Опять о ли цах кав каз ской на ци о наль но сти

Кирилл Михайлович Алексеевский
 ОПЯТЬ О ЛИ¬ЦАХ КАВ¬КАЗ¬СКОЙ НА¬ЦИ¬О¬НАЛЬ¬НО¬СТИ
 
 Ко¬г¬да и по¬че¬му по¬я¬вил¬ся тер¬мин “Ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти”? Ему чуть мень¬ше лет, чем ель¬ци¬низ¬му, сме¬нив¬ше¬му на¬ча¬ла де¬мо¬кра¬ти¬за¬ции. Кто хоть не¬мно¬го зна¬ком с Кав¬ка¬зом- зна¬ют, что там жи¬вет не один де¬ся¬ток на¬род¬но¬стей, ка¬ж¬дый со сво¬им язы¬ком. Ряд этих язы¬ков не име¬ет ана¬ло¬гов, а не¬ко¬то¬рым - на¬шли их на краю Ев¬ро¬пы, в стра¬не Ба¬с¬ков, до¬би¬ва¬ю¬щих¬ся ав¬то¬но¬мии в Ис¬па¬нии.. Со¬вер¬шен¬но яс¬но, что еди¬ной кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти про¬с¬то нет в при¬ро¬де, под этим тер¬ми¬ном мо¬ж¬но под¬ра¬зу¬ме¬вать не один де¬ся¬ток на¬ро¬дов. Но все же тер¬мин “Ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти” в Мо¬с¬ков¬ских СМИ и ми¬ли¬цей¬ских стру¬к¬ту¬рах при¬жи¬лись в “Пе¬ре¬строй¬ку” и “ре¬фор¬ми¬ро¬ва¬ние” СССР на тер¬ри¬то¬рии Рос¬сии. Од¬но¬род¬ный ланд¬шафт на¬ло¬жил од¬но¬об¬раз¬ный от¬пе¬ча¬ток на не¬ко¬то¬рые обы¬чаи раз¬ных на¬ро¬дов Кав¬ка¬за, на¬до пря¬мо ска¬зать - обы¬чаи бла¬го¬род¬ные, на Ру¬си поч¬ти уте¬рян¬ные, к со¬жа¬ле¬нию.
Лю¬ди, чьи ро¬до¬вые кор¬ни на Кав¬ка¬зе - обы¬ч¬ны сре¬ди сла¬вян со вре¬мен ви¬зан¬тий¬ской ар¬мян¬ки, кня¬ги¬ни Ан¬ны, же¬ны Вла¬ди¬ми¬ра- Кра¬с¬на Со¬л¬ныш¬ка, ки¬ев¬ско¬го кня¬зя уза¬ко¬нив¬ше¬го пра¬во¬сла¬вие на Ру¬си. Сын ар¬мян¬ки А.В. Су¬во¬ров - ве¬ли¬кий рус¬ский пол¬ко¬во¬дец. Лю¬би¬мец его, ге¬рой Бо¬ро¬ди¬но - Бо¬гра¬ти¬он, то¬же не ну¬ж¬да¬ет¬ся в до¬ка¬за¬тель¬ст¬ве кав¬каз¬ско¬го про¬ис¬хо¬ж¬де¬ния. Став¬шие об¬ще¬на¬род¬ны¬ми, тан¬цы мо¬ло¬де¬жи СССР - “ка¬бар¬дин¬ка”, - в честь од¬но¬го из пер¬во¬хри¬сти¬ан¬ских (ныне омусульманеных) на¬ро¬дов Се¬вер¬но¬го Кав¬ка¬за, и “лез¬гин¬ка” - в честь ед¬ва ли не са¬мо¬го мно¬го¬чи¬с¬лен¬но¬го на¬ро¬да Кав¬ка¬за. А фор¬му тер¬ских ка¬за¬ков - чер¬ке¬ску, оде¬ж¬ду ко¬г¬да то мо¬гу¬ще¬ст¬вен¬но¬го на¬ро¬да но¬сит, как свою на¬ци¬о¬наль¬ную, весь Кав¬каз. Так по ней и оп¬ре¬де¬лять “ли¬ца”? А ес¬ли оде¬ж¬да от Вер¬са¬чи - так ли¬цо - италь¬ян¬ское? На¬име¬но¬ва¬ние улиц - Гру¬зин¬ских и Ар¬мян¬ско¬го пе¬ре¬ул¬ка - сви¬де¬тель¬ст¬ву¬ют, что мо¬с¬к¬ви¬чи за¬ме¬ти¬ли при¬ез¬жих с Кав¬ка¬за. Они мень¬ше чем Не¬мец¬кая сло¬бо¬да или Ки¬тай-го¬род, но это свя¬за¬но, ве¬ро¬ят¬но, с тем, что еди¬но¬вер¬цев сво¬их не бы¬ло ну¬ж¬ды осо¬бо вы¬де¬лять, им да¬же фа¬ми¬лии ру¬си¬фи¬ци¬ро¬ва¬ли (как ад¬ми¬ра¬лу Ла¬за¬ре¬ву - Ла¬за¬ря¬ну или ху¬до¬ж¬ни¬ку Ай¬ва¬зов¬ско¬му- Ай¬ва¬зя¬ну), бла¬го име¬на ча¬с¬тень¬ко бы¬ли из од¬них свят¬цев. Мо¬с¬к¬ви¬чи не пу¬та¬ли при¬ез¬жих во¬еди¬но, бла¬го¬же¬ла¬тель¬но встре¬ти¬ли их и за¬кре¬пи¬ли за ни¬ми ве¬со¬мые ча¬с¬ти сво¬его го¬ро¬да. На¬хо¬ди¬ли в Мо¬с¬к¬ве ме¬с¬то и все дру¬гие на¬род¬но¬сти, вкла¬ды¬вая в нее труд и уме¬нье, не ис¬пы¬ты¬вая при¬те¬с¬не¬ния по при¬зна¬ку ве¬ры или на¬ци¬о¬наль¬но¬сти, но за¬то обо¬га¬щая на¬у¬ку, ин¬тел¬лект и “рус¬ский дух”. Кир¬хи и ко¬с¬те¬лы, ме¬че¬ти и си¬на¬го¬ги, мо¬лель¬ные до¬ма - ил¬лю¬ст¬ри¬ру¬ют сказанное. Не¬ко¬то¬рые ог¬ра¬ни¬че¬ния един¬ст¬вен¬ной на¬ции - ев¬ре¬ям - ста¬ли чи¬нить¬ся с кон¬ца про¬шло¬го ве¬ка, что не ме¬ша¬ло им про¬хо¬дить по чи¬нов¬ной ле¬ст¬ни¬цы, вплоть до уров¬ня чле¬нов Им¬пе¬ра¬тор¬ской Ака¬де¬мии. Так ве¬ли¬кий Эй¬лер, жи¬вя в Санкт-Пе¬тер¬бур¬ге все свои ма¬те¬ма¬ти¬че¬с¬кие тру¬ды пи¬сал в этом зва¬нии. А ца¬ри рус¬ские гор¬ди¬лись ва¬ряж¬ски¬ми (не рус¬ски¬ми!) кро¬вя¬ми, про¬во¬дя, впро¬чем, ве¬ли¬кую рос¬сий¬скую по¬ли¬ти¬ку, не в при¬мер ны¬неш¬ним, чи¬с¬то рус¬ским, пе¬ре¬ме¬с¬тив¬шим Русь с пер¬вых мест ме¬ж¬ду¬на¬род¬но¬го рей¬тин¬га - ку¬да то в вось¬мой де¬ся¬ток.
