Дурацкое счастье

Илья Шокин
В одном Не-Знай-Каком царстве, в обыкновенном государстве, жил-поживал гражданин один. Жил себе и жил, горя не знал. Жил да радовался. Чему? Да тому, что жил, тому и радовался. Потому и горя не знал: жизнь ему в радость была. И то, что ему так радостно жилось, не нравилось остальным гражданам. Не понимали они этого: как это так – живет человек и горя не испытывает? «Неправильно это. – Думали они. – Наверное, у этого гражданина есть какая-нибудь странность». Другие прямо так и говорили: «Да он ненормальный. Его бы на анализы сдать к мозговеду». Были и те, кто откровенно завидовал: «Почему мы горюем, а он нет? – злились они. – Путь тоже горюет!» Но горе никак не хотело прилипать к этому гражданину, которого, кстати, Иваном звали. Боялось горе Ивановой необъяснимой радости. Так и жил Иван, радовался, горя не зная.
- А что горевать-то? – спрашивал Иван. – Живем ведь!
- Так ведь жизнь-то штука тяжкая. - отвечали ему. - Жизнь прожить – не поле перейти.
На это, улыбаясь своей широкой веснушчатой улыбкой, Иван отвечал:
- А ты живи легко и жизнь легкой будет.
- Дурак ты Иван. – Бывало, скажет кто в сердцах. - И вправду говорят – дуракам везет.
- А хоть бы и дурак. Зато ты вон весь согнутый и глаза у тебя тусклые.
Так и жил Иван, улыбался, да на небо смотрел. И как-то раз упал с неба на Ивана мешок денег. Но не совсем на Ивана, а рядом ним. Удивился Иван, сел на землю и еще внимательней стал на небо смотреть. Так и сидел, уставившись вверх и улыбаясь во всю ширь своего щербатого рта.
Мимо шел мужик. Шел бы он и шел мимо, так ведь остановился, потому что глаза его уткнулись на дурака, сидящего на дороге, рядом с которым еще и мешок денег валяется. Стоял, стоял мужик, а картинка видимая им не меняется. Дурак сидит, в небо смотрит, мешок лежит. Подошел поближе мужик тронул Ивана, мол, эй ты что? А Иван и не посмотрел на него, так мотнул головой, не мешай мол, иди своей дорогой. Ну мужик не долго думая хвать мешок и бежать. Пробежал немного, обернулся, а Иван все сидит, на небо смотрит. «Дурак. – Подумал мужик. – Счастья своего не знает». И пошел своей дорогой, неся счастье свое на плече.
Но не долго мужик счастливым ходил. Повстречался ему купец. Пришлось мужику кое-чего у него купить. Уж такой благодушный, веселый и понимающий попался купец. Расстались, распрощались. И тут обнаружил мужик, что весь-то мешок денег он купцу отдал, а тот ему – кота в мешке подсунул! Обманул! А купец уже тем временем ехал в своей повозке среди дальнего леса и радовался тому, как он удачно дело провернул. «Во дурак! – Думал купец про мужика. – Счастье свое упустил». Но радость купеческая исчезла, как только из леса выскочил разбойник. Выскочил, да из-за пояса ножик вытащил. Давай, говорит свое добро, пока кровь не пустил. Купец испугался. Отдал все. И мешок с деньгами, что так удачно у мужика выманил, тоже. Разбойник похватал добро и был таков. А купец остался плакать на дороге.
Бежит по лесу разбойник, хохочет. «А как я этого толстобрюхого дурака обвел! Только ножик показал, а он мне мешок денег! Вот оно как счастье-то добывается! Только смелый, да дерзкий может им обладать! – веселился разбойник. - Живут люди, а счастья своего сохранить не могут. Дураки!»
Однако веселью разбойничьему вскоре пришел конец. О его подвигах стало известно далеко, аж до княжьего двора дошло. Снарядил князь дружину и двинулся ловить разбойника. Обложил его в лесу как зверя. Мечется разбойник, а лазейки нет. Мешок с деньгами по спине бьет. Упал разбойник, тут его и поймали. Глядит князь, что у разбойника мешок денег и говорит: «Что ж ты с таким богатством по лесу бегаешь? Пошел бы в город, зажил бы. Дурак ты – счастье свое упустил». И на этих словах ссек князь разбойнику голову, а мешок себе взял.
В соседнем княжестве княжил младший брат князя, что у разбойника мешок с деньгами взял. И очень он хотел княжить сразу и в своем княжестве и в братнином. Мало ему было своего. Прослышал он, что брат собрал дружину и ушел ловить разбойника. Собрал тут младший князь свою дружину, и пока старший брат ловил разбойника вошел в его город. Вот так пришел старший князь с мешком денег к своему городу, а его не пускают, говорят, что теперь в городе новый князь.
Вышел к воротам младший князь и говорит старшему: «Дурак ты брательничек. Счастье свое упустил. Теперь я князь над обоими княжествами!» Запечалился старший брат, но потом кое-что придумал. Оглядел свою дружину, достал мешок денег и сказал брату: «Отдай мне мой город, а я тебе вот этот мешок денег дам». А сам подумал: «Вот выйдет из ворот, а я тут его и убью. И город будет мой и мешок денег при мне». Увидел младший брат мешок денег, заулыбался. Подумал: «Вот мой брат меняет свой городишко на этот мешок денег. Как выйду- возьму мешок, а город не отдам, а брата убью».
Вышли братья друг другу на встречу. Младший только взял мешок, как старший ударил его мечом. Но младший увернулся и ударил своим. Началась меж братьями драка. Видя это, на помощь пришли княжьи дружины. Там и народ подоспел: кто за младшего, кто за старшего, а кто так - сам за себя. Убили князья друг друга и дружины их тут свою смерть нашли. Город разрушили, а заодно и все окрестные деревни да села пожгли. Много людей полегло. Кто уцелел – подался в разные края.
А мешок так и остался лежать на земле.
Все это время Иван сидел на дороге и смотрел на небо. Мимо шел нищий. Он спросил Ивана: «Что ты там увидел? Чему ты так радуешься? Ждешь, что счастье тебе свалится на голову?» «Не, - покачал головой Иван, - счастье не падает. Счастье оно не оттуда сюда, а отсюда туда, - показал пальцем в небо. - Оно летает». И вдруг нищий увидел, как Иван, подобно невесомому перышку, легонько оторвался от земли и, продолжая улыбаться, плавно полетел вверх к небу.