом парнишка признался, что жалко бывает партнёра. После такого откровения Муро (так иногда разнообразили с его именем товарищи) отправили домой…

Муртаз попробовал себя и в шахматах. Он рассказывал мне:
- Играю на турнире и вижу, как пустил слезу мой соперник. Знаешь таких - с пионерским галстуком, в очках. Сначала подумал, что переживает за бабушку. Та была среди зрителей. Видит она грустное лицо своего чада и кричит: "Ты проигрываешь, Манюня!?" ("проигрываешь" она произнесла, сильно картавя). Бабусе стало плохо, отпаивали валерианкой. Ещё - попытался проникнуть на сцену папа другого шахматиста. Сначала он громко угрожал своему сынку. "Накажу! Олух!!". Потом полез надавать "олуху" подзатыльников. Папашу увели. Когда я проходил мимо зала, где шёл турнир девочек, то увидел, как плакала чуть ли не половина участниц. Те, что проигрывали.
- А как ты сыграл с тем Манюней?
- Вничью. Вдруг потерял интерес к партии.
- В шахматах много насилия! - сказал я глубокомысленно.

Родители Муртаза решили, что футбол более достойное дело для атлетически сложенного парня. Его поставили центральным защитником. Он был популярен. Стоило ему получить мяч, как на трибунах начинали голосить девицы. Они любили футболистов и ничего не понимали в футболе. Однажды ему простили авто-гол. Склонный к остротам тренер заметил, что защитникам не обязательно забивать голы соперникам, на то есть нападающие, но совсем не пристало им закатывать мячи в свои собственные ворота. Он был настроен благодушно. Соперники были обречены уже после первой отборочной игры. В кулуарах взрослые дяди даже поговаривали, не дать ли бедолагам отквитать мяч. Жалко ведь. Не исключено, что Муртаз услышал эти разговоры.

Я тоже играл. И вроде неплохо. Но тренер говорил мне, что юниорский уровень - мой предел. Я спросил: "Что, рожей не вышел?!" А в ответ: "Нет, коленками. Слабые. Доигрывай свой ресурс до первой травмы". Муртаза же он назвал чистоплюем. Был вердикт: "Ярости нет!"
 
Следующий матч обернулся драмой. Меня "подковал" крайний защитник соперника. Покидая поле, я понял, что ресурс свой уже отработал. Не клеилась игра и у Муртаза. В первом тайме он упрямо несколько раз попытался (надо - не надо) выбить мяч ударом - "ножницы". Первый раз пустил мяч свечой над собственной штрафной площадкой. Мяч долго падал вниз и упал на перекладину ворот, после отскока возник острый момент. Другой раз угодил мячом в спину судьи.Опять из-за такого рикошета острый момент возник в нашей штрафной. Во время этого же матча произошёл инцидент, после которого популярность Муртаза поубавилась. Он даже стал печально знаменитым.

В футболе есть негласное правило fair play. Это - когда футболист, увидев, что соперник получил травму, прекращает игру и выбивая мяч в аут. Потом происходит обмен любезностями - мяч надо возвращать. В начале такие поступки импонировали. Совершались они с особой элегантностью. Публика исходила от восторгов. Потом любезничания стали надоедать. Каждый раз прекращалась игра, сбивался её ритм, зрители скучали. Но по-прежнему верхом неблагородства почиталось, если кто милый обычай нарушал.
 
Когда меня атаковал крайний защитник и я упал, соперник выбил мяч за боковую линию. Пока со мной возился врач, игроки обеих команд пили воду, обливали друг друга. Было очень жарко. Судья дал команду. Из аута мяч подали Муртазу, который, подчиняясь заведённому правилу, должен был возвратить его сопернику. Механически, не глядя, он отправил мяч в сторону штрафной соперника, где, как полагал, должен был находиться вратарь... Я был поглощён болевыми ощущениями в колене, когда услышал гул негодования на трибунах... Раскрасневшийся Муро обречено смотрел в сторону ворот соперников. Оказывается, забил гол. В это время голкипер противной стороны всё ещё мирно допивал воду из бутылки и беседовал со своим наставником.

Наш тренер выбежал на поле и учинил гневную отповедь Муртазу. "В кои веки раз забил гол не в свои ворота и опозорился!" - кинул наставник. А потом справился у судьи, а нельзя ли гол отменить. Рефери только пожал плечами. Все члены команды Муро сурово глядели на провинившегося. Видно было, что соперник сладостно переживал момент своего морального превосходства. Прозвучало даже:"Отъявленный негодяй!"

Муртаза тут же сменили. От греха подальше! Вдруг опять авто-гол устроит, чтоб совесть почистить. Гол, забитый им случайно, был весьма кстати. Он позволил нам сравнять счёт в игре.