 В кро¬ва¬вые Сред¬ние ве¬ка Рос¬сия в ря¬ду ис¬то¬ри¬че¬с¬ких за¬во¬е¬ва¬те¬лей бы¬ла срав¬ни¬тель¬но гу¬ман¬ной, ос¬та¬в¬ляя по¬ко¬рен¬ные на¬ро¬ды в по¬ло¬же¬нии сво¬их гра¬ж¬дан, впро¬чем - то¬же не¬лег¬ком. А на¬при¬мер, при со¬з¬да¬нии США - або¬ри¬ге¬нов, при¬от¬став¬ших в военный на¬у¬ке - унич¬то¬жа¬ли в со¬вер¬шен¬но бес¬смы¬с¬лен¬ных ко¬ли¬че¬ст¬вах, ос¬во¬бо¬ж¬дая зе¬м¬ли для за¬се¬ле¬ния при¬шель¬ца¬ми. Тем не ме¬нее по¬лу¬чи¬лось са¬мое со¬вер¬шен¬ное го¬су¬дар¬ст¬во. В не мень¬ших ко¬ли¬че¬ст¬вах за¬во¬е¬ва¬те¬ли-тур¬ки унич¬то¬жа¬ли зна¬чи¬тель¬но бо¬лее вы¬со¬со¬куль¬тур¬ные на¬ро¬ды Ма¬лой Азии - вы¬зы¬вая об¬рат¬ный эфект ре¬г¬рес¬са во всех от¬но¬ше¬ни¬ях. Кав¬каз по¬ка¬зал иной при¬мер - ко¬г¬да на¬ро¬ды и на¬род¬но¬сти по¬с¬ле кро¬во¬про¬лит¬ных столк¬но¬ве¬ний, обы¬ч¬но на поч¬ве ам¬би¬ций, на¬хо¬ди¬ли об¬щий язык для мир¬но¬го про¬жи¬ва¬ния, од¬на¬ко с по¬валь¬ным во¬о¬ру¬же¬ни¬ем все¬го муж¬ско¬го на¬се¬ле¬ния. Ка¬ж¬дый по¬ми¬мо кин¬жа¬ла вла¬де¬ет не¬сколь¬ки¬ми язы¬ка¬ми, ува¬жа¬ет со¬се¬да и сво¬их со¬ро¬ди¬чей, а что бы по¬ощ¬рял¬ся об¬мен до¬с¬ти¬же¬ни¬я¬ми- су¬ще¬ст¬во¬вал культ го¬с¬те¬при¬им¬ст¬ва. Рад гос¬тю или нет - ох¬ра¬нять его обя¬зан, ина¬че не из¬бе¬жишь по¬зо¬ра. Имен¬но по¬зор был са¬мым тя¬же¬лым, уни¬вер¬саль¬ным на¬ка¬за¬ни¬ем.
На Ру¬си муж¬ское на¬се¬ле¬ние во¬о¬ру¬жа¬лось толь¬ко по не¬об¬хо¬ди¬мо¬сти - для от¬ра¬же¬ния аг¬рес¬сии, ес¬те¬ст¬вен¬но - не все¬гда свое¬вре¬мен¬но. Тер¬ри¬то¬рия Ру¬си рас¬ши¬ря¬лась не столь¬ко дру¬жи¬на¬ми, сколь¬ко вли¬я¬ни¬ем сво¬ей куль¬ту¬ры. Ку¬да ча¬ще - дру¬жи¬ны вме¬ши¬ва¬ясь - де¬лу не спо¬соб¬ст¬во¬ва¬ли, а ме¬ша¬ли. Хо¬тя - бы¬ли и уда¬ч¬ные за¬во¬е¬ва¬ния. Об¬шир¬ность тер¬ри¬то¬рии, лег¬кость пе¬ре¬дви¬же¬ния спо¬соб¬ст¬во¬ва¬ла то¬му, что честь це¬ни¬лась вы¬ше жиз¬ни толь¬ко у дво¬рян, да ку¬п¬цов. У на¬ро¬да же об¬ман при¬зна¬вал¬ся хи¬т¬ро¬стью и не при¬зи¬рал¬ся. Нерпедко лукавили и правители, отмаливая потом свои делишки.
Цар¬ская власть ус¬во¬и¬ла удоб¬ст¬ва (и об¬щую гу¬ман¬ность) уни¬тар¬но¬го ус¬т¬рой¬ст¬ва. Вы¬де¬ляя тер¬ри¬то¬ри¬аль¬ные еди¬ни¬цы по эко¬но¬ми¬ке, с пра¬вом со¬ста¬в¬ля¬ю¬щих на¬ций жить по соб¬ст¬вен¬но¬му ук¬ла¬ду. Та¬кое ус¬т¬рой¬ст¬тво го¬су¬дар¬ст¬ва - бли¬же все¬го к Пра¬во¬слав¬ной Цер¬к¬ви: все при¬хо¬жа¬не- ра¬бы Бо¬жьи, рав¬ны ме¬ж¬ду со¬бой, по¬чи¬та¬ют¬ся чи¬ны. Чем вы¬ше чин - тем боль¬ше тре¬бо¬ва¬ния и ог¬ра¬ни¬че¬ния. Пре¬тен¬зии, ос¬но¬вы¬ва¬ю¬щи¬е¬ся на на¬ци¬о¬наль¬но¬сти, чре¬ва¬ты ко¬ли¬зи¬я¬ми и да¬же кро¬вью.
Ан¬ти¬рос¬сий¬ская, по су¬ти - ан¬ти¬че¬ло¬ве¬че¬с¬кая по¬ли¬ти¬ка на¬ча¬лась то¬г¬да, ко¬г¬да боль¬ше¬ви¬ки за¬те¬я¬ли вы¬де¬ле¬ние тер¬ри¬то¬рии под на¬ци¬о¬наль¬ные об¬ра¬зо¬ва¬ния
Ве¬ли¬чи¬на их и кри¬те¬рии для вы¬де¬ле¬ния - это кро¬ва¬вые про¬б¬ле¬мы из¬ве¬ст¬ные ис¬то¬рии с биб¬лей¬ских вре¬мен, но воз¬ник¬шие вме¬сте с че¬ло¬ве¬ком. Оче¬вид¬но, по¬э¬то¬му для раз¬ва¬ла Рос¬сии боль¬ше¬ви¬ки при¬ду¬ма¬ли раз¬де¬лить Рос¬сию на рад боль¬ших и ма¬лых эт¬но¬сов, вве¬дя ме¬ж¬ду ни¬ми ие¬рар¬хию, по прин¬цы¬пу “раз¬де¬ляй и вла¬ст¬вуй”, с пред¬ва¬ри¬тель¬ным пре¬и¬му¬ще¬ст¬вам “та¬бель¬ным” на¬ро¬дам, назначенным по своему разумению.
По Ста¬лин¬ской Кон¬сти¬ту¬ции (пи¬са¬лась Н. Бу¬ха¬ри¬ным) был пре¬д¬у¬смо¬т¬рен со¬вет на¬ци¬о¬наль¬но¬стей, на¬ци¬о¬наль¬ные ав¬то¬но¬мии (со сво¬и¬ми тер¬ри¬то¬ри¬я¬ми) и пр. Од¬на¬ко кри¬те¬рии этих вы¬де¬ле¬ний бы¬ли не¬чет¬ки, до¬пу¬с¬ка¬ли про¬из¬вол, ко¬то¬рый осо¬бен¬но яр¬ко илю¬сти¬ри¬ру¬ет опыт Кав¬ка¬за. Так ар¬мян¬ские На¬хи¬че¬ван и Ар¬цах (под име¬нем Ка¬ра¬ба¬ха) был под¬чи¬нен су¬ще¬ст¬вен¬но тюр¬ко¬я¬зы¬ч¬но¬му но¬во¬об¬ра¬зо¬ва¬нию “Азер¬бай¬д¬жа¬ну”. Лез¬гин - раз¬де¬ли¬ли ме¬ж¬ду ним и дру¬гой по¬ли¬эт¬ни¬че¬с¬кой ре¬с¬пуб¬ли¬кой - Да¬ге¬ста¬ном. Так же раз¬де¬ли¬ли и Осе¬тию, а Аб¬ха¬зию, на рав¬ных с Гру¬зи¬ей во¬шед¬шую в Со¬юз, под¬чи¬ни¬ли не Цен¬т¬ру, а Гру¬зии. Про¬из¬воль¬ны гра¬ни¬цы но¬во¬об¬ра¬зо¬ва¬ний и в Среднй Азии. Ка¬за¬ка¬ми Се¬ми¬ре¬чья как кав¬каз¬ски¬ми и про¬чи¬ми - про¬с¬то пре¬не¬б¬рег¬ли: хра¬ни¬те¬ли рос¬сий¬ских гра¬ниц бы¬ли не¬угод¬ны боль¬ше¬ви¬кам. А чтобы и духу от них не осталось - придумали тюрскоязычную, напоминающую татаромонгольское нашествие нацию, казахи. На слух - почти то же, что и преимущественно русское, существенно православное вольное воинство - казаки. Путем изменения имени киргиз-койсакской орды. Что казахи (койсаки) - не казаки этро было ясно, но со временем - затенилось и казаки остались только в эпосе.
Во вре¬мя цар¬ст¬во¬ва¬ния Ста¬ли¬на в его бли¬жай¬шем ок¬ру¬же¬нии бы¬ло столь¬ко кав¬каз¬цев, что тер¬мин “ ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти”, осо¬бен¬но в его от¬ри¬ца¬тель¬ном от¬тен¬ке - аб¬со¬лют¬но не¬воз¬мо¬жен. Он по¬я¬вил¬ся то¬г¬да, ко¬г¬да мо¬с¬ков¬ской ми¬ли¬ции на¬до бы¬ло обоб¬щен¬но, с не¬при¬ят¬ной сто¬ро¬ны по¬ка¬зать на¬вод¬нив¬ших Мо¬с¬к¬ву бе¬жен¬цев с Кав¬ка¬за, при¬не¬с¬ших мас¬су спе¬ци¬фи¬че¬с¬ких не¬при¬ят¬но¬стей вла¬стям. Но не по сво¬ему же¬ла¬нию - а по пре¬ступ¬ной глу¬по¬сти вла¬стей. По¬то¬му они и при¬ня¬лись ма¬к¬си¬маль¬но пе¬ре¬бра¬сы¬вать ви¬ну с боль¬ной гол¬о¬вы на здо¬ро¬вую...
На¬ча¬лось все с ар¬мян, ко¬то¬рым при¬шлось бе¬жать от но¬вой во¬л¬ны рез¬ни и гра¬бе¬жей ор¬га¬ни¬зо¬ван¬ных на пра¬во¬слав¬ный Но¬вый 1990 год тур¬ка¬ми, на этот раз - азер¬бай¬д¬жан¬ски¬ми, в Ба¬ку. Са¬мый ран¬ний пе¬ре¬стро¬е¬ч¬ный по¬гром ар¬мян был за два го¬да пе¬ред тем не в Ба¬ку, а в Сум¬га¬и¬те, по¬с¬ле празд¬ни¬ка Кра¬с¬ной Ар¬мии 1988 го¬да. То¬г¬да ар¬мя¬не, по на¬ив¬но¬сти, по¬бе¬жа¬ли не в Мо¬с¬к¬ву, а к ре¬с¬пуб¬ли¬кан¬ско¬му на¬чаль¬ст¬ву, в Ба¬ку, от¬стро¬ен¬ному в зна¬чи¬тель¬ной ме¬ре имен¬но ар¬мя¬на¬ми, за¬се¬ляв¬ши¬ми там зна¬чи¬тель¬ные ком¬пакт¬ные и раз¬роз¬нен¬ные ча¬с¬ти го¬ро¬да. Они не ду¬ма¬ли, что в кон¬це ХХ ве¬ка опять воз¬мо¬жен ге¬но¬цид, осу¬ж¬ден¬ный всем Ми¬ром (но не Тур¬ци¬ей и СССР!). По¬ла¬га¬ли, что Сум¬га¬ит¬ский по¬гром - это чу¬до¬вищ¬ная ошиб¬ка (93 документированных звер¬ских убий¬ст¬ва), гри¬ма¬са на¬чи¬на¬ю¬щей де¬мо¬кра¬тии и вла¬сти не до¬пу¬с¬тят по¬в¬то¬ре¬ния. Но че¬рез два го¬да, еще бо¬лее ди¬кий, луч¬ше ор¬га¬ни¬зо¬ван¬ный, по¬гром про¬ка¬тил¬ся в Ба¬ку на гла¬зах во¬и¬нов со¬вет¬ской ар¬мии, три дня на¬блю¬дав¬ших за ним из окон Саль¬ян¬ских ка¬зарм. На¬ко¬нец, из Мо¬с¬к¬вы при¬шла ко¬ман¬да пре¬кра¬тить рез¬ню си¬лой, на ко¬то¬рую вла¬сти Азер¬бай¬д¬жа¬на до сих пор оби¬жа¬ют¬ся. Решительность генерала Лебедя не да¬ла им ре¬шить ар¬мян¬ский во¬п¬рос ме¬то¬дом Аб¬дул Га¬ми¬да: “Нет ар¬мян- нет во¬п¬ро¬са”. Уце¬лев¬шие ар¬мя¬не ус¬т¬ре¬ми¬лись в Мо¬с¬к¬ву, ожи¬дая най¬ти за¬щи¬ту бо¬лее вы¬со¬ких вла¬стей! За¬му¬чен¬ных и по¬стра¬дав¬ших ба¬кин¬цев во мно¬го де¬сят¬ков раз боль¬ше, чем сум¬га¬ит¬цев, но чи¬с¬ло их уда¬лось скрыть: к вла¬сти в Ба¬ку при¬шли ви¬нов¬ни¬ки зверств. В Мо¬с¬к¬ве бе¬жен¬цы встре¬ти¬лись с аб¬сурд¬ным до пре¬ступ¬но¬сти, тре¬бо¬ва¬ни¬ем эми¬г¬ра¬ци¬он¬ных стру¬к¬тур предъ¬я¬вить справ¬ку из Ба¬ку, удо¬сто¬ве¬ря¬ю¬щую что они в Ба¬ку ос¬та¬ви¬ли и по¬че¬му от¬ту¬да сбе¬жа¬ли!!!. При¬ду¬мав¬шая это из¬де¬ва¬тель¬ст¬во Т.Ре¬гент ана¬ло¬ги¬ч¬ное тре¬бо¬ва¬ние рас¬про¬стра¬ни¬ла по¬том на мол¬дав¬ских, аб¬хаз¬ских и че¬чен¬ских бе¬жен¬цев. А как и на ка¬кие день¬ги съе¬з¬дить им в го¬ря¬чие то¬ч¬ки за справ¬ка¬ми, кто их даст, ни¬ко¬му до это¬го не бы¬ло де¬ла. Да и вообще - возможно ли появиться там беженцу и остаться живым? Может быть именно добивание несчастных и было задачей бездетной красавицы Т.Ргент?
Бе¬зис¬ход¬ность бе¬жен¬цев ли¬ши¬ла их че¬ло¬ве¬че¬с¬ких прав, ли¬ца, ро¬ди¬ны. Тру¬д¬но им бы¬ло вы¬звать сим¬па¬тию к се¬бе в ме¬с¬тах, где они про¬си¬ли при¬юта. Бакинские армяне плохо знали армянский язык, считая родным русский, а потому в Армении чувствовали себя неуютно. А в Москве выделялись не только внешностью, но и менталитетом, что не всегда вызывало симпатию. Но они в Москву то приехали как в свою столицу, с паспортами СССР! Если их удавалось забрать в панике...
 Ко¬г¬да на¬ча¬лось из¬г¬на¬ние ар¬мян из Ар¬ца¬ха (Ка¬ра¬ба¬ха) и они, на¬ко¬нец, ока¬за¬ли во¬о¬ру¬жен¬ное со¬про¬ти¬в¬ле¬ние при¬те¬с¬ни¬те¬лям, не же¬лая по¬по¬л¬нять ора¬ву ни¬щих, сред¬ст¬ва мас¬со¬вой ин¬фор¬ма¬ции от¬ло¬жи¬ли в сто¬ро¬ну рас¬су¬ж¬де¬ния о де¬мо¬кра¬тии, пор¬но¬гра¬фию, спорт, сплет¬ни и за¬во¬пи¬ли - “кро¬во¬про¬ли¬тие!”. На¬чал¬ся “Ка¬ра¬бах¬ский кон¬фликт”. Он слу¬жил сце¬на¬ри¬ем для из¬г¬на¬ния юго¬о¬се¬тин (кударцев), аб¬ха¬зов и ар¬мян из Гру¬зии, ин¬гу¬шей из Вла¬ди¬кав¬ка¬за, а потом и чеченцев из Чечни. В Мол¬да¬вии (за¬я¬вив¬шую о ру¬мы¬ни¬за¬ции) он вы¬звал кровь, на этот раз - в ос¬нов¬ном сла¬вян¬скую. На¬ви¬с¬шую уг¬ро¬зу по¬доб¬ной рез¬ни из-за ук¬ра¬и¬ни¬за¬ции Кры¬ма - уда¬лось из¬бе¬жать по¬ка, хо¬тя не¬ук¬лю¬жие по¬пыт¬ки ук¬ра¬ин¬ских на¬ци¬о¬на¬ли¬стов - до сих пор не пре¬кра¬ти¬лись. Но она охотно пошли на туркизацию Крыма. Кстати, юридически - более обоснованную, чем украинизацию: если считать росииян оккупантами, захватившими Крым в результате победы в войне, то земли вернуть надо татарам, а еще древнее - генуэзцам, а еще древнее - понтийским грекам! При чем здесь украинцы, если они не руссские?
Са¬мая мас¬со¬вая кровь всех на¬ци¬о¬наль¬но¬стей по¬ли¬лась в Че¬ч¬не. Аб¬сурд¬ность этой бой¬ни - бу¬дет вскры¬та ис¬то¬ри¬ей по¬с¬ле ухо¬да из вла¬сти за¬чи¬на¬те¬лей ее - рос¬сий¬ских пра¬ви¬те¬лей-ра¬зо¬ри¬те¬лей, распродающих Родину.
 Не все гру¬зи¬ны и азер¬бай¬д¬жан¬цы охот¬но уча¬ст¬во¬ва¬ли в на¬ци¬о¬наль¬ных на¬си¬ли¬ях по ука¬за¬нию сво¬их пра¬ви¬те¬лей. Ог¬ром¬ное ко¬ли¬че¬ст¬во мо¬ло¬де¬жи при¬зыв¬но¬го воз¬рас¬та ус¬т¬ре¬ми¬лось из го¬ря¬чих то¬чек Кав¬ка¬за - спа¬са¬ясь от мо¬би¬ли¬за¬ции за ры¬но¬ч¬ны¬ми при¬лав¬ка¬ми. Все это до¬ба¬ви¬ло бе¬жен¬цев в Мо¬с¬к¬ву, не¬смо¬т¬ря на бю¬ро¬кра¬ти¬че¬с¬кие ухищ¬ре¬ния вла¬стей по¬че¬му то пре¬пят¬ст¬ву¬ю¬щих уко¬ре¬не¬нию ква¬ли¬фи¬ци¬ро¬ван¬ных го¬ро¬жан из Ба¬ку, но при¬гла¬ша¬ю¬щих “ли¬мит¬чи¬ков” из сов¬хо¬зов Под¬мо¬с¬ко¬вья и стро¬и¬те¬лей из Тур¬ции, по¬лу¬ча¬ю¬щих под¬дер¬ж¬ку сво¬их пан¬тюр¬ки¬ст¬ских пра¬ви¬те¬лей. Для них - ти¬хая не¬во¬ен¬ная ок¬ку¬па¬ция со¬се¬дей пу¬тем на¬вод¬не¬ния их тур¬ка¬ми, при¬е¬м¬ле¬ма не ме¬нее чем за¬во¬е¬ва¬ния ос¬ма¬нов. Не¬неш¬няя Тур¬ция - ре¬аль¬но пре¬тен¬ду¬ет на со¬з¬да¬ние пан¬тюр¬ки¬ст¬ско¬го мон¬ст¬ра - Ту¬ра¬на . От Ад¬ри¬а¬ти¬ки до Охот¬ско¬го мо¬ря. Не вла¬дея на¬уч¬ным ав¬то¬ри¬те¬том - они на¬де¬ют¬ся на плодовитость, си¬лу и хи¬т¬рость. Ис¬поль¬зуя то общ¬ность язы¬ка, то общ¬ность ре¬ли¬гий - ко¬г¬да что вы¬год¬но. На гра¬ни¬це с Ар¬ме¬ни¬ей в Тур¬ции сто¬ит на го¬то¬ве ар¬мей¬ская груп¬пи¬ров¬ка на мно¬го пре¬вы¬ша¬ю¬щая ту, что про¬во¬дит унич¬то¬же¬ние кур¬дов на гра¬ни¬це с Ира¬ком. Ждет сво¬его ча¬са.
 Пра¬ви¬те¬ли са¬мо¬зва¬ных кло¬ч¬ков СССР, стран-ор¬га¬ни¬за¬то¬ров по¬гро¬мов бы¬ли за¬ин¬те¬ре¬со¬ва¬ны в по¬лу¬че¬нии де¬нег от ди¬а¬с¬пор - для вне¬бюд¬жет¬ных по¬сту¬п¬ле¬ний. Азер¬бай¬д¬жан охот¬но на¬ни¬мал ук¬ра¬ин¬цев и че¬ченцев для вой¬ны с ка¬ра¬бах¬ца¬ми, от¬ча¬ян¬но за¬щи¬ща¬ю¬щи¬ми свои до¬ма. А азербайджанскую диаспору в Москве поощрял переводить финансы на родину. За этим следили и внеправительственные национальные “крыши”, охраняющие “своих” торговцев. Об¬ра¬зо¬ва¬лись за¬ро¬ды¬ши на¬ци¬о¬наль¬ных ма¬фи¬оз¬ных груп¬пи¬ро¬вок, в оп¬ре¬де¬лен¬ной сте¬пе¬ни со¬дей¬ст¬ву¬ю¬щих на¬ци¬о¬на¬ли¬сти¬че¬с¬ким пра¬ви¬тель¬ст¬вам, а по¬то¬му те¬с¬но свя¬зан¬ных с ни¬ми. Вот тут у ми¬ли¬ции го¬ло¬ва и по¬шла кру¬гом. На¬до как то про¬ти¬вить¬ся на¬плы¬ву южан¬ских ма¬фий, но за¬кон¬ные ос¬но¬ва¬ния это¬му вы¬бро¬ше¬ны вме¬сте с захаиными за¬ко¬на¬ми СССР. Об¬ще¬ст¬вен¬ное мне¬ние во мно¬гом со¬чув¬ст¬ву¬ет сво¬им гра¬ж¬да¬нам в од¬но¬ча¬сье став¬шим чу¬жи¬ми для вла¬стей, ог¬раб¬лен¬ны¬ми и не име¬ю¬щим офи¬ци¬аль¬ной за¬щи¬ты... Они едут к сво¬им вер¬хов¬ным пра¬ви¬те¬лям, ко¬то¬рых не¬сколь¬ко по¬ко¬ле¬ний ви¬де¬ло над со¬бой. А но¬вые пра¬ви¬те¬ли, те¬перь Рос¬сии, да¬же у се¬бя, не хо¬тят, или не мо¬гут на¬ла¬дить мир¬ную жизнь на со¬кра¬тив¬шей¬ся тер¬ри¬то¬рии, при уве¬ли¬чив¬шим¬ся во¬ен¬но-по¬ли¬цей¬ском ап¬па¬ра¬те по¬да¬в¬ле¬ния. Впро¬чем и в ре¬с¬пуб¬ли¬ках - ос¬кол¬ках, объ¬я¬вив¬ших о сво¬ем су¬ве¬ре¬ни¬те¬те, на¬ла¬дить ра¬бо¬ту ото¬рван¬ных ку¬с¬ков про¬мыш¬лен¬но¬сти ни¬ко¬му не уда¬лось хо¬тя бы на быв¬шем уров¬не. Су¬ще¬ст¬вен¬ной ча¬стью го¬су¬дар¬ст¬вен¬ных до¬хо¬дов стало разграбление доставшегося оборудования и ба¬наль¬ный гра¬беж при из¬г¬на¬нии (пра¬к¬ти¬че¬с¬ки без ве¬щей) гра¬ж¬дан “не¬ко¬рен¬ной” на¬ци¬о¬наль¬но¬сти, по ко¬то¬рой на¬зы¬ва¬лась быв¬шая ре¬с¬пуб¬ли¬ка СССР, за¬ко¬ны ко¬то¬ро¬го без¬за¬стен¬чи¬во на¬ру¬ша¬лись “как ус¬та¬рев¬шие!”. Ло¬ги¬ки при су¬ве¬ре¬ни¬за¬ции не бы¬ло ни¬ка¬кой. Ре¬с¬пуб¬ли¬ки объ¬я¬в¬ля¬ли цен¬т¬раль¬ную власть ок¬ку¬па¬ци¬он¬ной, про¬ти¬во¬за¬кон¬ной, но гра¬ни¬цы, на¬ри¬со¬ван¬ные этой вла¬стью счи¬та¬ли за¬кон¬ны¬ми, под¬ни¬ма¬ли их да¬же на уро¬вень ме¬ж¬ду¬на¬род¬ных, в то же вре¬мя от¬ка¬зы¬ва¬ясь от обя¬за¬тельств пред¬ше¬ст¬вен¬ни¬ков. Все, что бы¬ло по¬стро¬е¬но этой вла¬стью (за счет всей стра¬ны!) на тер¬ри¬то¬рии вы¬де¬лен¬ной под “Ре¬с¬пуб¬ли¬ку” -за¬хва¬ты¬ва¬лось яво¬ч¬ным по¬ряд¬ком. В том чи¬с¬ле и стра¬те¬ги¬че¬с¬кие объ¬е¬к¬ты, вы¬де¬ля¬ю¬щим¬ся ре¬с¬пуб¬ли¬кам не при¬на¬д¬ле¬жа¬щие и не ну¬ж¬ные, но до¬ро¬гие. Так бы¬ли за¬хва¬че¬ны Чер¬но¬мор¬ский (Ук¬ра¬и¬ной) и Ка¬с¬пий¬ский (Азер¬бай¬д¬жа¬ном) фло¬ты со сво¬и¬ми ба¬за¬ми, Стра¬те¬ги¬че¬с¬кие, для всей юж¬ной груп¬пи¬ров¬ки, во¬ен¬ные скла¬ды в Аг¬да¬ме (Азер¬бай¬д¬жа¬ном), ра¬кет¬ные ба¬зы и стра¬те¬ги¬че¬с¬кие (бом¬бар¬ди¬ро¬во¬ч¬ные) авиа¬груп¬пы - ото¬шли Ук¬ра¬и¬не и Бе¬ло¬рус¬сии. Един¬ст¬вен¬ная, по¬с¬ле унич¬то¬же¬ния Якут¬ской и При¬бал¬тий¬ской, уни¬каль¬на ра¬дар¬ная стан¬ция в Азер¬бай¬д¬жа¬не (точней - в арцахском городе Гонзах, переименованном в Гянджу) ста¬ла те¬перь спо¬со¬бом да¬в¬ле¬ния Азер¬бай¬д¬жа¬на на Мо¬с¬к¬ву. У нас, мол, сто¬ит! Это все - стра¬те¬ги¬че¬с¬кие штри¬хи, а по ме¬ло¬чи - на¬ро¬ду рос¬сий¬ско¬му и пре¬ж¬де все¬го - мо¬с¬к¬ви¬чам, на¬до бы¬ло объ¬я¬с¬нить, по¬че¬му это боль¬шин¬ст¬ву ста¬ло жить тя¬же¬лей, пе¬ре¬хо¬ды в ме¬т¬ро и уг¬лы на ули¬цах - пе¬ст¬рят ни¬щи¬ми, а на ба¬за¬рах вы¬со¬чен¬ные це¬ны мо¬но¬по¬ли¬зи¬ро¬ва¬ли мо¬ло¬дые, не¬ред¬ко на¬гло¬ва¬тые, азер¬бай¬д¬жа¬не. Кра¬с¬ная оп¬по¬зи¬ция ва¬лит на ма¬со¬нов и си¬о¬ни¬стов, но это ма¬ло ко¬го убе¬ж¬да¬ет. Да и хло¬по¬ты вла¬стям до¬с¬та¬в¬ля¬ли не они, а бе¬жен¬цы с юга, ли¬шен¬ные до¬мов, ра¬бо¬ты, до¬ку¬мен¬тов и род¬ных. Сим¬па¬тию к ним со сто¬ро¬ны мо¬с¬к¬ви¬чей на¬до бы¬ло сро¬ч¬но бло¬ки¬ро¬вать, при¬стег¬нуть к ним не¬до¬воль¬ст¬во ба¬зар¬ной мо¬ло¬де¬жью, ко¬то¬рых тру¬д¬но на¬звать бе¬жен¬ца¬ми. Свя¬зать пусть вы¬ду¬ман¬ной, не¬ло¬ги¬ч¬ной, но ча¬с¬то пуб¬ли¬ку¬е¬мой ни¬тью с кро¬ва¬вы¬ми со¬бы¬ти¬я¬ми раз¬го¬рев¬ши¬ми¬ся по всей стра¬ны и на Кав¬ка¬зе. Имен¬но ту¬да ука¬тил рус¬ский ге¬не¬рал Джо¬хар Ду¬да¬ев (кав¬ка¬зец, че¬чен по на¬ци¬о¬наль¬но¬сти), от¬ка¬зав¬ший¬ся рас¬стре¬ли¬вать де¬мон¬ст¬ра¬ции в При¬бал¬ти¬ке. Не толь¬ко гор¬дые, но и стро¬п¬ти¬вые они, эти кав¬каз¬цы раз¬ных на¬ци¬о¬наль¬но¬стей! Вот тут и под¬вер¬нул¬ся обоб¬щен¬ный и ту¬ман¬ный по сво¬ей сущ¬но¬сти тер¬мин, не тре¬бу¬ю¬щий до¬ку¬мен¬таль¬но¬го под¬твер¬жде¬ния (у мно¬гих бе¬жен¬цев кро¬ме ли¬ца - ни¬че¬го не ос¬та¬лось!). Вско¬ре по¬я¬ви¬лись мас¬со¬вые со¬об¬ще¬ния о “че¬чен¬ских ави¬зов¬ках”, ко¬то¬ры¬ми на¬ко¬нец за¬ин¬те¬ре¬со¬вал¬ся и став¬ший пре¬зи¬ден¬том Ич¬ке¬рии Д. Ду¬да¬ев. В от¬вет на его из¬лиш¬нее лю¬бо¬пыт¬ст¬во, не¬опо¬з¬нан¬ные са¬мо¬ле¬ты, вер¬то¬ле¬ты и тан¬ки во¬р¬ва¬лись в Гроз¬ный. Но ка¬ра¬бах¬ский и вла¬ди¬кав¬каз¬ский опыт по¬ка¬за¬ли как ну¬ж¬но об¬ра¬щать¬ся с ка¬ра¬те¬ля¬ми - их по¬би¬ли у ду¬да¬ев¬ско¬го двор¬ца. Ока¬за¬лось - в них не¬за¬кон¬ные омо¬нов¬цы, спец¬на¬зов¬цы и пр. люд из за¬кон¬ных во¬ин¬ских ча¬с¬тей ед¬ва ли не всей Рос¬сии. Но и это на¬до бы¬ло сва¬лить на кав¬каз¬цев, ина¬че лю¬би¬мых ге¬не¬ра¬лов на¬ка¬зы¬вать при¬дет¬ся. “Ли¬ца” опять по¬шли в ход.
 При от¬сут¬ст¬вии чет¬ко сфор¬ми¬ро¬ван¬ных, иде¬о¬ло¬ги¬че¬с¬ки окон¬ту¬рен¬ных пар¬тий - все СМИ за¬ви¬сят от во¬ли “спон¬со¬ра”, глав¬но¬го соб¬ст¬вен¬ни¬ка, да¬ю¬ще¬го зар¬пла¬ту. Рос¬сия на 99% жи¬вет от зар¬пла¬ты до зар¬пла¬ты. А ес¬ли и ее не пла¬тят - то во¬об¬ще на гра¬не су¬ще¬ст¬во¬ва¬ния. Лю¬бой чи¬нов¬ник, мо¬гу¬щий по¬вли¬ять на бла¬го¬по¬лу¬чие - чув¬ст¬ву¬ет се¬бя хо¬зя¬и¬ном за¬ви¬си¬мых. Без¬ра¬бо¬ти¬ца при от¬сут¬ст¬вии на¬ко¬п¬ле¬ний (умыш¬лен¬ная ин¬фля¬ция унич¬то¬жи¬ла все вме¬сте с до¬ве¬ри¬ем вла¬стям) ров¬ня¬ет пи¬шу¬щую бра¬тию с древ¬ней¬шей про¬фес¬си¬ей. Цен¬зу¬ры нет, но пи¬шет¬ся то, что угод¬но или вла¬стям или спон¬со¬рам. Стро¬п¬ти¬вых от¬стре¬ли¬ва¬ют или ли¬ша¬ют ра¬бо¬ты. Ва¬ло¬вой ин¬фор¬ма¬ци¬он¬ный про¬дукт по¬лу¬ча¬ет¬ся труд¬ным к ус¬во¬е¬нию. Да¬же чи¬та¬ю¬щие по при¬вы¬ч¬ке ме¬ж¬ду строк мо¬с¬к¬ви¬чи, не все¬гда по¬ни¬ма¬ют, кто из кав¬каз¬цев ко¬го бьет и за что, но яс¬но, во всех слу¬ча¬ях рус¬ские лю¬ди там иг¬ра¬ют да¬ле¬ко не все¬гда луч¬шие ро¬ли. “Ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти” обо¬ро¬ня¬ют свои до¬ма от “про¬вер¬ки па¬с¬пор¬тов” с по¬пут¬ны¬ми гра¬бе¬жа¬ми в Ка¬ра¬ба¬хе, от “вве¬де¬ния кон¬сти¬ту¬ци¬он¬но¬го по¬ряд¬ка”, то¬же с гра¬бе¬жа¬ми в Че¬ч¬не, про¬с¬то по¬ряд¬ка в Юж¬ной Осе¬тии и Аб¬ха¬зии, ко¬не¬ч¬но же с гра¬бе¬жа¬ми то¬же. А как же? Рас¬ска¬зы об от¬прав¬ке на¬граб¬лен¬но¬го в Мо¬с¬к¬ву ино¬гда по¬па¬да¬ют в прес¬су. Что - ни¬будь о су¬де над гра¬би¬те¬ля¬ми - не слыш¬но... На поч¬те в Сте¬па¬на¬кер¬те 1991 го¬да, где за по¬ряд¬ком “на¬блю¬да¬ла” ди¬ви¬зия ДОН-100 (из Ро¬с¬то¬ва) - я ли¬с¬тал кви¬тан¬ции с сол¬дат¬ски¬ми пе¬ре¬во¬да¬ми на два по¬ряд¬ка (в сот¬ни раз!) пре¬вы¬ша¬ю¬щи¬ми сол¬дат¬ское жа¬ло¬ва¬ние. Уди¬вил¬ся оби¬лию кви¬тан¬ций на по¬сыл¬ки - ко¬роб¬ки с обу¬вью, не толь¬ко муж¬ской, но и жен¬ской. Де¬во¬ч¬ки-поч¬тар¬ки не спра¬ши¬ва¬ли, от¬ку¬да это у сол¬дат? Со¬в¬сем не кав¬каз¬цев, а со всей Рос¬сии. За¬то в под¬шив¬ках цен¬т¬раль¬ных га¬зет 1992 - 96 го¬да су¬ще¬ст¬вен¬ная часть уго¬лов¬ных пре¬сту¬п¬ле¬ний на¬пря¬мую или ко¬с¬вен¬но свя¬зы¬ва¬лась с кав¬каз¬ца¬ми, ес¬ли нель¬зя бы¬ло по¬мя¬нуть кон¬крет¬но ар¬мян. С 1994 го¬да по¬я¬ви¬лась ост¬рая на¬доб¬ность за¬чер¬нить че¬чен¬цев, не ос¬та¬в¬ляя и ар¬мян и ин¬гу¬шей, же¬ла¬тель¬но - за¬деть и аб¬ха¬зов, ко¬то¬рых друг по ЦК - ре¬шил при¬стру¬нить ог¬нем и ме¬чом, а за од¬но и по¬гра¬бить. Под ви¬дом по¬ис¬ков сто¬рон¬ни¬ков Гам¬са¬хур¬дия, а по¬том про¬с¬то за не¬поч¬те¬ние. Там на ре¬ке Псоу по¬ста¬ви¬ли по¬сты, про¬пу¬с¬ка¬ю¬щие по 10 че¬ло¬век жен¬щин-аб¬ха¬зок с фру¬к¬та¬ми, ес¬ли они до¬ка¬жут (спо¬соб - раз¬ный), что едут не¬да¬ле¬ко, в Со¬чи, про¬дать ку¬рорт¬ни¬кам ман¬да¬ри¬ны. Их вы¬рас¬ти¬ли, а дру¬гой ра¬бо¬ты му¬жи¬кам нет. В ус¬ло¬ви¬ях глу¬хой бло¬ка¬ды осу¬ще¬ст¬в¬ля¬е¬мой Рос¬си¬ей и Гру¬зи¬ей, все хо¬зяй¬ст¬во Аб¬ха¬зии ос¬та¬лось без ра¬бо¬ты. Муж¬чин, да мо¬ло¬дых, че¬рез вы¬ду¬ман¬ную гра¬ни¬цу с РФ без ви¬зы из Тби¬ли¬си - не пу¬с¬ка¬ют, а с Гру¬зи¬ей - она яв¬ля¬ет¬ся пра¬к¬ти¬че¬с¬ки фрон¬том. Кор¬мить се¬мьи на¬до, фру¬к¬тов мно¬го, но бло¬ка¬да со сто¬ро¬ны Рос¬сии, в уго¬ду дру¬гу по ЦК - по¬з¬во¬ля¬ет фру¬к¬ты вы¬но¬сить толь¬ко жен¬ски¬ми ру¬ка¬ми... Уми¬ра¬ю¬щие от го¬ло¬да де¬ти вос¬пи¬ты¬ва¬ют не¬до¬воль¬ст¬во рус¬ски¬ми, в уго¬ду Тур¬ции и Шер¬ва¬над¬зе. Это по¬з¬во¬лит опять при¬брать Аб¬ха¬зию к ру¬кам Гру¬зии, в ту¬рец¬кую ор¬би¬ту. Стран¬но, что Рос¬сия от¬тал¬ки¬ва¬ет¬ся от тя¬ну¬щей¬ся к ней Аб¬ха¬зии, бо¬лее чем на по¬ло¬ви¬ну - рус¬ско¬я¬зы¬ч¬ной. Но кто-то пы¬та¬ет¬ся мо¬с¬ков¬ско¬му лю¬ду вну¬шить не¬при¬язнь не толь¬ко к злым кон¬ку¬рен¬там под¬мо¬с¬ков¬ных ста¬ру¬шек с зе¬ле¬нью, но и к кав¬каз¬цам во¬об¬ще. И луч¬ший спо¬соб - при¬ле¬пить к ним эти¬кет¬ку злыд¬ней, хо¬тя бы толь¬ко в га¬зе¬тах. Это об¬лег¬чит бо¬лее по¬л¬ное от¬тор¬же¬ние Ка¬ва¬за от Рос¬сии не толь¬ко в во¬ен¬ном от¬но¬ше¬нии, но и в куль¬тур¬ном, на¬уч¬ном, бы¬то¬вом. Опыт по¬ко¬ре¬ния Вьет¬на¬ма мо¬гу¬чи¬ми США, по¬в¬то¬рен¬ный, ка¬ра¬те¬ля¬ми РФ в Че¬ч¬не, по¬ка¬зал, что те¬перь во¬ен¬ным пу¬тем по¬ко¬рить на¬род, ес¬ли он не со¬в¬сем ма¬ло¬чи¬с¬лен¬ный и во¬о¬ду¬ше¬в¬лен об¬ще¬на¬род¬ной ос¬во¬бо¬ди¬тель¬ной иде¬ей, не¬воз¬мо¬ж¬но. Но за¬то во¬ен¬ный спо¬соб удер¬жа¬ния в сво¬ей ор¬би¬те - на¬де¬ж¬но рас¬тор¬га¬ет все свя¬зи -дру¬же¬ские, хо¬зяй¬ст¬вен¬ные, ис¬то¬ри¬че¬с¬кие, кров¬ные.
 Еще один тер¬мин упор¬но увя¬зы¬ва¬ет¬ся в СМИ с кав¬каз¬ца¬ми - “са¬мо¬пре¬воз¬г¬ла¬шен¬ные” ркспуб¬ли¬ки. Как буд¬то пре¬воз¬г¬ла¬шен¬ные кем то свы¬ше, как ан¬то¬ним зло¬по¬лу¬ч¬но¬го тер¬ми¬на, ма¬ро¬и¬о¬не¬то¬ч¬ные, луч¬ше. Да. На¬гор¬но-Ка¬ра¬бах¬ская, Аб¬хаз¬ская и Че¬чен¬ска¬вя ре¬с¬пуб¬ли¬ки - все пре¬воз¬г¬ла¬ше¬ны сво¬им на¬ро¬дом, по¬с¬ле ре¬фе¬рен¬ду¬мов про¬ве¬ден¬ных стро¬го по пред¬ше¬ст¬ву¬ю¬ще¬му за¬ко¬ну СССР от 3 ап¬ре¬ля 1990 го¬да. Ре¬с¬пуб¬ли¬ки, в ко¬то¬рые они вхо¬ди¬ли - Аз.ССР. Гру¬зия и РСФСР - та¬ких ре¬фе¬рен¬ду¬мов не про¬во¬ди¬ли. В на¬ру¬ше¬ние за¬ко¬на - РФСР про¬вел ре¬фе¬рен¬дум зад¬ним чи¬с¬лом, по¬с¬ле фа¬к¬ти¬че¬с¬ко¬го раз¬ва¬ла Со¬ю¬за - во¬пре¬ки пред¬ше¬ст¬ву¬ю¬ще¬му ре¬фе¬рен¬ду¬му. Сле¬до¬ва¬тель¬но - как это ни па¬ра¬до¬к¬саль¬но, но толь¬ко ре¬с¬пуб¬ли¬ки, бо¬рю¬щи¬е¬ся за свою не¬за¬ви¬си¬мость - име¬ют за¬кон¬ную власть, а их при¬те¬с¬ни¬те¬ли - имея не¬за¬кон¬ную, про¬дол¬жа¬ют без¬за¬ко¬ние гра¬ба¬жа¬ми мир¬но¬го на¬се¬ле¬ния, вы¬пол¬ня¬е¬мы¬ми во¬о¬ру¬жен¬ны¬ми си¬ла¬ми без объ¬я¬в¬ле¬ния вой¬ны. Кав¬каз¬цы и тут ока¬за¬лись на вы¬со¬те гра¬ж¬дан¬ской и ме¬ж¬ду¬на¬род¬ной че¬с¬ти-со¬ве¬с¬ти.
Рав¬но¬пра¬вие на¬ций на¬ру¬ша¬лось и от¬сут¬ст¬ви¬ем рус¬ских на¬ци¬о¬наль¬ных ор¬га¬нов по¬доб¬ных име¬ю¬щим¬ся для “ти¬туль¬ных” на¬ций. На¬род¬ные ин¬те¬ре¬сы рус¬ских или при¬рав¬ни¬ва¬лись к об¬ще¬го¬су¬дар¬ст¬вен¬ным или ими про¬с¬то пре¬не¬б¬ре¬га¬ли. В “ра¬зу¬ни¬та¬рен¬ном” го¬су¬дар¬ст¬ве - оба ва¬ри¬ан¬та - опа¬ны Они по¬з¬во¬ля¬ют со¬в¬сем не счи¬тать¬ся с “не¬та¬бель¬ны¬ми” на¬ци¬я¬ми...
 Од¬на¬ко - кав¬каз¬цы- это и рус¬ские лю¬ди (ка¬за¬ки, молокане). По¬те¬ря их Рос¬си¬ей пред¬ста¬в¬ля¬ет¬ся про¬ти¬во¬ес¬те¬ст¬вен¬ной да¬же са¬мым ту¬по¬го¬ло¬вым, ес¬ли они го¬во¬рят по рус¬ски. Тут и вы¬ру¬чи¬ло ми¬ли¬цей¬ское изо¬б¬ре¬те¬ние “ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти”. Па¬с¬пор¬тов то у них ча¬с¬то нет...За¬ма¬ра¬ем их огуль¬ной гря¬зью, гля¬дишь най¬дут¬ся бла¬го¬де¬те¬ли, ко¬то¬рым это на ру¬ку.
 Так кто же они, эти “Ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти”. Вот не¬дав¬но, два гру¬зин¬ских пар¬ня лет по 25, на Ма¬лой Гру¬зин¬ской ули¬це ве¬се¬ло под¬на¬чи¬ва¬ли про¬хо¬дя¬щих ми¬мо оде¬тых со вку¬сом де¬ву¬шек. Те упор¬но не от¬ве¬ча¬ли им, что оза¬да¬чи¬ло пар¬ней, вер¬тя¬щих в ру¬ках клю¬чи от ино¬мар¬ки. Вид¬но - пар¬ни при¬вы¬к¬ли к от¬вет¬но¬му вни¬ма¬нию. При¬ста¬ва¬ние их к де¬вуш¬кам бы¬ло на гра¬ни при¬ли¬чия, но без ху¬ли¬ган¬с¬т¬ва, как это уме¬ют имен¬но кав¬каз¬цы. Я вспом¬нил свою мо¬ло¬дость и сво¬его дру¬га Ас¬лам¬бе¬ка, кра¬сав¬ца-осе¬ти¬на, ко¬то¬рый то¬же не мог спо¬кой¬но про¬пу¬с¬тить ми¬мо за¬мет¬ных де¬ву¬шек, ко¬г¬да мы с ним бы¬ва¬ли в Ка¬ра¬ган¬де. У не¬го обя¬за¬тель¬но на¬хо¬дил¬ся ост¬ро¬ум¬ный спо¬соб об¬ра¬тить на се¬бя вни¬ма¬ние. В Со¬вет¬ское вре¬мя на¬вык об¬ще¬ния лю¬дей на гра¬ни фо¬ла был не ну¬жен, это - кав¬каз¬ское уме¬нье те¬перь хо¬ро¬шо по¬мо¬га¬ет ба¬зар¬ным тор¬гов¬цам. Луж¬ков на во¬п¬рос о за¬си¬лье азер¬бай¬д¬жан¬ца¬ми рын¬ков - от¬ве¬тил, что они - уме¬ют тор¬го¬вать. Он не уто¬ч¬нил, что тор¬го¬в¬ля - это и об¬ра¬ще¬ние с по¬ку¬па¬те¬лем и обес¬пе¬че¬ние по¬став¬ки, и что са¬мое ва¬ж¬ное - уме¬нье по¬ла¬дить с вла¬стя¬ми....На Кав¬ка¬зе все это со¬хра¬ни¬ли “Ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти”, то¬ч¬ней - кав¬каз¬ской мен¬таль¬но¬сти. Так кто же они?
 Сре¬ди этих лиц - кор¬ре¬с¬пон¬дент, ара¬бист по об¬ра¬зо¬ва¬нию, слу¬га прав¬ди¬во¬го сло¬ва, На¬дя Чай¬ко¬ва, про¬шла в фильт¬ра¬пункт близь Гроз¬но¬го, во¬о¬чию убе¬дить¬ся в ужа¬сах, что спец¬наз РФ тво¬рит в Че¬ч¬не, в ко¬то¬рые да¬же по¬с¬ле ру¬ко¬паш¬ных схва¬ток по¬ве¬рить бы¬ло тру¬д¬но. Уви¬де¬ла. Ис¬пы¬та¬ла на се¬бе по¬л¬ной ча¬шей, при¬няв му¬че¬ни¬че¬с¬кую смерть. Как “ли¬цо кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти”, рус¬ская по кро¬ви и вос¬пи¬та¬нию. Она по¬ка¬за¬ла, что честь и со¬весть со¬хра¬ни¬лись сре¬ди всех кав¬каз¬цев, в том чи¬с¬ле и рус¬ских, Ста¬ри¬ки-че¬чен¬цы по¬сел¬ка Ки¬си, най¬дя у до¬ро¬ги ее, за¬стре¬лен¬ную по-гит¬ле¬ров¬ски, в за¬ты¬лок - с му¬суль¬ман¬ским об¬ря¬дом пре¬да¬ли зе¬м¬ле. Че¬рез не¬де¬лю те¬ло ее пе¬ре¬за¬хо¬ро¬ня¬ли в Мо¬с¬к¬ве. Она ле¬жа¬ла в гро¬бу как свя¬тая, лик ее вну¬шал тре¬пет¬ное ува¬же¬ние, тле¬на не чув¬ст¬во¬ва¬лось. (ФО¬ТО есть)
Для ме¬ня - тор¬гов¬цы с Кав¬ка¬за - не эта¬лон пре¬сло¬ву¬тых “Лиц кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти” . Ее ско¬рей пред¬ста¬в¬ля¬ют мо¬с¬ков¬ские вра¬чи, ар¬ти¬сты, ком¬по¬зи¬то¬ры, про¬фес¬со¬ра. А ес¬ли со¬кра¬тить чи¬с¬ло пред¬ста¬ви¬те¬лей до еди¬ниц - то из современных пре¬ж¬де все¬го вспо¬ми¬на¬ет¬ся рус¬ский офи¬цер, на¬след¬ник су¬во¬ров¬ских тра¬ди¬ций, Джо¬хар Ду¬да¬ев. Со все¬ми сво¬и¬ми по¬ло¬жи¬тель¬ны¬ми и от¬ри¬ца¬тель¬ны¬ми (у ко¬го их нет?) ка¬че¬ст¬ва¬ми, хра¬ни¬тель че¬с¬ти рус¬ско¬го ору¬жия... Для мо¬ей на¬зва¬ной до¬че¬ри это - Ша¬миль Бо¬са¬ев. (Вставка 17.10. 00: который обливаясь кровью,потеряв ногу на мине, заорал на бойцов, поднывших его, по русски: “Ни шагу назад, тащите вперед, через минное поле, иначе все погибнем! Генерал Трошин такое поведение осудил, видимо полагая, что на месте Басаева сам он - сдался бы)
 Бу¬ду¬чи на Кав¬ка¬зе я уди¬в¬лял¬ся не го¬с¬те¬при¬им¬ст¬ву, там хо¬ро¬шо со¬хра¬нив¬ше¬му¬ся, тра¬ди¬ци¬он¬но¬му не толь¬ко на Кав¬ка¬зе, но и в рус¬ском За¬по¬ля¬рье, Си¬би¬ри. Ме¬ня вос¬хи¬ща¬ли кав¬каз¬ские де¬ти. Ка¬ра¬бах¬цы, ин¬гу¬ши, аб¬ха¬зы, гру¬зи¬ны - так уме¬ют вос¬пи¬тать сво¬их де¬тей, как на Ру¬си - да¬же в За¬по¬ля¬рье - ра¬зу¬чи¬лись... Ис¬тин¬ное ува¬же¬ние к ста¬ри¬кам - не вы¬ска¬зан¬ное с пра¬ви¬тель¬ст¬вен¬ных три¬бун, а в бы¬ту, та¬ко¬го как на раз¬но¬язы¬ком Кав¬ка¬зе - на Ру¬си уже нет и это¬му на¬до учить¬ся у “лиц кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти”. Не¬сет гла¬за¬стый ка¬ра¬пуз ва¬зу с кон¬фе¬та¬ми, ста¬вит пе¬ре¬до мной на стол, в Ве¬ри¬ше¬не, мно¬го лет от¬ре¬зан¬ном от все¬го ми¬ра, оса¬ж¬ден¬ном во¬ин¬ст¬вом Му¬та¬ли¬бо¬ва, Гу¬сей¬но¬ва, Али¬е¬ва, Шер¬ва¬над¬зе, Язо¬ва, Гра¬че¬ва и др. А сам де¬те¬ныш - ве¬ли¬че¬ст¬вен¬но уда¬ля¬ет¬ся и не под¬гля¬ды¬ва¬ет... Де¬ти Ка¬ра¬ба¬ха за¬бы¬ли вкус кон¬фет и про¬чих сла¬до¬стей. Они ра¬ды что нет об¬стре¬лов. Ме¬ня как гос¬тя на Кав¬ка¬зе встре¬ча¬ют тем, что счи¬та¬ет¬ся луч¬шим в до¬ме. Луч¬шим - и им не до¬с¬туп¬ным, по при¬чи¬не бло¬ка¬ды со сто¬ро¬ны мо¬е¬го пра¬ви¬тель¬ст¬ва. Толь¬ко для гос¬тей! На¬у¬чим¬ся ли мы, рус¬ские, у де¬тей Кав¬ка¬за то¬му, что зна¬ли на¬ши пред¬ки - да за¬бы¬ли в ГУ¬ЛА¬Ге?. А вот они - да¬же ин¬гу¬ши лишь не¬дав¬но вер¬нув¬ши¬е¬ся на Кав¬каз из ссыл¬ки - по¬м¬нят свя¬той за¬кон ува¬же¬ния гос¬тей. Я это ви¬дел в Дже¬ра¬хе, Мал¬го¬бе¬ке... Де¬ти че¬чен¬цев - уце¬лев¬шие от ка¬ра¬те¬лей ге¬не¬ра¬лов Рох¬ли¬на и Ку¬ли¬ко¬ва, чи¬с¬ля¬щих¬ся в ге¬ро¬ях - то¬же по¬м¬нят этот за¬кон. Так мне го¬во¬ри¬ли дру¬зья, по¬бы¬вав¬шие в Гроз¬ном и Са¬маш¬ках в самую горячую пору. И по¬м¬ня толь¬ко что ос¬во¬бо¬ж¬ден¬ный, еще с кровавыми телами, Атерк (в Ка¬ра¬ба¬хе, 1992 го¬да) - я им ве¬рю на 100%.
 Ос¬та¬вим в сто¬ро¬не все то по¬лез¬ное для всей Рос¬сии, что де¬ла¬ют мно¬го¬чи¬с¬лен¬ные вра¬чи- кав¬каз¬цы, их в Мо¬с¬к¬ве те¬перь не мень¬ше ев¬ре¬ев. Мо¬жет быть по¬то¬му и не да¬ют в этом го¬ду ме¬ди¬кам зар¬пла¬ту по не¬сколь¬ко ме¬ся¬цев, что уве¬ре¬ны в дол¬го¬тер¬пе¬нии не толь¬ко рус¬ских, но и вра¬чей- кав¬каз¬цев по на¬ци¬о¬наль¬но¬сти. До¬пу¬с¬тим - нет этих вра¬чей. Ну пом¬рет не¬сколь¬ко боль¬шее ко¬ли¬че¬ст¬во рос¬си¬ян. Так ведь это - в ос¬нов¬ном ста¬ри¬ки пом¬рут, пен¬си¬о¬не¬ры, а им пра¬ви¬тель¬ст¬во вы¬де¬ля¬ет пен¬сию мно¬го ни¬же про¬жи¬то¬ч¬но¬го уров¬ня, тем са¬мым по¬ка¬зы¬вая, что ес¬ли не ра¬бо¬та¬ешь - не¬че¬го воз¬дух пор¬тить. Ло¬жись и уми¬рай, бла¬го по¬хо¬ро¬ны ста¬ри¬ков ста¬ли мно¬го де¬ше¬в¬ле лю¬дей. Та¬ко¬ва, зна¬чит, цель пра¬ви¬те¬лей- омо¬ло¬дить Стра¬ну, унич¬то¬жить не¬ра¬бо¬та¬ю¬щих.
 Но ес¬ли мы вы¬го¬ним из Мо¬с¬к¬вы все “ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти” мы по¬те¬ря¬ем не толь¬ко го¬ря¬чую рус¬скую с кав¬каз¬ским под¬тек¬стом му¬зы¬ку Му¬ра¬де¬ли, яр¬кую, гор¬скую - Ха¬я¬ча¬ту¬ря¬на тра¬ги¬ч¬но- фи¬ло¬соф¬скую ар¬мян¬скую -Ба¬бад¬жа¬ня¬на, по кав¬каз¬ски му¬д¬рую - Та¬ра¬вер¬ди¬е¬ва и мно¬гих дру¬гих, в ко¬то¬рых рус¬ская ши¬ро¬та ду¬ши объ¬е¬ди¬ня¬ет¬ся с кав¬каз¬ским огонь¬ком и го¬ря¬ч¬но¬стью. Рос¬сия по¬те¬ря¬ет свое ли¬цо, очер¬ст¬вит свою ду¬шу. И от¬ку¬да она возь¬мет по¬те¬рян¬ное ува¬же¬ние к сво¬им ста¬ри¬кам и де¬тям, к сво¬им де¬лам, ес¬ли так за¬га¬дит их, а ря¬дом не бу¬дет вер¬ной ру¬ки кав¬каз¬ско¬го ку¬на¬ка?
 Про¬па¬ган¬ди¬ру¬ют пи¬щу без со¬ли. Имен¬но та¬кой ста¬нет Рос¬сия, ес¬ли по¬те¬ря¬ет бли¬з¬кую ду¬хов¬ную связь с Кав¬ка¬зом. Ес¬ли не куль¬ту¬рой и на¬у¬кой, а си¬лой по¬пы¬та¬ет¬ся при¬бли¬зить се¬бе Кав¬каз, все¬ми дру¬ги¬ми спо¬со¬ба¬ми тол¬кая его в Тур¬цию. Не калашников и авиабомбы привяжут Кавказ к России, а учебники и высокая наука, Если мы сохраним её у себя.
 А тер¬мин -”Ли¬ца кав¬каз¬ской на¬ци¬о¬наль¬но¬сти” - я уве¬рен - ко¬г¬да то бу¬дет зву¬чать как вы¬со¬кая по¬хва¬ла. Кав¬каз¬цы - все - бе¬ре¬гут свою честь не в при¬мер со¬в¬ре¬мен¬ной Рос¬сии, где обы¬к¬но¬вен¬ная ложь вве¬де¬на в нор¬маль¬ный оби¬ход вла¬стей, даже на всех видах общения со своим народом, не говоря уж об иностранцах.
 
К.М. Але¬к¬се¬ев¬ский 18. 7. 19¬97г.

 Пе¬ре¬дан в жур¬нал “Пра-Ар¬ме¬ния” но вви¬ду за¬кры¬тия ре¬дак¬ции за не¬пла¬теж ста¬тья не на¬пе¬ча¬та¬на. отказалась печатать без оплаты и “Литературка”, смолчала и “Правда”
К сожалению - актуальность